От В. Кашин
К All
Дата 13.05.2007 14:31:38
Рубрики Стрелковое оружие;

Семипалатинский завод "Металлист"

Добрый день!
Какую военную продукцию он производил/производит? Мне встречалось только упоминание про пулемет НСВ.
С уважением, Василий Кашин

От Exeter
К В. Кашин (13.05.2007 14:31:38)
Дата 13.05.2007 15:18:34

В Семипалатинске ничего не делают



Вы путаете, уважаемый В.Кашин, семипалатинский завод "Металлист" с заводом "Металлист" в Уральске. НСВ делают в Уральске, там же налажен выпуск пулеметов ПКД, пистолетов-пулеметов ПП-90, револьверов "Кобальт", а также охотничьего оружия (в частности, МЦ22-12).

Но непонятно, ведется ли производство боевой стрелковки сейчас, поскольку обращает внимание, что уральский "Металлист" не вошел в состав НК "Казахстан Инжиниринг", объединившей все более-менее "живые" предприятия ВПК Казахстана, а был преобразован в АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания», и сейчас практически полностью перешел на проиводство нефтяного и т.п. оборудования.
См., например:
http://www.baiterek.kz/index.php?journal=3&page=113

Об оружии там скромно пишут только что "по-прежнему компания производит оружие – например, в этом году завершена подготовка к серийному выпуску нового охотничьего ружья марки МЦ-106".

Немного о хреновом положении, бывшем на заводе в 2002 г, есть здесь:

http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1016746320


С уважением, Exeter

От В. Кашин
К Exeter (13.05.2007 15:18:34)
Дата 13.05.2007 15:31:16

Спасибо! Но какое-то оружие там еще делают:))

Добрый день!
http://www.centrasia.ru/news.php4?st=1178874780
С уважением, Василий Кашин

От Exeter
К В. Кашин (13.05.2007 15:31:16)
Дата 13.05.2007 15:48:38

В Уральске, а не в Семипалатинске :-)) (-)


От В. Кашин
К Exeter (13.05.2007 15:48:38)
Дата 13.05.2007 22:49:51

Да, спасибо, просто интересно

Добрый день!
Какое еще оружие способен производить Казахстан для нужд собственной армии? Боеприпасная промышленность есть, к примеру?
С уважением, Василий Кашин

От Exeter
К В. Кашин (13.05.2007 22:49:51)
Дата 13.05.2007 23:29:27

Re: Да, спасибо,...

Здравствуйте!

Казахстан мало что делает своего комплектного, самое ценное что у него есть от ВПК СССР - это предприятия по производству минно-торпедного вооружения, чей "куст" сложился на его территории в результате эвакуации 1941-1942 гг.
Боеприпасной промышленности нет по сути. В Чимкенте есть заводы ИКО "Ритм" и ПО "Фосфор", на которых имеются законсервированные мобилизационные мощности по производству 120-мм минометных мин (суммарная мощность от 80 000 до 100 000 мин в месяц).
У "Казастан Инжиниринга" был проект организации к 2007 г. в Петропавловске предприятия по производству патронов для стрелкового оружия калибров 5,45, 7,62 и 9 мм и охотничьих патронов. Но на это требовалось минимум 19 млн. долл., денег они не нашли, и сейчас, видимо, дело кончилось ничем. В конце 2006 г. появились сообщения о ведущихся «Казахстан Инжинирингом» переговорах с киргизской стороной о приобретении давно "лежащего" Бишкекского патронного завода.


