От фельдкурат Отто Кац
К All
Дата 30.04.2008 12:01:13
Рубрики Прочее; Флот; Армия;

Интересная русская военная экспедиция 1913 года в Греции (+)

Ite, missa est!

В соответствии с предписанием Св. Синода, 4 июня (в ряде источников — 5 июня) 1913 канонерская лодка «Донец» доставила архиепископа Вологодского Никона Рождественского и профессора Троицкого на гору Афон с целью «усмирения монашеского бунта» (11 июня к ним на помощь подошёл пароход «Царь» с 5 офицерами и 118 солдатами)[5]. Перепись, проведённая архиепископом, показала, что среди 1700 российских монахов 661 записали себя имяборцами, 517 — имяславцами, 360 уклонились от переписи, а остальные записались нейтральными[6]. В течение июня архиепископ Никон вёл переговоры с имяславцами и пытался заставить их поменять свои убеждения добровольно, но потерпел неудачу. 3 июля прибыл пароход «Херсон», направленный с целью выдворения монахов с Афона, и солдатам 6-й роты 50-го Белостокского полка российским консулом было дано приказание «взять мятежников приступом, но без кровопролития». Солдаты взяли штурмом монастырь святого Пантелеймона, в котором забаррикадировались имяславцы. Хотя монахи не были вооружены и активно не сопротивлялись, войска проявили значительную жестокость.

Монахов поливали водой из брандспойтов, солдатам было приказано избивать монахов штыками и прикладами винтовок. Предположительно, четыре монаха были убиты, и по, крайней мере, сорок восемь были ранены. После штурма Пантелеймонова монастыря монахи из Андреевского скита сдались добровольно.


Современный вид русского Пантелеимонова монастыря на АфонеПароход «Херсон» доставил 621 монаха с Афона в Россию[6] и 13 июля бросил якорь в Одессе. Сорок монахов, признанных неспособными пережить транспортировку, были оставлены в больнице на горе Афон. 17 июля пароход «Чихачев» доставил ещё 212 монахов с горы Афон[6]. Часть монахов добровольно покинули монастырь, некоторые уехали на Камчатку к миссионеру о. Нестору Анисимову. Оставшаяся часть монахов подписала бумаги, что они отвергают имяславие.

После допроса в Одессе, 8 задержанных монахов были возвращены на Афон, 40 отправлены в тюрьму, а остальные были лишены духовного сана и сосланы в различные области Российской Империи в соответствии с их пропиской. Основного руководителя имяславцев на Афоне, Антония Булатовича, сослали в его родовое имение в село Луцыковка Лебединского уезда Харьковской губернии.


Kehrt euch! Abtreten!

От DenisK
К фельдкурат Отто Кац (30.04.2008 12:01:13)
Дата 30.04.2008 19:17:44

А что за "имяславие", в чём прикол? (-)


От СанитарЖеня
К DenisK (30.04.2008 19:17:44)
Дата 30.04.2008 19:33:13

Re: А что...

"Отправной точкой этого спора стало появление в 1907 году книги схимонаха Иллариона "На горах Кавказа", посвященной теме мистического единения с Богом через призвание
...
Началась полемика в русской печати, в основном в журнале "Русский инок", главным апологетом учения Иллариона стал иеросхимонах Антоний (Булатович). Его наиболее влиятельным оппонентом был архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий).

