От Fregat
К All
Дата 28.11.2007 18:14:13
Рубрики Современность; ВВС;

Вопрос по календарю (+)

в 1973 году в районе Тбилиси капитан Геннадий ЕЛИСЕЕВ на самолете МиГ-21 таранил нарушителя - самолет ВВС Ирана. Это был первый таран в истории сверхзвуковой авиации. При столкновении советский летчик погиб. Капитану Елисееву посмерно было присвоено звание Героя Советского Союза.


А чем была вызвана необходимость тарана? в ВОВ в основном тараны если "расстрелял все патроны" или "самолет подбит так подороже продать свою шкуру".
А в данном случае какие обстоятельства?
И какие еще известны тараны в реактивной авиации?
И есть ли шансы у реактивного летчика спастись после тарана? А сохранить машину?

От Д.И.У.
К Fregat (28.11.2007 18:14:13)
Дата 29.11.2007 13:51:42

Общее замечание по календарю (риторическое)

Весь календарь испещрен записями, что такой-то родился, такой-то короновался, такой-то умер (своей смертью), такой-то речь толкнул перед благодарными подданными, тогда-то парламент открылся, такой-то цесаревич едва не погиб на переправе (вот если бы погиб - другое дело), тогда-то образована такая-то ССР и т.д. и т.п.

Может быть, все-таки самоограничить календарь началами-окончаниями войн, сражениями, потоплениями, выдающимися сбитиями и другими событиями, прямо связанными с кровопролитием или непосредственно к нему ведущими и готовящими.

От Esq
К Fregat (28.11.2007 18:14:13)
Дата 29.11.2007 08:14:19

Ре: Вопрос по...

>в 1973 году в районе Тбилиси капитан Геннадий ЕЛИСЕЕВ на самолете МиГ-21 таранил нарушителя - самолет ВВС Ирана. Это был первый таран в истории сверхзвуковой авиации. При столкновении советский летчик погиб. Капитану Елисееву посмерно было присвоено звание Героя Советского Союза.

А таран на сверхзвуке был?

От amyatishkin
К Fregat (28.11.2007 18:14:13)
Дата 28.11.2007 19:29:55

Re: Вопрос по...

>в 1973 году в районе Тбилиси капитан Геннадий ЕЛИСЕЕВ на самолете МиГ-21 таранил нарушителя - самолет ВВС Ирана. Это был первый таран в истории сверхзвуковой авиации. При столкновении советский летчик погиб. Капитану Елисееву посмерно было присвоено звание Героя Советского Союза.

>А чем была вызвана необходимость тарана? в ВОВ в основном тараны если "расстрелял все патроны" или "самолет подбит так подороже продать свою шкуру".

>А в данном случае какие обстоятельства?
Считается, что он промахнулся ракетами, а из-за халатности оружейника с пушки не сняли предохранительные чеки.

>И какие еще известны тараны в реактивной авиации?
>И есть ли шансы у реактивного летчика спастись после тарана? А сохранить машину?

В 1981 году таранил Куляпин В.А. на Су-15
В ЧССР в 1973 и на Л-29 Мржичка М. и еще кто-то и на Су-7 Гаммер Ф.
В Корее в 1951 Субботин С.П., в 1952 Ковалев И.П., в 1953 американцы Хейл и Хостер на Ф-94 таранили По-2
В 1967 году израильский самолет сбит падающим катапульным креслом (врут поди)
В 1972 во Вьетнаме Ву Ксань Тхиеу на Миг-21
Американцы сталкивались с дальними разведчиками Ту-16 и Т-95
В 1987 Цымбал В. на Су-27 таранил "Орион"
В 2001 китайцы на J-8 таранили EP-3

От Fregat
К amyatishkin (28.11.2007 19:29:55)
Дата 28.11.2007 19:35:36

Re: Вопрос по...

