Согласно Унгвари (спасибо Алексею Исаеву и Chestnut) действительно никому из командования будапештского гарнизона не было предьявлено обвинение в убийстве наших парламентеров. Автор склоняется к тому, что капитан Штейнмец (а также шофер Филимоненко по нашим данным) погибли в результате огня венгерской ПТО и стрелкового оружия при приближении на машине с белыми флагами к позициям венгров. Капитан Остапенко был убит после передачи ультиматума на обратном пути. Автор считает, что это скорее всего случилось в результате огня нашей артиллерии, хотя возможно также и участие венгров. Автор приводит показания очевидцев со стороны противника, и сам же опровергает показания венгра о том, что машина со Штейнцем наехала на мину. Показаниям немецкого NCO об обстреле немецких позиций нашей артиллерией в месте перехода Остапенко у него подтверждаются данными о ранении нескольких немцев в результате этого обстрела. При этом он ссылается на книгу Gosztonyi Háború van, háború [It is War, War], Budapest, 1989a и на некоего Эриха Клейна (Klein, Erich, Contribution to Das Soldaten-Jahrbuch [The Soldiers’ Year Book]. Вот этот самый Клейн, командир артиллерийского батальона из Фельдхернхалле, и был осужден нашим судом за убийство Остапенко. Усли верить ему, он не признавал своей вины даже под пытками, но был приговорен к смертной казни, которую заменили на 25 лет. Он вышел на свободу в 1953. Унгвари считает, что этот немец не был виновным, так как его оправдала Российская военная прокуратура в 1993. (ПМСМ, чтобы прийти к такому выводу, надо бы показать как из десятков тысяч пленных наши остановили свой выбор именно на этом Клейне). Так как помимо осколочных ранений у Остапенко были также и пулевые, Унгвари считает что и венгры были причастны к его смерти. Автор сообщает также о том, что были очевидцы прибытия и третьего советского парламентера, который немедленно немцами был взят в плен.
После сообщения Совинформбюро ( http://www.victory.mil.ru/war/sib/1944.12.html от 30 декабря) об убийстве парламентеров, немцы начали собственное расследование, в результате которого оказалось, что никаких советских парламентеров не было вообще. Немцы утверждали, что наши послали 4 немецких военнопленных, которые были схвачены и переправлены в Вену в полевую жандармерию. Немцы посчитали это нарушением правил ведения войны и от 17 января 1945 запретили всем своим фестунгам на Восточном фронте принимать любых советских парламентеров. Унгвари скептически относится к результатам немецкого расследования, отмечая, что в Будапеште наши если и посылали куда-то пленных, то это, как правило, были пленные венгры. Кроме того, об этих пленных немцах никто и никогда не вспоминал, включая самого Пфеффера-Вильденбруха.
Однако следует отметить, что полковник в отставке В. Фомин в Красной Звезде пишет о двух засланных антифашистах, судьба которых остается неизвестной ( http://pobeda.rambler.ru/unknownwar.html?id=231).
> Однако следует отметить, что полковник в отставке В. Фомин в Красной Звезде пишет о двух засланных антифашистах, судьба которых остается неизвестной ( http://pobeda.rambler.ru/unknownwar.html?id=231).
Фашисты своих перебежчиков расстреливали без суда и следствия, ЕМНИП официально оные были объявлены вне закона. Поэтому посылать к немцам их бывших сослуживцев, как минимум, неумно.
Этот абзац - из Красной Звезды, если верить Rambler
>> Однако следует отметить, что полковник в отставке В. Фомин в Красной Звезде пишет о двух засланных антифашистах, судьба которых остается неизвестной
Фомин пишет именно о ЗАСЛАННЫХ антифашистах. Возможно, они переходили линию фронта нелегально, чему косвенным подтверждением может быть отсутствие каких-либо свидетелей перехода.