Путаная, но сохранившаяся матчасть довольно простая ;) (+)
Приветствую Вас!
>был ли жанр этот популярен и в каком вообще виде существовал?
>Читал мнение, что современный роман вырос из специфического вида прикладной литературы - описаний "казусов", по которым тренировались юристы. Так, нет?
Не специалист, но - не уверен. Возможно в чем-то и так, но, думаю, одними "казусами" там не обошлось.
В классическом учебнике И.М.Тронского "История античной литературы" основные прецеденты античной художественной прозы освещаются так:
1. С одной стороны, имеем "Милетские рассказы" некоего Аристида из Милета. Этот пользовавшийся большой популярностью сборник любовных новелл был написан в конце II в. до н.э. До нас он не дошел, но является, похоже, первым известным нам прозаическим художественным произведением в более-менее современном понимании этого слова: сюжет, герои, влюбленности, интриги и т.п. В общем, легкое чтение для утомленных солнцем эллинов ;)
Достаточно смело можно утверждать, что уже в I в. до н.э. жанр прозаических новелл и романов о любовных приключениях процвел пышным цветом (фиксируется у Цицерона и т.д.), хотя дошедшая до нас "классика жанра" - "Дафнис и Хлоя", "Эфиопика", "Хэрей и Каллироя" - это I в. н.э. и позже, до III в. включительно.
2. С другой стороны, где-то в первой половине первого века нашей эры (до или во время Нерона) появляются две очень забавные фальшивки:
- "Дневник Троянской войны", якобы написанный участником той самой войны Диктисом;
- "История гибели Трои", якобы написанная троянцем Даретом.
Так рождается художественный "исторический" роман (с немалой долей криптоистории ;)
3. Наконец, первым основательным _плутовским_, сатирическим романом (с элементами уголовщины ;) является замечательный "Сатирикон" Гая Петрония Арбитра. Это у нас где-то середина I в. н.э.
Вот, собственно, и основные известные тексты-первопроходцы в жанре романа. Они же кое-где и последние, поскольку ничего более яркого (по моему мнению), чем "Сатирикон", нам римляне в этом жанре не оставили.
В II-III вв. н.э. многократно реплицировались любовно-приключенческие, сочинялись мистико-фантастические ("Метаморфозы или Золотой осел") и псевдоисторические романы.
А потом пришли Аларих, Аттила и Папа Римский и на Западе выключили свет ;)
Причем интересно, что в относительно близких к оригиналу формах античный роман затем существовал в средневековой Византии ("Повесть об Исминии и Исмине" и др.) - о чем обычно принято забывать. И это в то время (XII в.), когда на Западе _художественной прозы_, строго говоря, не было вообще, а был лишь более-менее окультуренный героический эпос.
Впрочем, потом пришли Баязиды с Мехмедами - и свет выключили уже в Византии. Зато в то же время в Англии уже сидел Томас Мэллори и писал "Смерть Артура"...
Но в любом случае, "современному роману" - или, точнее, тому, что обычно называют "европейским романом Нового Времени" - пришлось рождаться по сути заново, как бы "из ничего". А точнее - через отрицание обеих предшествующих традиций: героико-рыцарской и амурно-эллинистической. И произошло это уже в XVII в.
>В II-III вв. н.э. многократно реплицировались любовно-приключенческие, сочинялись мистико-фантастические ("Метаморфозы или Золотой осел") и псевдоисторические романы.
>А потом пришли Аларих, Аттила и Папа Римский и на Западе выключили свет ;)
На мой взгляд, просто произошел упадок письменной культуры, и романы массово перешли из прозы в более легко запоминающиеся поэтические формы. Один из популярнейших примеров - историко-приключенческо-моралистический "Роман об Александре". В устных формах до сих пор существует на востоке, а сюжеты массово использовались в других произведениях.
>Причем интересно, что в относительно близких к оригиналу формах античный роман затем существовал в средневековой Византии ("Повесть об Исминии и Исмине" и др.) - о чем обычно принято забывать. И это в то время (XII в.), когда на Западе _художественной прозы_, строго говоря, не было вообще, а был лишь более-менее окультуренный героический эпос.
>Впрочем, потом пришли Баязиды с Мехмедами - и свет выключили уже в Византии. Зато в то же время в Англии уже сидел Томас Мэллори и писал "Смерть Артура"...
Томас Мэллори, скорее, был художественным компилятором и редактором, а его работа имела более ранние корни. Английский первопечатник Какстон кроме "Смерти Артура" напечатал в прозе еще и истории о лисе Рейнарде - это уже чистый fiction, без эпических и исторических героев и что-то еще, не помню что - но по сути, ничего нового. Все сюжеты уже в раннем средневековье уже имелись, если не в прозаической, то в стихотворной форме, типичные "романы в стихах". Еще часть "Кентерберийских историй" Чосера была в прозе - по сути это английский "Декамерон", который в свою очередь пересказ ранее известных сюжетов.
>Но в любом случае, "современному роману" - или, точнее, тому, что обычно называют "европейским романом Нового Времени" - пришлось рождаться по сути заново, как бы "из ничего". А точнее - через отрицание обеих предшествующих традиций: героико-рыцарской и амурно-эллинистической. И произошло это уже в XVII в.
На мой взгляд, очевидное заимствование сюжетов говорит о непрерывности литературной традиции - реально можно говорить только о новых литературных формах, новом языке (что вполне естественно) и книге в ее современном понимании как продукте книгопечатания, но не о принципиально новом содержании.