Все споры велись вокруг развиваемой Илларионом идеи о том, что имя Божие есть Сам Бог, ставшей главным тезисом его сторонников (имяславцев). Имяславцы учили об энергийном соприсутствии Бога в Его Имени, призываемом в молитве, их противники, напротив, считали, что имя Божие - лишь символ, косвенно напоминающий нам о Нем.
...
Несмотря на негативное отношение церковной власти, имяславие нашло широкую поддержку среди русской интеллигенции и духовенства. Такие выдающиеся философы и богословы, как священник Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Алексей Лосев, епископ Полтавский Феофан (Быстров), разработали необходимую для имяславия теоретическую базу.
...
Протоиерей Георгий Флоровский писал по этому поводу: "...Илларион говорит о Божественном соприсутствии в молитве и называет призываемое имя Иисусово Самим Богом. Для Иллариона это было, по-видимому, не столько богословским утверждением, сколько простым описанием молитвенной реальности". Поэтому обвинения в адрес Иллариона были вполне справедливо расценены имяславцами как покушение на саму реальность мистического общения с Богом.
...
На первый взгляд может показаться, что суть проблемы лишь в неприятии частью богословов формулировки "Имя Божие есть Сам Бог". Но вряд ли это могло стать причиной столь ожесточенных споров, все гораздо глубже и серьезнее. Сам реализм мистического общения с Богом, описанного в книге Иллариона, многим показался слишком смелым. Истолковывать молитвенный опыт субъективно психологически представлялось более безопасным, смиренным и благочестивым. При этом православие фактически вырождается в протестантизм. Более того, такая позиция приближает человека к опасной грани между верой и неверием. Ведь, если религиозные установки не проецируются в молитвенную, мистическую практику, разувериться в них становится гораздо проще. Поэтому не случайно, что имяславческие споры почти совпали с революционными событиями: выбор между верой и неверием многими был сделан в пользу второго. "
http://religion.ng.ru/bogoslovie/2000-05-17/6_name.html

http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr9.htm




От DenisK
К СанитарЖеня (30.04.2008 19:33:13)
Дата 30.04.2008 21:27:02

Ну... церковь наверное права была в этом споре.

Что-то христианскую мистику уж очень они тривиализовали.
Хотя это древний спор - в иудаизме(который с точки зрения христианской мистики как раз тривиален) имя бога из четырёх букв("тетраграматон") типа недоступно или власть даёт знающему.
Попытались в идеологии назад откатить.

От СанитарЖеня
К DenisK (30.04.2008 21:27:02)
Дата 30.04.2008 22:06:57

Не готов спорить по богословским вопросам.

>Что-то христианскую мистику уж очень они тривиализовали.
>Хотя это древний спор - в иудаизме(который с точки зрения христианской мистики как раз тривиален) имя бога из четырёх букв("тетраграматон") типа недоступно или власть даёт знающему.
>Попытались в идеологии назад откатить.

Но у меня несколько более материалистическое объяснение. Повторение "мантры" позволяет ввести в изменённое состояние сознания. Такой себе нехимический наркотик.
Понятно, что для Церкви, как части госаппарата, это совершенно излишне.

От СБ
К СанитарЖеня (30.04.2008 22:06:57)
Дата 01.05.2008 02:50:00

Re: Не готов...

>>Что-то христианскую мистику уж очень они тривиализовали.
>>Хотя это древний спор - в иудаизме(который с точки зрения христианской мистики как раз тривиален) имя бога из четырёх букв("тетраграматон") типа недоступно или власть даёт знающему.
>>Попытались в идеологии назад откатить.
>
>Но у меня несколько более материалистическое объяснение. Повторение "мантры" позволяет ввести в изменённое состояние сознания. Такой себе нехимический наркотик.
>Понятно, что для Церкви, как части госаппарата, это совершенно излишне.
Скорее для нее излишним будет внутренний раскол, возникновение конкурента, попытка подкопаться под текущее руководство под прикрытием духовного авторитета, наконец. Попытки активной пропаганды, хм, оригинальных трактовок учения, всегда имели нездоровую тенденцию превращаться в политические движения.

От Д.Белоусов
К СанитарЖеня (30.04.2008 22:06:57)
Дата 30.04.2008 23:16:49

ИМХО, не в этом дело. Главная монашеская добродетель - трезвление. А тут нет его (-)


От Alex~Ts
К Д.Белоусов (30.04.2008 23:16:49)
Дата 01.05.2008 01:09:33

Дык без "трезвления" "мантра" не сработает вообще никак. (+)

Я забыл и сейчас не смог найти, какое именно греческое слово в православной литературе обычно переводят как "трезвление", но смысл его в отвлечении ума от чувственных объектов. Это делается разными методами, в том числе и при помощи указанных "мантр", молитв и т.п., и на сознание это действо производит эффект весьма неожиданный. :) "Имяславие" - частный случай подхода к "трезвлению", попавший под запрет, как я понимаю, только потому, что его адепты открыто двигали антицерковные тезисы. Реально это обычный прикладной мистицизм, ничего нового, для XX века - изобретение велосипеда. У пустынников все описано хорошо, на сайте "исихазм" есть неплохая библиотека. На современном научном уровне тоже кое-что начинают писать про физиологию мозга и мистицизм, например, на английском есть хорошая книга Dr. Austin - Zen and Brain. Антиоффтопик: на этих же механизмах мозга построены, например, психотехнические компоненты боевых искусств и современные психологические операции.

