От А.Никольский
К Игорь Кулаков
Дата 11.01.2008 18:25:22
Рубрики ВВС;

Re: Да, совершенно...

а можно подоступней объяснить неспециалисту, в чем настоящая крутость этого летающего мегадевайса, кроме номера поколения :-) Что, он будет рвать модернизированные сушки как тузик грелку? Настолько все плохо?
++++++
это фактически новая концепция ведения боевых действий в воздухе, а не просто новая платформа - там имеет место обмен данными в группе, получение данных со всех прочих систем разведки и пр. Ну и сам самолет крут неимоверно на текущий день - радар с АФАР, которые придает принципиально новые возможности (вплоть до "электронных ударов" этим радаром по бортовым системам самолетов противника), малозаметность, которая дает ощутимые тактичческие преимущества и пр и пр
У нас по сути к тому же двигалось, если вспомнить МиГ-31 (который также летает группой и обменивается данными), но F -22 - принципиально новвый технический уровень, никем в мире на данный момент недостижимый

С уважением, А.Никольский

От А.Погорилый
К А.Никольский (11.01.2008 18:25:22)
Дата 11.01.2008 20:06:07

Про "электронные удары", пожалуйста, подробнее

>радар с АФАР, которые придает принципиально новые возможности (вплоть до "электронных ударов" этим радаром по бортовым системам самолетов противника)

Это как? Ширина главного лепестка диаграмы направленности (т.е. плотность излучаемой энергии) определяется исключительно соотношением между размером антенны и длиной волны. Это физический закон (скорее даже математический), который не обойти никакой силой. Размер антенны не может быть больше чем размер части самолета, где она расположена, длину волны тоже уменьшать без толку (сильно упадет генерируемая мощность, что сьест весь выигрыш).
Так что реальных возможностей повысить плотность энергии, связанных с АФАР, я не вижу.

Основное преимущество АФАР - в приемной части. На уровне цифровой обработки можно создать любое разумное количество синтезированных диаграмм направленности (ДН), каждая из которых будет отслеживать свою цель. Точнее, одну цель отслеживает пучек от 3 до 5 близкорасположенных ДН, что позволяет определить ее угловые координаты с высокой точностью.
Возможности по быстродействию современной цифровой обработки позволяют создать устройство, отслеживающее с высокой точностью десятки-сотни целей одновременно. Это, конечно, дает очень большие тактические преимущества в групповом бою.
"Целями" в этом смысле являются и свои самолеты, опознаваемые системой "свой-чужой", т.е. есть данные по взаимному положению и всей своей, и всей вражеской группировки. На основе этих данных бортовой вычислитель (если в него заложены ТТХ соответствующих типов самолетов) может автоматически вычислять, например, какой сомолет противника не прикрыт и его можно безбоязненно атаковать. Или какой свой в угрожаемом положении и его надо бы прикрыть. Или кого из противников надо "пугнуть" (но не зарываясь, чтобы не быть сбитым, тот же вычислитель обьяснит что такое "не зарываясь", т.е. когда и куда надо выходить из атаки), чтобы сорвать его атаку на своего. И так далее.

Что касается снижения радиолокационной заметности - не надо преувеличивать его значения.
Все противоотражающие окрытия весьма узкополосны, это опять же физическое ограничение. Чтобы покрытие было широкополосным, его толщина должна быть порядка длины волны, т.е. единиц сантиметров, что означает неприемлемо большой вес. А значит, смена длины волны радиолокаторов противника (штатное действие при переходе с мирного времени на военное) может оказаться оказаться неприятным сюрпризом, придется менять это покрытие.
Возможности снижения заметности за счет формы также ограничены, поскольку подходящая для этого форма - плохая аэродинамика, да и снижение происходит лишь с некоторых направлений, и то для случая, если приемник и передатчик РЛС не разнесены (а в наземных РЛС разнести их не великая проблема).
Ну и не забываем, что дальность РЛС пропорциональна четвертой степени отражающей способности цели, т.е. сократив отражающую способность в 16 раз - снижаем дальность всего вдвое.

От tarasv
К А.Погорилый (11.01.2008 20:06:07)
Дата 11.01.2008 23:41:00

Re: Про "электронные...

>Основное преимущество АФАР - в приемной части. На уровне цифровой обработки можно создать любое разумное количество синтезированных диаграмм направленности (ДН), каждая из которых будет отслеживать свою цель. Точнее, одну цель отслеживает пучек от 3 до 5 близкорасположенных ДН, что позволяет определить ее угловые координаты с высокой точностью.

А мсточником таких интересных сведений можно поделиться? Про ДН только на прием. А если это делается на DSP или вобще на процессоре вторички то ФАР тут совсем непричем.

>Все противоотражающие окрытия весьма узкополосны, это опять же физическое ограничение. Чтобы покрытие было широкополосным, его толщина должна быть порядка длины волны, т.е. единиц сантиметров, что означает неприемлемо большой вес. А значит, смена длины волны радиолокаторов противника (штатное действие при переходе с мирного времени на военное) может оказаться оказаться неприятным сюрпризом, придется менять это покрытие.

Токо надо иметь в виду что передатчики практически всех РЛС против которых работают современные РПМ еше более узкополосные чем радиопоглощающее покрытие, так что никаких сюрпризов не будет.


Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Игорь Кулаков
К А.Никольский (11.01.2008 18:25:22)
Дата 11.01.2008 19:06:18

Re: Да, совершенно...

спасибо за ликбез. я тут малость почитал все что доступно на первой странице гугля насчет пак фа и возник еще вопрос: насколько реальным видится сейчас его "...начало службы в 2015", т.е. не будет ли ожидать его то же, что и су-47 "беркут"?

От А.Никольский
К Игорь Кулаков (11.01.2008 19:06:18)
Дата 11.01.2008 19:26:58

Re: Да, совершенно...

насколько реальным видится сейчас его "...начало службы в 2015", т.е. не будет ли ожидать его то же, что и су-47 "беркут"?
++++
Су-47 - это вообще изначально экспериментальный самолет, летающая лаборатория для укрепления членометрии нового руководителя КБ, хотя попытки впарить его флоту были:)
Начало службы в 2015 г явно нереально, но первый полет прототипа где-то в 2010 плюс 1-2 года реален (дальше загадывать ИМХО рано). Но это прототип именно боевого, а не экспериментально-выставочного изделия
С уважением, А.Никольский

От SerB
К А.Никольский (11.01.2008 19:26:58)
Дата 11.01.2008 21:56:09

Re: Да, совершенно...

Приветствия!

>Су-47 - это вообще изначально экспериментальный самолет, летающая лаборатория для укрепления членометрии нового руководителя КБ, хотя попытки впарить его флоту были:)

По информации Вадима Лукашевича (его сайт www.buran.ru), который работал по этой теме, Су047 создан на базе прототипа флотского самолета разрвботки еще конца 80-х. Сам Су-47 вроде флоту никто не впаривал

Удачи - SerB