От kcp
К eng. Alex
Дата 27.04.2008 01:16:57
Рубрики Прочее; Современность;

Re: К 22...

> Доктор, что конкретно они отключили? Из того, что написано в INSAG-7, не следует, что они действовали против тогда действующего регламента.

А как быть с этим?

--------------------------
http://n-t.ru/tp/ie/ca.htm
Когда количество оставшихся стержней достигло 15, оперативный персонал должен был реактор заглушить. Это было его прямой служебной обязанностью. Но он этого не сделал.

Этот вывод подтверждают и показания И.И. Казачкова, работавшего 25 апреля 1986 г. начальником дневной смены 4-го блока: «Я так скажу: у нас неоднократно было менее допустимого количества стержней – и ничего...», «...никто из нас не представлял, что это чревато ядерной аварией. Мы знали, что делать этого нельзя, но не думали...» [18].

В результате в 01 ч 22 мин 30 с. в активной зоне оставалось 6...8 управляющих стержней. Но и это персонал не остановило, и он приступил к электротехническим испытаниям. При этом можно уверенно предположить, что персонал продолжал вывод стержней до самого момента взрыва. На это указывает фраза «началось медленное повышение мощности» [1] и экспериментальная кривая изменения мощности реактора в зависимости от времени [12] (см. рис. 2).
--------------------------

От eng. Alex
К kcp (27.04.2008 01:16:57)
Дата 29.04.2008 03:50:12

Re: К 22...

>> Доктор, что конкретно они отключили? Из того, что написано в INSAG-7, не следует, что они действовали против тогда действующего регламента.
>
>А как быть с этим?

>--------------------------
>
http://n-t.ru/tp/ie/ca.htm
>Когда количество оставшихся стержней достигло 15, оперативный персонал должен был реактор заглушить. Это было его прямой служебной обязанностью. Но он этого не сделал.

>Этот вывод подтверждают и показания И.И. Казачкова, работавшего 25 апреля 1986 г. начальником дневной смены 4-го блока: «Я так скажу: у нас неоднократно было менее допустимого количества стержней – и ничего...», «...никто из нас не представлял, что это чревато ядерной аварией. Мы знали, что делать этого нельзя, но не думали...» [18].

>В результате в 01 ч 22 мин 30 с. в активной зоне оставалось 6...8 управляющих стержней. Но и это персонал не остановило, и он приступил к электротехническим испытаниям. При этом можно уверенно предположить, что персонал продолжал вывод стержней до самого момента взрыва. На это указывает фраза «началось медленное повышение мощности» [1] и экспериментальная кривая изменения мощности реактора в зависимости от времени [12] (см. рис. 2).
>--------------------------

Они утверждают, что по у них не было возможности напрямую контролировать этот параметр, потому что он считался второстепенным. Количество стержней в зоне на момент аварии было рассчитано уже после того, как она произошла. Задним умом, как известно... Кроме того, ОЗР -- это не количество стержней в прямом смысле, а расчётная величина, измеряющаяся в стержнях. Выдержка из стенограммы суда:

Вопрос суда:

- Почему в документах Главного конструктора, проекти­ровщиков РБМК, не было физико-технического обоснования невозможности работать при тепловой мощности аппарата менее 750 мвт, имея ОЗР менее 15 стержней в активной зоне?

Ответ экспертов:

- Этих пояснений и не надо. Иначе регламент распухнет. Предполагается, что персонал грамотный и все это знает. Но сейчас в регламент вписано положение о режимах ядерной опасности.

Откуда персонал это мог знать?

От kcp
К eng. Alex (29.04.2008 03:50:12)
Дата 29.04.2008 08:46:53

Re: К 22...

>Они утверждают, что по у них не было возможности напрямую контролировать этот параметр, потому что он считался второстепенным. Количество стержней в зоне на момент аварии было рассчитано уже после того, как она произошла. Задним умом, как известно... Кроме того, ОЗР -- это не количество стержней в прямом смысле, а расчётная величина, измеряющаяся в стержнях. Выдержка из стенограммы суда:

>Вопрос суда:

>- Почему в документах Главного конструктора, проекти­ровщиков РБМК, не было физико-технического обоснования невозможности работать при тепловой мощности аппарата менее 750 мвт, имея ОЗР менее 15 стержней в активной зоне?

Можете прокомментировать такие вещи. На них ссылается Б.Горбачёв
----------------------------------------------------------------
Регламент требовал: «Работа реактора при запасе менее 26 стержней допускается с разрешения главного инженера станции».
----------------------------------------------------------------
в регламенте записано: «При снижении оперативного запаса реактивности до 15 стержней реактор должен быть немедленно заглушен».
----------------------------------------------------------------

Т.е. если в регламенте есть такие слова, то "физико-технического обоснования невозможности работать при тепловой мощности аппарата менее 750 мвт, имея ОЗР менее 15 стержней в активной зоне" действительно не надо

>- Этих пояснений и не надо. Иначе регламент распухнет. Предполагается, что персонал грамотный и все это знает. Но сейчас в регламент вписано положение о режимах ядерной опасности.

> Откуда персонал это мог знать?

Из более общих положений регламента, к примеру.