От DenisK
К Alex~Ts (01.05.2008 01:09:33)
Дата 01.05.2008 02:16:48

Не, чет многа букв.

Можно как-нибудь в двух словах?

От СБ
К DenisK (01.05.2008 02:16:48)
Дата 01.05.2008 02:43:04

В двух словах нельзя.

Точнее, можно как ув. Alex~Ts свести все это к "расширению сознания" и на том успокоиться, но в целом вопрос, эээ, не из легких.

От DenisK
К СанитарЖеня (30.04.2008 22:06:57)
Дата 30.04.2008 23:14:27

Ну да, кстате - интересная мысля.


>Но у меня несколько более материалистическое объяснение. Повторение "мантры" позволяет ввести в изменённое состояние сознания. Такой себе нехимический наркотик.
>Понятно, что для Церкви, как части госаппарата, это совершенно излишне.

К сожалению с авторами идеи уже нельзя пообщаться.

От Alex~Ts
К DenisK (30.04.2008 23:14:27)
Дата 01.05.2008 01:26:29

Дык есть масса первоисточников.

>>Но у меня несколько более материалистическое объяснение. Повторение "мантры" позволяет ввести в изменённое состояние сознания. Такой себе нехимический наркотик.
>>Понятно, что для Церкви, как части госаппарата, это совершенно излишне.
>К сожалению с авторами идеи уже нельзя пообщаться.

См. упомянутый сайт "Исихазм". Творчество деятелей типа Макария или Евагрия, которые считаются отцами православного монашества, мягко говоря, еретическое и антицерковное. Кое-что слегка "зацензурировано" хитрым переводом (напр. "умозритель" Евагрия в оригинале - "гностик" и т.п.), или переведено выборочно. Насколько мне известно, на том же Афоне практиковались, практикуются и исповедуются вещи не менее еретические; другое дело, что в массы они не просачиваются и не пропагандируются.

От фельдкурат Отто Кац
К фельдкурат Отто Кац (30.04.2008 12:01:13)
Дата 30.04.2008 12:02:45

Антон Булатович = "гусар-схимник" у Ильфа и Петрова ??? (-)


От Андрей Сергеев
К фельдкурат Отто Кац (30.04.2008 12:02:45)
Дата 30.04.2008 12:40:13

Re: Антон Булатович...

Приветствую, уважаемый фельдкурат Отто Кац!

Он самый. А также исследователь Африки, военный советник при императоре Эфиопии, участник подавления "Боксерского восстания", автор перизданной в советское время книги "С войсками Менелика II". В общем, весьма топичный персонаж.

С уважением, А.Сергеев

От Геннадий Нечаев
К Андрей Сергеев (30.04.2008 12:40:13)
Дата 30.04.2008 14:22:02

Re: Антон Булатович...

Ave!
>Приветствую, уважаемый фельдкурат Отто Кац!

>...автор перизданной в советское время книги "С войсками Менелика II". В общем, весьма топичный персонаж.

Которую я тут кстати постил с год назад в оригнальном издании

>С уважением, А.Сергеев
Omnia mea mecum porto

От ЖУР
К Андрей Сергеев (30.04.2008 12:40:13)
Дата 30.04.2008 12:45:10

Вдогонку

http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/1/na14.html

"Зато более чем вероятным представляется, что Илье Ильфу и Евгению Петрову в 1927 году рассказал о Булатовиче и его причудливой судьбе не кто иной, как влиятельный московский покровитель одесской писательской диаспоры Владимир Нарбут. Он, как известно, занимал пост ответственного редактора журнала «30 дней», в котором был впервые напечатан роман «Двенадцать стульев», включающий в себя и вставную новеллу о «гусаре-схимнике Алексее Буланове», а также являлся главой издательства «Земля и Фабрика», где вышло первое книжное издание романа."


ЖУР