> Должен отметить, что в начале ветки шла речь вообще не об эффективности расходов на флот, а о роли флота. Отрицать роль флота при обороне приморских кораблей у Вас не получается.
В этом случае я хочу конкретизации понятия "флот".
Просто ли это совокупность кораблей?
>>Во-2х из металла "платформ" можно изготовить бОльше кол-во орудий и распределить их иначе :)
> Для этого надо доказать, что строительство и поддержание флота отбирало не ресурсы вообще, а ресурсы именно из тех узких мест, из-за которых не получалось наращивать производство в интересах сухопутных войск. Учитывая что значительная часть кораблей была дореволюционной постройки и вообще кораблестроение как отрасль в основном создана еще империей - доказать это трудно.
Эта тема действительно выходит за рамки обсуждаемого тезиса. Но почему же трудно?
В модернизацию и строительство верфей вкладывались средства, которые могли бы быть направлены на развитие других отраслей и т.д. и т.п.
> Никаким магическим способом превратить линкор "Марат" в множество 203-мм гаубиц Б-4 (единственное наше массовое орудие большой мощности) не получилось бы.
Странное желание. А почему Вы рассматриваете подобную "трансформацию"?
> Равным образом, хотелось бы узнать, в какое количество Б-4, по Вашему мнению, могли бы трансформироваться крейсера пр.26 и "семерки".
Добрый день!
>> Должен отметить, что в начале ветки шла речь вообще не об эффективности расходов на флот, а о роли флота. Отрицать роль флота при обороне приморских кораблей у Вас не получается.
>
>В этом случае я хочу конкретизации понятия "флот".
>Просто ли это совокупность кораблей?
Разумеется, это нечто большее, но все, что достигнуто "совокупностью кораблей" должно записываться в копилку флота.
>>>Во-2х из металла "платформ" можно изготовить бОльше кол-во орудий и распределить их иначе :)
>> Для этого надо доказать, что строительство и поддержание флота отбирало не ресурсы вообще, а ресурсы именно из тех узких мест, из-за которых не получалось наращивать производство в интересах сухопутных войск. Учитывая что значительная часть кораблей была дореволюционной постройки и вообще кораблестроение как отрасль в основном создана еще империей - доказать это трудно.
>
>Эта тема действительно выходит за рамки обсуждаемого тезиса. Но почему же трудно?
>В модернизацию и строительство верфей вкладывались средства, которые могли бы быть направлены на развитие других отраслей и т.д. и т.п.
Финансовые ресурсы - далеко не единственные, особенно в условиях социалистической экономики.
>> Никаким магическим способом превратить линкор "Марат" в множество 203-мм гаубиц Б-4 (единственное наше массовое орудие большой мощности) не получилось бы.
>
>Странное желание. А почему Вы рассматриваете подобную "трансформацию"?
Ну, поскольку, "субститут" для тяжелых орудий на кораблях - сухопутные тяжелые орудия.
>> Равным образом, хотелось бы узнать, в какое количество Б-4, по Вашему мнению, могли бы трансформироваться крейсера пр.26 и "семерки".
>
>Пересчитайте по стоимости.
Неприемлемы такие подходы в условиях социалистической экономики и директивного ценообразования. Финансовые показатели не имеют никакого отношения к "бутылочным горлышкам", которые могли иметь место на самом деле - например нехватке рабочих определенных специальностей, каких-то видов станков или материалов и т.п. В советской экономике в отличие от рыночной дефицитность материала не вела автоматически к повышению его стоимости - его просто-напросто директивно перенаправляли в приоритетную отрасль. Поэтому "пересчитывать по стоимости" крейсер пр. 26 в гаубицы - неправильно.
В отличие от танкопрома и автопрома военное кораблестроение у нас было создано в основном при царе, так что доказать отъем им дефицитных ресурсов у армии еще сложнее. Большая часть артиллерийских кораблей, кстати, тоже построена при царе.
С уважением, Василий Кашин