От Alex Medvedev
К All
Дата 10.08.2000 12:06:24
Рубрики Прочее; Современность; Армия;

Что за забастовка в 42 мсд?

СРЕДСТВА НА ЧЕЧЕНСКУЮ ВОЙНУ, КАЖЕТСЯ, ЗАКАНЧИВАЮТСЯ. НО ОХОТНИКОВ УСМИРЯТЬ ЧЕЧНЮ БЕСПЛАТНО НЕ ТАК УЖ МНОГО...

Такого в нашей армии не было лет восемьдесят. Не случалось с времен гражданской войны, чтобы взбунтовался целый полк. И где - в Чечне.

"Махновщины", впрочем, не было. Никто не бегал по возрождающейся республике с оружием в руках: солдаты 70-го мотострелкового полка в городе Шали отказались выполнять приказы командиров. В дисбат и тюрьму не попал ни один человек. Все расследовавшие и разбиравшиеся с этим делом генералы и офицеры понимали, что "забастовка" солдат вызвана объективными причинами. Контрактников, набранных по голодающим русским городам и деревням, попросту обманули. Им при заключении контракта в военкоматах обещали платить деньги за участие в боевых действиях в Чечне. На месте же оказалось, что "боевые" выплаты установлены для всех военнослужащих и сотрудников МВД, которые находятся в "стреляющей" республике в командировках... кроме солдат и офицеров 42-й мотострелковой дивизии - они здесь служат в месте постоянной дислокации.
Ситуация непонятная: если солдаты из 42-й дивизии на несколько дней в порядке служебной необходимости прикомандировываются к другой восковой части, например, для участия в боевой операции против сепаратистов, то выплаты им идут. Возвращаются в свой полк - нет. Хотя от подрыва на фугасе и обстрелов блокпостов не застрахован в Чечне никто. Солдаты 70-го мотострелкового полка выразили протест против несправедливости массовым разрывом контрактов - уволились более 200 человек.
Владимир Путин "завоевал" действующую на Кавказе армию, когда в августе прошлого года пообещал и, сдержав слово, стал платить военным приличные "боевые" (их в армии зовут еще "гробовыми") деньги. За каждый день участия в боевых действиях солдату определена сумма в 810 рублей, сержанту - 830, прапорщику - 850, а офицеру - 950. За месяц на войне каждый из военнослужащих таким образом получает под тысячу баксов.
Еще из льгот на войне. Солдаты и офицеры получают оклады по воинским должностям и званиям в полуторном размере. Один месяц службы идет в зачет в выслугу лет для назначения пенсии за полтора месяца. Всех военнослужащих кормят бесплатно. Плюс идут командировочные - 55 рублей в сутки.
Таких условий и денег военные в дни мира не имеют, поэтому нередки случаи, когда вернувшиеся в места постоянной дислокации офицеры, получив на руки "боевые" выплаты, сразу же пишут рапорты с просьбой вновь направить их в Чечню.
Но в скором времени, возможно, такого уже не будет. По Объединенной группировке войск в Чеченской республике ходит упорный слух, что вот-вот выплата "боевых" приостановится. Причина прозаичная: в стране вновь стало не хватать денег. В самый пик боевых действий группировка в Чечне насчитывала до 100 тысяч человек, сейчас порядка 50 тысяч. Каждому в месяц по тысяче долларов, и так уже в течение года...
Попытка прекратить выплату "боевых" уже предпринималось правительством России в апреле. Тогда штатные кремлевские "говоруны" объявили, что война закончена, активных боевых действий больше не ведется. А в штаб группировки пришла бумага: конец войне - конец и "боевым" выплатам. Но здесь свое веское слово сказали боевики. Взрывы в Аргуне и Суворов-Юрте, многочисленные нападения на колонны и блок-посты позволили руководству Министерства обороны и Генштаба осадить бережливый Минфин. "Боевые" со скрипом, но стали выплачивать вновь. Сейчас военные получают их за апрель-май. Все, кроме, конечно, "счастливой" 42-й мотострелковой дивизии, где контрактники защищают южные рубежи за 1,5-2 тысячи рублей.
Надо ли говорить, что проблемы с комплектованием контрактниками этого соединения скоро аукнутся военному командованию и очень здорово. Кстати, сейчас военные уже испытывают нехватку и призывного контингента срочной службы. Солдату-срочнику один день службы в Чечне шел в выслугу за три дня, поэтому дембель приближался быстро. Попавший на войну молодой человек увольнялся в запас, фактически прослужив в армии 1,5 года.
Теперь этому пришел конец. На прошлой неделе в войска пришла директива начальника Генерального штаба, которая определяет: день за три будет идти солдату срочной службы только за период фактического участия в боевых действиях. Солдат это явно не радует: участие непосредственно в операциях в горах - это в среднем от силы 2-3 дня в месяц. А ведь бойцы еще ходят в караулы, наряды, выполняют массу черновой работы в условиях, когда пуля врага может прилететь в любой момент...
- Ну а "боевые" как нам теперь будут платить? - недоумевают и офицеры группировки. - Только за время проведения операций?
Как бы там ни было, в войсках, воюющих на Кавказе, многие подозревают, что лафа с деньгами долго продолжаться не может. Служат ведь офицеры в России. Это в великой армии могучего государства Объединенные Арабские Эмираты солдат на войне в Косово получает 18.000 долларов в месяц, а офицер - целых 30.000 баксов. А в России принято любить Родину не за деньги, а просто так.

Тихон ГРИГОРЬЕВ.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Первый зам.начальника Генерального штаба генерал-полковник Валерий Манилов обнародовал данные о потерях федеральных войск на Северном Кавказе за год, прошедший с начала второй чеченской.
Со 2 августа 1999 года, когда отряды Хаттаба и Басаева вторглись в Дагестан, все силовые ведомства России потеряли убитыми 2.585 военнослужащих. 7.505 человек получили ранения. В среднем (как ни кощунственно, конечно, это звучит...) ежемесячно погибали 215 солдат и офицеров. В первую чеченскую кампанию ежемесячно погибали 190 человек...