От Константин Федченко
К Tallinec
Дата 24.07.2007 13:00:25
Рубрики WWII; ВВС;

Re: Переход летчиков...

>Неоднократно слышал в программах, что за время ВОВ не было ни одного случая перехода советских пилотов/экипажей (на самолёте) к немцам. Так ли это? Имеется ввиду именно переход на сторону немцев, а не спецоперации немцев по «угону» советских самолётов для снятия чертежей и т.д.

А что такое "именно переход"? Ведь градаций масса...
Как расценить потерю ориентировки с ошибочным выходом на посадку на аэродром противника?
Вынужденную посадку поврежденного самолета?

"С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 г. перелетели к немцам 66 самолетов, еще 20 экипажей воспользовались возможностью побега в первые три месяца 1944 г. Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно: подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего летчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере. К тому же решившийся на перелет едва ли внешне выдавал свои намерения и попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах "пропавшим без вести" или "не вернувшимся из боя".
Впрочем, единичные свидетельства дезертирства летного состава все же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 г., когда при бомбардировке Кенигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно. Летом 1941 г. в 735-й бап один из экипажей на Су-2 не вернулся домой, взяв курс на запад. В результате разбирательства полк не получил гвардейское звание, хотя и был уже к нему представлен. "
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/roa/roa.html

истину установить вряд ли удастся - из-за субъективного интереса, имеющегося в документах обеих сторон (причем обе стороны скорее заинтересованы в том, чтобы невольный или ошибочный перелет рассматривать как сознательный и добровольный).

С уважением

От Владислав
К Константин Федченко (24.07.2007 13:00:25)
Дата 28.07.2007 14:01:59

Источник инфы -- больно уж "с душком"...

Доброе время суток!

>
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/roa/roa.html

"В любом случае с предельной ясностью и невероятной честностью итог подвел Александр Солженицын в "Архипелаге Гулаг""


С уважением

Владислав

От Андю
К Владислав (28.07.2007 14:01:59)
Дата 28.07.2007 14:04:22

"Невероятная честность" -- это 5. :-) Стиля "газета "Ненужная правда". :-) (-)


От karlenko
К Константин Федченко (24.07.2007 13:00:25)
Дата 24.07.2007 13:34:29

Re: Переход летчиков...

>"С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 г. перелетели к немцам 66 самолетов,

Целая дивизия?! Шиза какая-то, - кто ж это их подсчитывал? И плюс ко всему, к немцам они почему-то не долетели, поскольку по фотографиям известно может с десяток ЦЕЛЫХ трофейных самолетов периода 1943.

>Впрочем, единичные свидетельства дезертирства летного состава все же сохранились, первое из которых относится уже к 22 июня 1941 г., когда при бомбардировке Кенигсберга штурман предпочел выпрыгнуть с парашютом из своего СБ, но не возвращаться обратно. Летом 1941 г. в 735-й бап один из экипажей на Су-2 не вернулся домой, взяв курс на запад. В результате разбирательства полк не получил гвардейское звание, хотя и был уже к нему представлен. "
>
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/roa/roa.html

"Темный уголок неба" называется, куда стягивается всякий непроверенный мусор. Насчет штурмана 40БАП - я когда-то давал эту информацию. Смотрю, даже пригодилась кому-то :) По рассказу ветерана полка самолет действительно вернулся без штурмана, с открытыми створками люка. Но не факт что он выпрыгнул сознательно - известны и другие подобные случаи, когда штурмана или стрелка выбрасывало близким разрывом зенитного снаряда. При этом одного даже наказали "за самовольное покидание боевого поста" :)
А вот про 135БАП (а не 735!) - вообще чушь. Их больше половины не вернулось после полета на запад...

Ну а приказ №229 НКО СССР "Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков" - вообще причем тут?! Или все "уклонисты" только и мечтали перелететь к врагу?
В общем, фтопку такие статьи...

От RILAR
К karlenko (24.07.2007 13:34:29)
Дата 24.07.2007 19:49:20

Re: Переход летчиков...

