Такой вот флотский вопрос про отношение к сдаче корабля
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
Читаю тут серию рОманов о похождения аглицкого немца Горация Втрубудуева, аглицкого же писателя Лесника. Оный Гораций дважды сдавал корабль неприятелю, но как-то перед трибуналом отмазывался. И вообще, как я понял, сдача корабля под давлением непреодолимых обстоятельств (к примеру, подавляющее превосходство противника) у англичан преступлением не считалась.
У нас же вспоминается история с фрегатом "Рафаил" и несколько истеричное требование государя оный фрегат, даже если его удастся отбить, сжечь в жопу, как позорящий славный Андреевский флаг и все такое прочее.
А сколько раз вообще сдавались русские корабли (Небогатова здесь не учитываем)? И как наказывали капитанов?
...но вроде бы до строгостей петровского устава доходило редко.
Фрегат Митау сдался французской эскадре (1734г.), для командира, Дефремери, было "отягчающее обстоятельство" - что сам был француз, после освобождения приговорен "к лишению живота", потом заменили на разжалование, потом вообще помиловали (причем, снова командовал кораблем на Черном море и вторично попал в ситуацию, когда турки окружили превосходящими силами, он высадил команду и взорвал корабль, и сам погиб)
ЛК Всеволод в 1808 был захвачен англо-шведской эскадрой, там наказали в том числе командира эскадры и трех командиров кораблей, не пришедших своевременно на помощь.
>А сколько раз вообще сдавались русские корабли (Небогатова здесь не учитываем)?
В 1856 году одна русская шхуна штормом была отнесена к Стамбулу, где и сдалась туркам без выстрела, предварительно уничтожив ценные вещи.
После возвращения из плена капитан не понес никакого наказания, убытки приняты на счёт казны, ему и команде выдано годовое жалованье.