От
|
Сергей Зыков
|
К
|
Dervish
|
Дата
|
23.04.2007 11:08:20
|
Рубрики
|
WWII; Искусство и творчество;
|
всё намного проще. Высоцкого цепляла фраза
и он сочинял историю-стихи. Например В.Высоцкий где то услышал байку про то что одному из расстрельной каманды (никто точно не знает, кому) заряжают холостой патрон. Она его впечатлила и стала детонатором к песне "тот который не стрелял".
И про С.Фомина все давно рассказано, смотрим у В.И.Новикова в приведеном ниже отрывке. Более того песня спровоцирована подобным же образом.
Новиков Владимир Иванович
Высоцкий
...
Доблесть новеллиста - не только в том, чтобы выстроить стройный сюжет и
подвести его к парадоксальному финалу, но и в том, чтобы навсегда озадачить
читателя нравственно-психологической коллизией. Вот, скажем, песня "Про
Сережку Фомина". Это история о профессорском сыне, "белой вороне" в компании
дворовой шпаны. Рассказ ведется от имени явного Сережкиного недоброжелателя,
отказавшегося от брони и отправившегося на фронт, - в то время, как Фомина
"спасал от армии отец его, профессор". И что же?
.. Но наконец закончилась война -
С плеч сбросили мы словно тонны груза, -
Встречаю я Сережку Фомина -
А он Герой Советского Союза..
Услышав песню в начале шестидесятых годов, многие никак не могли взять
в толк: какова же суть этого сюжета? Что, этот интеллигентский сынок получил
по блату не только броню, но еще и высшую правительственную награду? А может
быть, он в тылу занимался разработкой стратегически важного оружия и был
заслуженно награжден? А может быть, Сережка убежал на фронт вопреки усилиям
отца и звание Героя завоевал в бою? В общем ощущение озадаченности осталось
от этой песни на двадцать с лишним лет. Некоторый свет пролили воспоминания
Г. Яловича, где имеется, так сказать, реальный комментарий к этому
произведению: "И постоянное внимание к миру... Идем по улице Горького,
навстречу двое мужчин. Разговаривают. Один другому говорит: "Представляешь,
встречаю я его, а он - тыловая крыса - Герой Советского Союза... " Мне это
врезалось в память, Володя это тоже запомнил. И через некоторое время слышу
в песне:
Встречаю я Сережку Фомина -
А он Герой Советского Союза.
Оказывается, и сам Высоцкий не знал, что там именно было с "тыловой
крысой". Он подхватил колоритный факт, укрупнил его энергичным вымыслом - и
ощущение загадочности, неоднозначности стало истинным смыслом песни-новеллы,
оставляющей такое стойкое и длительное "послевкусие". Вот это, по точному
выражению Г. Яловича, "постоянное внимание к миру" и есть то самое, чем
Высоцкий хотел "заразить" своих слушателей и читателей. Таков смысл
взаимодействия поэзии и прозы в его творчестве.
------------------
целиком скачать/посмотреть можно тут:
Новиков Владимир Иванович
Высоцкий
869 КБ
http://lib.norcom.ru/WYSOCKIJ/about_vysockij.txt
интересен результат прогона по яндексу - "сосание пальца" от интеллигенции на тему "фомина". как советской так и антисоветской т.е. ей же только после перестройки
из школьной столовки, как всегда скверно пахнущее
Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200301507
ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА
В.С. Высоцкий. «О моём старшине», «Чёрные бушлаты», «Высота», «Мерцал закат, как блеск клинка», «Разведка боем», «Он вчера не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Звёзды».
Психологически точное изображение Великой Отечественной войны человеком невоенного поколения. «Тот, который не стрелял», «Песенка про Серёжку Фомина». Превратности жизни при подведении итогов войны.