Вообще, я про "Казахстан Инжиниринг" писало недавно статейку, вот оттуда список их "старых" предприятий (без учета созданных в последнее время СП - по сборке КаМАЗов и т.п.):


АО «Авиаремонтный завод №405» (Алма-Ата) – ранее принадлежал Министерству Гражданской авиации СССР. Основан в 1939 г., в позднесоветский период занимался ремонтом легких самолетов Ан-2 и вертолетов Ка-26. После распада СССР к 1994 г. освоил ремонт вертолетов Ми-8, что и составляло основную загрузку предприятия (впрочем, незначительную). К 2000 г. завод полностью обанкротился. В 2001-2002 гг. 51% акций завода были проданы британской компании E.R. Тroika Ltd. (оффшорная фирма, руководимая лицами из СНГ), а остальные акции в 2003 г. переданы под управление «Казахстан Инжиниринг». E.R. Тroika Ltd. организовала на заводе ремонт списанных вертолетов, выкупаемых у МО Казахстана, с целью их продажи за рубеж (в основном в КНР), одна коммерческая результативность этих негоций неясна. Благодаря получению в последние годы заказов на ремонт вертолетов Ми-8 от силовых структур Казахстана положение на заводе улучшилось, получен сертификат соответствия на право капитального ремонта Ми-8. Количество занятых составляет около 200 чел. Вынашиваются проекты создания на основе заводов №405 и №406 относительно крупного авиаремонтного и даже авиасборочного комплекса.

АО «Авиаремонтный завод №406» (Актобе, бывший Актюбинск) – ранее принадлежал Министерству Гражданской авиации СССР. Специализировался на ремонте легких самолетов Ан-2, Як-18 и вертолетов Ми-2 и их силовых установок. В 2002 гг. 51% акций завода были проданы британской компании E.R. Тroika Ltd, а остальные акции в 2003 г. переданы под управление «Казахстан Инжиниринг». Последние годы предприятие находится в тяжелом экономическом положении.

АО «811-й авторемонтный завод КИ» (Ерейментау, Акмолинская обл.) – бывшее авторемонтное предприятие МО СССР. Специализируется на ремонте автомобилей «КамАЗ» и «Урал» и производстве автомобильных пожарных цистерн.

АО «832-й авторемонтный завод КИ» (Алма-Ата) – бывшее авторемонтное предприятие МО СССР. Осуществляет ремонт спецавтотехники.

АО «Семей Инжиниринг» (Семипалатинск) – бывший Семипалатинский бронетанковый ремонтный завод МО СССР, введен в эксплуатацию в 1986 г., переименован в 2004 г. Сейчас на предприятии занято 200 чел., завод ведет капитальный ремонт всех видов бронетанковой техники для силовых структур Казахстана. Производственные мощности рассчитаны на 600 капитальных ремонтов единиц техники в год. В 2006 г. госзаказ МО Казахстана для АО составлял 200 млн. тенге (1,6 млн. долл.), а на 2007 г. был увеличен до 2 млрд. тенге (16 млн. долл.). В 2004 г. было подписано соглашение с EADS и Wartsila о сотрудничестве в проекте модернизации танков Т-72 – как для армии Казахстана, так и с экспортными перспективами. Предполагалась установка на модернизируемые Т-72 дизельных двигателей Wartsila и системы управления огнём производства EADS. Но до настоящего времени прожект развития не получил.

АО ЗИКСТО (Петропавловск) – бывший Машиностроительный завод имени В.В. Куйбышева. Основан в Москве еще в 1895 г., после революции именовался «Парострой», в 1941 г. эвакуирован в Казахстан. В 1994 г. преобразован в АО ЗИКСТО. Основной деятельностью до распада СССР был выпуск морских мин серий МДМ, СМДМ, ПМК, трального оборудования. Предприятие является единственным в СНГ производителем контейнеров для транспортировки и хранения морского оружия. После 1991 г. оборонный заказ незначителен, хотя производились поставки донных мин на экспорт и программы по модернизации мин ведутся до сих пор. В гражданской сфере АО ведет производство автоцистерн, автоприцепов, кунгов, газгольдеров, ремонт железнодорожных цистерн и вагонов-хопперов. Работы по ремонту вагонов в интересах железнодорожников Казахстана, как можно судить, сейчас обеспечивают основную загрузку предприятия. На 2007-2008 гг. намечена организация производства по изготовлению кузовов и прицепов к автомобилям «КамАЗ», а также налаживание выпуска колесных пар для вагонов. Количество занятых сейчас составляет 1600 чел.