>>в 1973 году в районе Тбилиси капитан Геннадий ЕЛИСЕЕВ на самолете МиГ-21 таранил нарушителя - самолет ВВС Ирана. Это был первый таран в истории сверхзвуковой авиации. При столкновении советский летчик погиб. Капитану Елисееву посмерно было присвоено звание Героя Советского Союза.
>
>>А чем была вызвана необходимость тарана? в ВОВ в основном тараны если "расстрелял все патроны" или "самолет подбит так подороже продать свою шкуру".
>
>>А в данном случае какие обстоятельства?
>Считается, что он промахнулся ракетами, а из-за халатности оружейника с пушки не сняли предохранительные чеки.

А вот интересно. вроде время не военное. насколько была прям вот крайняя необходимость таранить? гробить материальную часть и себя самого с высокой долей вероятности? Что по этому поводу думало руководство на земле? Да и логика...

>>И какие еще известны тараны в реактивной авиации?
>>И есть ли шансы у реактивного летчика спастись после тарана? А сохранить машину?
>
>В 1981 году таранил Куляпин В.А. на Су-15
>В ЧССР в 1973 и на Л-29 Мржичка М. и еще кто-то и на Су-7 Гаммер Ф.
>В Корее в 1951 Субботин С.П., в 1952 Ковалев И.П., в 1953 американцы Хейл и Хостер на Ф-94 таранили По-2
>В 1967 году израильский самолет сбит падающим катапульным креслом (врут поди)
>В 1972 во Вьетнаме Ву Ксань Тхиеу на Миг-21
>Американцы сталкивались с дальними разведчиками Ту-16 и Т-95
>В 1987 Цымбал В. на Су-27 таранил "Орион"
>В 2001 китайцы на J-8 таранили EP-3

ых, подробностей бы хоть кратких...

От amyatishkin
К Fregat (28.11.2007 19:35:36)
Дата 28.11.2007 19:50:27

Re: Вопрос по...


>>Считается, что он промахнулся ракетами, а из-за халатности оружейника с пушки не сняли предохранительные чеки.
>
>А вот интересно. вроде время не военное. насколько была прям вот крайняя необходимость таранить? гробить материальную часть и себя самого с высокой долей вероятности? Что по этому поводу думало руководство на земле? Да и логика...

Государственной необходимости не было - противником был учебный самолет, типа по ошибке залетевший. Руководство ничего не думало - на таран пошел самостоятельно. Вроде бы хотел катапультироваться перед столкновением.

>>>И какие еще известны тараны в реактивной авиации?
>>>И есть ли шансы у реактивного летчика спастись после тарана? А сохранить машину?
>>
>>В 1981 году таранил Куляпин В.А. на Су-15
>>В ЧССР в 1973 и на Л-29 Мржичка М. и еще кто-то и на Су-7 Гаммер Ф.
>>В Корее в 1951 Субботин С.П., в 1952 Ковалев И.П., в 1953 американцы Хейл и Хостер на Ф-94 таранили По-2
>>В 1967 году израильский самолет сбит падающим катапульным креслом (врут поди)
>>В 1972 во Вьетнаме Ву Ксань Тхиеу на Миг-21
>>Американцы сталкивались с дальними разведчиками Ту-16 и Т-95
>>В 1987 Цымбал В. на Су-27 таранил "Орион"
>>В 2001 китайцы на J-8 таранили EP-3
>
>ых, подробностей бы хоть кратких...

Книжка Жирохов, Котлобовский "Иду на таран!", вышла в этом году.
Половина из перечисленных, вероятно, столкновения.

От Exeter
К amyatishkin (28.11.2007 19:50:27)
Дата 28.11.2007 20:12:53

Елисеев получил приказ таранить

Здравствуйте, уважаемый amyatishkin!

>>>Считается, что он промахнулся ракетами, а из-за халатности оружейника с пушки не сняли предохранительные чеки.
>>
>>А вот интересно. вроде время не военное. насколько была прям вот крайняя необходимость таранить? гробить материальную часть и себя самого с высокой долей вероятности? Что по этому поводу думало руководство на земле? Да и логика...
>
>Государственной необходимости не было - противником был учебный самолет, типа по ошибке залетевший. Руководство ничего не думало - на таран пошел самостоятельно.