самолет действительно вернулся без штурмана, с открытыми створками люка. Но не факт что он выпрыгнул сознательно - известны и другие подобные случаи, когда штурмана или стрелка выбрасывало близким разрывом зенитного снаряда.

Весной 1944 года КБФ было целое дело по поводу выпадания штурмана из Ил-4, везшего разведчиков в Вост. Пруссию. Экспертиза доказала, что возможно самопроизвольное открывание люка, А то мужика чуть не расстреляли поначалу.

От А.Погорилый
К karlenko (24.07.2007 13:34:29)
Дата 24.07.2007 14:28:12

Re: Переход летчиков...

>>"С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 г. перелетели к немцам 66 самолетов,
>Целая дивизия?! Шиза какая-то, - кто ж это их подсчитывал? И плюс ко всему, к немцам они почему-то не долетели, поскольку по фотографиям известно может с десяток ЦЕЛЫХ трофейных самолетов периода 1943.

Причем ряд случаев посадки у немцев по ошибке известен. Например, при перелете на Кубань 3-го ИАК (весна 1943) из-за ошибки в ориентировании сели на немецком аэродроме несколько Як-1 (3-4 насколько помню).

>"Темный уголок неба" называется, куда стягивается всякий непроверенный мусор.

Да уж. Меня просто убило вот это "на высоте 50 метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман... " (про Алелюхина)
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/aleluhin.html
Так и представляю себе штопор на высоте 50 метров. Да и переворот ...

>Насчет штурмана 40БАП - я когда-то давал эту информацию. Смотрю, даже пригодилась кому-то :) По рассказу ветерана полка самолет действительно вернулся без штурмана, с открытыми створками люка. Но не факт что он выпрыгнул сознательно - известны и другие подобные случаи, когда штурмана или стрелка выбрасывало близким разрывом зенитного снаряда. При этом одного даже наказали "за самовольное покидание боевого поста" :)

Всяко бывает. После близкого разрыва зенитного снаряда мог запаниковать и, сочтя самолет сбитым, выпрыгнуть. В состоянии паники человек не очень соображает что делает.

От R1976
К А.Погорилый (24.07.2007 14:28:12)
Дата 24.07.2007 14:49:46

Re: Переход летчиков...

>>>"С советской стороны, по германским источникам, только за 1943 г. перелетели к немцам 66 самолетов,
Если посчитать потери ориентировки и вынужденные на немецкой территории то возможно так и выйдет.
>>Насчет штурмана 40БАП - я когда-то давал эту информацию. Смотрю, даже пригодилась кому-то :) По рассказу ветерана полка самолет действительно вернулся без штурмана, с открытыми створками люка. Но не факт что он выпрыгнул сознательно - известны и другие подобные случаи, когда штурмана или стрелка выбрасывало близким разрывом зенитного снаряда. При этом одного даже наказали "за самовольное покидание боевого поста" :)
>
>Всяко бывает. После близкого разрыва зенитного снаряда мог запаниковать и, сочтя самолет сбитым, выпрыгнуть. В состоянии паники человек не очень соображает что делает.
Читал что стрелок Пе-2(нач связи эскадрильи) при штурмовке отстегнулся от ремня. Для удобства обстрела колонны с бреющего. При резком маневрировании вывалился. Вышел к нашим через неделю.
Время -1945. Чехословакия.
Будь 1943 и попади в плен как бы немцы его зарегестрировали ?
С уважением R 1976

От Grozny Vlad
К А.Погорилый (24.07.2007 14:28:12)
Дата 24.07.2007 14:41:23

Re: Переход летчиков...

>Всяко бывает. После близкого разрыва зенитного снаряда мог запаниковать и, сочтя самолет сбитым, выпрыгнуть. В состоянии паники человек не очень соображает что делает.

Из "Бостона", если не ошибаюсь, на трассе, при перегоне стрелок в полете выпал. Так что, бывает и не такое...

Грозный Владислав