АО «Машиностроительный завод имени С.М. Кирова» (Алма-Ата) – основан в 1882 г. в г. Большой Токмак на Украине, с 1935 г. основным занятием стало производство торпед. В 1941 г. был эвакуирован в Махачкалу, а затем в 1942 г. – в Казахстан. Является единственным производителем торпед с тепловыми двигательными установками на территории СНГ, выпускал, в частности 650-мм торпеды типов 65-72 и 65-76. Занимает площадь в 34 гектара, включает 14 цехов и имеет производственную базу полного цикла. На предприятии действует КБ, выполняющее научно-исследовательские и конструкторские работы по совершенствованию торпед, их основных узлов и оборудования. Также ведется выпуск судового гидравлического оборудования и оборудования для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, литья.

АО «НИИ «Гидроприбор» (Уральск) – бывший филиал ленинградского ЦНИИ «Гидроприбор», ведущего в СССР разработчика подводного оружия. Уральский филиал был создан в 1972 г. на базе Машиностроительного завода имени К.Е. Ворошилова (сегодня - АО «Уральский завод «Зенит») и проводил научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию морской подводной техники специального назначения, робототехнических комплексов. Сейчас в АО «НИИ «Гидроприбор» занято около 150 чел., продолжаются вялые НИОКР как по традиционной тематике (разработан подводный аппарат «Омар»), так и по другим направлениям (в частности, ведется создание тактического беспилотного летательного аппарата). Новой сферой деятельности с 1993 г. стало проектирование и строительство в собственном цеху катеров – как коммерческого назначения, так и сторожевых для силовых структур Казахстана. Декларируется создание на основе АО «НИИ «Гидроприбор» регионального технопарка.

АО «Уральский завод «Зенит» (Уральск) – бывший Машиностроительный завод имени К.Е. Ворошилова, созданный в 1937 г. в Ленинграде в качестве центра опытного минно-торпедного производства, в 1941 г. эвакуирован в Казахстан. Вел выпуск морских мин, торпед, ЗИП к торпедам, пусковых установок, являлся ведущим в СССР производителем трального оборудования. После 1991 г. завод переименован и выживал в основном за счет периодически поступающих профильных экспортных заказов и небольших контрактов со стороны ВМФ РФ, одновременно предпринимая усилия по конверсии производства. С 1993 г. занимается строительством сторожевых катеров для силовых структур Казахстана, к началу 2007 г. построено семь катеров проекта 0200 «Буркит» и четыре катера проекта 100 «Сункар», в настоящее время после реконструкции начата постройка катеров типа «Барс» водоизмещением 200 т, головной из которых проходит испытания. Рассматривается возможность постройки патрульных кораблей водоизмещением до 400-500 т. Есть планы создания СП с Зеленодольским ССЗ.

АО «Приборостроительный завод «Омега» (Уральск) – бывшее предприятие Министерства судостроительной промышленности СССР, функционирует с 1976 г. Специализировалось на выпуске систем и комплексов управления корабельными механизмами для ВМФ, аппаратуры внутрикорабельной связи, изделий точной механики. Сейчас завод занят в основном производством гражданского электронного оборудования, осваивает выпуск телекоммуникационного оборудования, выпускает установки для очистки воды.

ЗАО «СКТБ «Гранит» (Алма-Ата) – основано в 1976 г. в качестве Алма-Атинского филиала Головного производственно-технического предприятия «Гранит» (Москва), специализирующегося на наладке, испытаниях, обслуживании и ремонте систем противовоздушной и ракетно-космической обороны. Алма-Атинским филиалом, в частности, велся монтаж, ввод в эксплуатацию и техническое сопровождение оптико-электронного комплекса «Окно» в Нуреке (Таджикистан).