Е:
Как раз чаще всего пишут, что идиотский приказ о таране был отдан с земли.

http://www.trud.ru/trud.php?id=200312112310801

Там рассказ высокопоставленного очевидца - начальника политотдела 15-го корпуса ПВО генерал-майора Александра Останина, бывшего в этот момент на КП.

"В это время в воздухе уже находились два истребителя нашего корпуса и еще один, взлетевший, как позже выяснилось, с аэродрома Вазиани в Грузии. Там дислоцировались части 34-й Воздушной армии Закавказского военного округа. За штурвалом МиГ-21 борта 240 - капитан Геннадий Елисеев. Пункт наведения тут же просчитал, что ближе всех к цели находится именно Елисеев. Ему капитан Темный и передал приказ: "Цель уничтожить!"
Помню, какая гнетущая тишина стояла в помещении. Истребитель Елисеева пошел на сближение. Счет - на секунды.
- Пуск первый! - доложил Елисеев. И дальше - молчок. Спустя какое-то время опять доклад: "Пуск второй!" И снова молчок.
Никто на КПП не проронил ни звука. Все понимали, что произошло. Ракета класса "воздух - воздух" взрывается, если проходит ближе 30 метров от цели. Значит - промах.
Из динамика опять раздался голос Елисеева: "Самолет летит". Капитан Темный дает ему команду идти на таран, и мы слышим в ответ хладнокровное "Есть на таран!"
Сегодняшним сверстникам Геннадия Елисеева вряд ли понять эту его безрассудную решимость. Слишком изменился мир, в котором мы все оказались. И как ни крути, доверия в нем стало больше. А тогда по обе стороны "железного занавеса" царила обстановка военного психоза и сотни дежурных расчетов стратегических сил готовы были одним движением пальцев обрушить цивилизацию в ядерный апокалипсис. Елисеева так учили: пропустишь нарушителя - война станет ближе. Его учили: враг хитер и коварен, он только и ждет момента для удара по социалистической Родине. Рассуждать на сверхзвуковых скоростях о цене собственной жизни было некогда. И Елисеев ударил...
Темный еще успел подсказать: бей плоскостью крыла. Елисеев отвечает: "Вас понял!" Это были его последние слова."

Добавлю, что Елисеев был замполитом 1-й аэ 982-го иап.

С уважением, Exeter

От Ustinoff
К Exeter (28.11.2007 20:12:53)
Дата 28.11.2007 23:22:50

Re: Елисеев получил...

Hello, Exeter!
You wrote on Wed, 28 Nov 2007 20:12:53 +0300:

E> Там рассказ высокопоставленного очевидца - начальника политотдела 15-го
E> корпуса ПВО генерал-майора Александра Останина, бывшего в этот момент на
E> КП.

E> "Самолет летит". Капитан Темный дает ему команду идти на таран, и мы
E> слышим в ответ хладнокровное "Есть на таран!" Сегодняшним сверстникам
E> Геннадия Елисеева вряд ли понять эту его безрассудную решимость. Слишком
E> изменился мир, в котором мы все оказались. И как ни крути, доверия в нем

Бред какой-то.

E> Добавлю, что Елисеев был замполитом 1-й аэ 982-го иап.

Сплошные замполиты почему-то в этом случае.

E> С уважением, Exeter



От amyatishkin
К Exeter (28.11.2007 20:12:53)
Дата 28.11.2007 20:25:29

Re: Елисеев получил...


>Е:
>Как раз чаще всего пишут, что идиотский приказ о таране был отдан с земли.

Видел версию, что он ничего не передавал на землю.
И вторую - что запросил о необходимости тарана и с земли подтвердили.
Спорить не буду.

От Fregat
К amyatishkin (28.11.2007 19:50:27)
Дата 28.11.2007 19:55:50

Re: Вопрос по...


