От Роман Алымов
К Роман Алымов
Дата 17.08.2000 15:21:02
Рубрики Современность; Флот;

И ещё отуда же (+)

К сожалению шансов у экипажа (вернее у той половины-трети, что выжила после аварии) почти нет.
Я жду-недождусь, когда военные озвучат наконец-то нормальную версию: циркуляция собственных торпед (лодка-то выполняла в районе стрельбы именно торпедами) и повреждение носовой части характерное и командирский перескоп поднят (хотя последнее вряд ли указывает на проведение стрельб, а скорее всего на то, что лодка в момент аварии шла на небольшой глубине). Впрочем, это уже не важно: вчера по TV показали схему повреждений и все ее видели. Важно другое: при всем уважении к г-ну Баранову (главный конструктор проекта 949А) его вчерашние рассуждения о том, что он якобы не понимает, почему экипаж не воспользовался ВСК (аварийная всплывающая камера, конструктивно - кусок рубки) и не вышел через торпедные аппараты или аварийные люки, выглядят довольно странно.
Достаточно прочитать анализ аварии АПЛ "Комсомолец", приводимый Л. Жильцовым (контр-адмирал, командир первой русской атомной подводной лодки, Герой Советского Союза за первый подводный поход на полюс) чтобы понять, что ВСК не может отстыковаться от лодки при сколько-нибудь значительном крене лодки (в случае с "Курском" крен достигает 25 градусов), тем более при повреждении рубки (а оно имеется). На "Комсомольце" ВСК отстрелилась уже при падении лодки на грунт, на глубине примерно 800 метров. Наше TV при этом сообщало, что с помощью ВСК с "Комсомольца" спасся мичман, но почему-то не сообщало, что он не единственный бывший в ВСК, но единственный выживший. Всплывшая ВСК тут же утонула, унеся с собой командира и нескольких офицеров. Она так и лежит рядом с "Комсомольцем".
Через торпедные аппараты экипаж не может покинуть лодку: аппараты только в носу, а отсеки в носу затоплены...
Кроме того есть у меня сильное подозрение, что в результате аварии был затоплен не только первый отсек (торпедный), но и центральный пост - судя по схеме повреждений это так и есть - крышки ракетных установок сорваны в районе переборки между вторым отсеком и центральным постом. А это может значить только одно: в момент аварии погибли все офицеры, находившиеся на центральном посту по боевому расписанию, кроме того перекрыт доступ к ВСК - она находится над центральным постом. В виду гибели большей части командного состава (а они по-боевому должны были находиться именно в передней части лодки), руководить чем-либо на лодке в общем-то некому: в живых из офицеров, наверное, остались атомщики и турбинисты (доктор, особист и химик не в счет).
Выход через аварийные люки тоже эквилибр не для детей. Эти люки находятся во втором (отпадает) и пятом (по-моему) отсеках. Чтобы воспользоваться люками надо опустить тубус под люком и уровнять давление в отсеке с забортным, путем частичного затопления отсека, и выходить свободным всплытием, подныривая под тубус (вряд-ли найдется такой крутой, который выйдет первым и присобачит к люку буй-вьюшку для остановок). Мне в этой ситуации неизвестно вот что: как это все работает в условиях сильного крена лодки.
До кучи есть предположение, что внутри прочного корпуса порядочный бардак вследствии удара о грунт (сорваны с фундаментов механизмы и т.п.) и, возможно, среди выживших много раненых, хотя наиболее тяжелые из них уже умерли. Думать о морально-психологическом состоянии экипажа я даже не хочу...
То, что пристыковать колокол или автономный аппарат к люку невозможно и объяснять не надо: и так видно.
Жалко ребят...

От Роман Алымов
К Роман Алымов (17.08.2000 15:21:02)
Дата 17.08.2000 15:22:17

И ещё немного (+)

Привет Всем!
Будем надеяться на самое лучшее. Лучшее - это подъем "сухим" методом.

Последствия (смерть людей) всех катастроф (именно так!) происходят от неумелого использования технических стредств или от недостаточной подготовки личного состава (до 80% случаев, но бывает еще одно - ПРИКАЗ).

Все подводные лодки снабжаются комплектами аварийно-спасательного снаряжения на каждого члена экипажа!!!

Ранее это были комплекты аппаратов ИДА-59 и комбинезонов СГП в составе комплекта снаряжения ИСП-60 и этих аппаратов хватило бы (даже с большим запасом) для выхода с аварийной ПЛ. Сейчас же используются более современные аппараты ИДА-59М, комбинезоны с поддувом, а также специальные емкости всплытия и тормозные парашютные системы. Комплект этого оборудования (ССП) позволяет выйти из аварийной ПЛ методом свободного всплытия с глубин до 250 м !!!, а при самостоятельном выходе по буйрепу (без систем всплытия и торможения) до 100 м. А так же используя это снаряжение можно осуществить т.н. "мокрое" спасение методом перехода в другую подводную лодку (в этом случае ограничение будет 120 метров).

Спасение может осущетвляться несколькими путями. Самый пиметивный, это выход через торпедные аппараты и через рубку центрального поста. Но в последнее время почти все ПЛ оборудованы т.н. шлюзовыми камерами и они предназначены для спасения методом своб. всплытия с глубин до 250 метров, а так же могут быть использованы в качестве приемного отсека для жестких спасательных устройств (ЖУ).
Именно таким способом осуществляется спас. операция на "Курске". В данном случае стыковка ЖУ производится через носовую шлюзовую камеру.

Выбор спасения зависит от ситуации. Кто учился по ПАДИ тот знает последовательность нескольких вариантов аварийного всплытия (начиная от нормального всплытия и заканчивая неконтролируемым).

Так и здесь, выбор идет от наиболее надежного и результативного (в техническом плане) до наиболее результативного (в плане уменьшения жертв). Так считантся, что использование снаряжения ССП (или ИСП-60) это самое последнее дело (особенно методом свободного всплытия - это аналог неконтролируемого).

Валерий Хлоповский

От Гришa
К Роман Алымов (17.08.2000 15:22:17)
Дата 17.08.2000 23:30:09

Нeпонятно

Eсли всe тaк хорошо и устроeнно, чeго они тaм сидят нa днe eщe? Нe с хорошeй жизни они пeрeстaли стучaть.