АО «КазИнжЭлектроникс» (Алма-Ата) – ранее именовалось АО «Национальный центр по радиоэлектронике и связи». Создано в 1993 г. на основе ряда мелких предприятий радиопромышленности, занимается разработкой и реализацией средств и систем передачи данных; беспроводных сетей телекоммуникаций; компьютерной техники; средств защиты информации; радиоэлектронных устройств и компонентов; электронных средств и систем оборонного назначения. Выступает поставщиком для казахских силовых структур систем связи и электронных комплексов российского производства.

АО «Мунаймаш» (Петропавловск) – небольшое предприятие (около 200 занятых), специализирующееся сейчас на выпуске насосов и нефтегазового оборудования. За последние годы объем производства увеличился в несколько раз.

АО «ПЗТМ» (Петропавловск) – Петропавловский завод тяжелого машиностроения. Создан в 1961 г. и специализировался на производстве самоходных пусковых установок ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения для Сухопутных войск СССР («Темп-С», «Эльбрус», «Точка», «Ока»), а также производил сами ракеты "Точка" (до перехода на "Точка-У" - последние делал уже Воткинск). После 1991 г. военное производство было полностью прекращено, основным направлением конверсии завода было выбрано производство оборудования для нефтегазового комплекса (включая мобильные буровые установки), ведется также выпуск железнодорожного оборудования и запчастей для вагонов. Количество занятых сейчас около 1600 чел. За счет выпуска мобильных буровых МБУ-125 объем производства в 2006 г. увеличился в 1,5 раза

АО «Завод имени С.М. Кирова» (Петропавловск) – создан в 1941 г. на основе мощностей эвакуированного Александровского радиозавода. Весь последующий период специализировался на выпуске военного (в основном для ВМФ и РВСН) и гражданского радиосвязного и радиопеленгационного оборудования. После 1991 г. находился в тяжелом положении. Сейчас наряду с военными радиостанциями освоен выпуск электронного оборудования и электротехники для нефтяной промышленности и железнодорожного транспорта. В 2006 г. объем производства вырос в 1,8 раза. На предприятии занято около 400 чел.

АО «Семипалатинский машиностроительный завод» (Семипалатинск) – предприятие вело производство гусеничных вездеходных транспортеров-тягачей серии ГТТ, использовавшихся как в Вооруженных силах СССР, так и в народном хозяйстве в районах Крайнего Севера. После 1991 г. выпуск транспортеров резко упал и завод перманентно находится в трудном экономическом положении, перебиваясь мелкими заказами и выпуском запчастей для сельхозтехники и нефтяной промышленности. Планировалась организация производства на заводе узлов и агрегатов для собираемых в Кокшетау автомобилей «КамАЗ», однако сейчас от этого проекта отказались в пользу налаживания на заводе производства универсальных дорожных машин.

АО «Тыныс» (Кокшетау, бывший Кокчетав) – бывший Завод кислородно-дыхательной аппаратуры, создан в 1959 г. Предприятие специализировалось на производстве данной аппаратуры для авиации, космоса и военного применения, а также комплектующих для авиационной промышленности: блоков управления, реле, датчиков. Сейчас в основном ведется выпуск конверсионной продукции: насосов, обогревателей, газосварочного оборудования, счетчиков, медицинской техники, полиэтиленовых труб. В то же время оживление в российской авиационной индустрии способствовало увеличению заказов на профильную продукцию АО.

АО «Наука-Восток» (Кокшетау) – предприятие, занимавшееся выпуском электрооборудования для авиации. Конверсионная деятельность представлена производством сельхозтехники, вентиляционного и нагревательного оборудования.


Дополню еще, что в Алма-Ате был опытно-механический завод "Гидромаш", который в советские времена делал авиационные противолодочные ракеты типа АПР, но после 1991 г он полностью конверсирован (на средства программы Нанна-Лугара, кстати) и сейчас как "Гидромаш Орион" находится в собственности у американцев, которые там чего-то делают для нефтянки и газовые сосуды.