>>>Считается, что он промахнулся ракетами, а из-за халатности оружейника с пушки не сняли предохранительные чеки.
>>
>>А вот интересно. вроде время не военное. насколько была прям вот крайняя необходимость таранить? гробить материальную часть и себя самого с высокой долей вероятности? Что по этому поводу думало руководство на земле? Да и логика...
>
>Государственной необходимости не было - противником был учебный самолет, типа по ошибке залетевший. Руководство ничего не думало - на таран пошел самостоятельно. Вроде бы хотел катапультироваться перед столкновением.

возникает вопрос - каким местом думал летчик?

азарт боя?
желание выслужицца?
праведный гнев ?

интересно, если бы он спасся после тарана, его бы наказали или наградили? получается, угробил самолет безо всякой необходимости. кстати, он что, один на перехват вылетел?

От (v.)Krebs
К Fregat (28.11.2007 19:55:50)
Дата 29.11.2007 11:15:54

подумайте над следующим

Si vis pacem, para bellum

>возникает вопрос - каким местом думал летчик?
если самолет противника собрал развединформацию и имеет шанс уйти за госграницу. Ваши действия?


От amyatishkin
К Fregat (28.11.2007 19:55:50)
Дата 28.11.2007 21:14:24

Re: Вопрос по...

>возникает вопрос - каким местом думал летчик?

>азарт боя?
>желание выслужицца?
>праведный гнев ?

>интересно, если бы он спасся после тарана, его бы наказали или наградили? получается, угробил самолет безо всякой необходимости. кстати, он что, один на перехват вылетел?

Для раскрытия по событиям был написан роман.
Сульянов А. К. Расколотое небо: Роман.
Аннотация: В центре романа — подвиг Геннадия Васеева, совершившего таран самолета-нарушителя ценой своей жизни.
http://www.amyat.narod.ru/prose/sulyanov_ak3/index.htm

От tarasv
К Fregat (28.11.2007 18:14:13)
Дата 28.11.2007 19:18:16

Re: Вопрос по...

>А в данном случае какие обстоятельства?

Одна ракета не попала в цель, вторая не сошла.

>И какие еще известны тараны в реактивной авиации?

Если не считать случайные (типа МиГ-21 и B-52 во Вьетнаме или недавнего "вытеснениея" Ориона китайцами) то немного но есть. Начинать надо с "мастера тараных ударов" на Ме-262 Шалльмозера, за ним числится сбитый тараном истребитель, сам он кстати нормально после этого приземлмлся, столкновение со сбитысм им же бомбером и непреднамереннай таран еще одного бомбардировщика. В двух последних случаях он приземлялся уже на парашюте. Субботина в Корее на подбитом МиГ-15 выпустил воздушные тормоза на пикировании и висевший на хвосте американец въехал в него. Субботин удачно катапультировался, американец- нет. Два случая в ПВО СССР - Елисеев и Куляпин. Может ктото еще вспомнитю

>И есть ли шансы у реактивного летчика спастись после тарана? А сохранить машину?

Спастись шансы вполне реальные, Куляпин совершивший второй реактивный таран в советских ВВС успешно катапультировался.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Fregat
К tarasv (28.11.2007 19:18:16)
Дата 28.11.2007 20:04:04

Re: Вопрос по...



>>И есть ли шансы у реактивного летчика спастись после тарана? А сохранить машину?
>
> Спастись шансы вполне реальные, Куляпин совершивший второй реактивный таран в советских ВВС успешно катапультировался.

а подробностями второго тарана не поделитесь?

От tarasv
К Fregat (28.11.2007 20:04:04)
Дата 28.11.2007 20:18:30

Re: Вопрос по...

>> Спастись шансы вполне реальные, Куляпин совершивший второй реактивный таран в советских ВВС успешно катапультировался.
>а подробностями второго тарана не поделитесь?

Есть например здесь
http://aeroram.narod.ru/win/k/kulyapin_va.htm да и в других местах с немного разными деталями, но в целом все сходится.

Орфографический словарь читал - не помогает :)