что-то давно засохшее в тарелке с советских времен
http://irrkut.narod.ru/raznoe/Novokuzneck.htm
Одна песня, называющаяся "Сережка Фомин", является памфлетом на высоких чиновников, которые пересидели II Мировую войну на домашнем фронте, награждая себя высшими национальными знаками отличия:
Нечто очень густое и наваристое из Молдавии
Практическое пособие для продвинутых самоубийц
Патологоанатомическое исследование или
"Толстая книга" ни о чём и ни для кого
http://suic.bendery.md
Глава 12 Первый срок отбывал я в утробе..., или как разогнать многочисленную очередь на вас, которая образовалась с момента вашего зачатия
http://suic.bendery.md/Glava12.htm
Всем родившимся
в смирительной рубашке,
а также с чувством собственной значимости
и с чувством долга
посвящается...
Некоторые факты с помощью фильтрующих механизмов памяти очищаются от того, что может вызвать неблагоприятные для себя интерпретации, а затем с помощью предмыслей и фантазий превращаются в довольно-таки откровенную ложь, но в которую человек искренне верит, ведь в основе ее лежат "бесспорные", даже засвидетельствованные посторонними людьми "факты"!!! А то, что те люди может быть увидели в этих "фактах" что-то другое, не имеет принципиального значения - они могут далеко уехать, могут об этом вообще забыть, да и убедить их в своей интерпретации событий не всегда сложно, вплоть до вопиющих случаев типа "встречаю я Сережку Фомина, а он герой Совейского Союза".
антисемитская маца с мухами
ВОКРУГ В.С. ВЫСОЦКОГО
http://www.duel.ru/200006/?06_7_1
Притом что среди "дворовой шпаны" сам Высоцкий был как раз "белой вороной"
с мамой на уроки музыки с "бабочкой" ходил и в футбол во дворе не играл.
вот ещё, типа размышления
А Турчин, наш местечковый пиит с Владивостока
http://www.msun.ru/news/?id=1893
Speaking In Tongues
Лавка Языков
http://spintongues.msk.ru/toorchin.htm
Александр Турчин
ЖАЖДА БЫТИЯ
Раздумья над стихотворениями Владимира Высоцкого,
написанными на материале Великой Отечественной войны
...
4.
Вчитаемся в стихотворение «Про Серёжку Фомина»:
...Но наконец закончилась война --
С плеч сбросили мы словно тонны груза, --
Встречаю я Серёжку Фомина --
А он Герой Советского Союза...
В этой песне два главных героя -- Серёжка Фомин, профессорский сынок, мальчик-мажор, выражаясь языком поэта Юрия Шевчука, беззастенчиво приспосабливающийся в жизни, сумевший и фронт избежать, и звезду Героя получить. И -- рабочий завода «Компрессор», от лица которого ведётся повествование, не пожелавший воспользоваться бронью и отправившийся выполнять свой гражданский долг -- защищать народ и город, в котором жил. Пьеса изображает внутренний мир второго. Сердце его негодует:
Кровь лью я за Серёжку Фомина --
А он сидит и в ус себе не дует!
Почему такая несправедливость? Как может Серёжка переваливать свою часть военного груза на других?! И что же с ним, таким, будет дальше в жизни? Будет ли в ней, послевоенной, для него, дезертира, место?.. И вдруг -- Герой Советского Союза! Как гром среди ясного неба. Государство закрепило, узаконило эту несправедливость. (Какими путями Серёжка «крутанулся» -- это другой разговор, нас здесь не интересующий). Как же так?! Государство, за которое воевал, проливал кровь, которое защитил от агрессора, выступает на стороне общественной несправедливости, -- имеет в себе такие стороны, которые используются несправедливостью?! Данное открытие крайне удивляет фронтовика. -- Вот пафос произведения. Негодовать на государство -- для него, рабочего, малообразованного в философском смысле человека, через чур. У него общество, за которое воевал -- его товарищи и родные, -- отождествляется с государством. Он не может и представить себе возможность отрицать государство как нечто чуждое для себя и для общества, для людей. Отрицать государство для него значит отрицать общество, он не знает разницы между обществом и государством. -- Вот чем объясняется данный пафос. В этом отношении он находится на уровне представлений Платона и Конфуция, которые также отождествляли общество и государство, -- как будто и не было после них тысячелетней истории развития общества, конкретизировавшей эти явления, -- и философов, разработавших данные понятия.
...
Вот я и говорю - обиженные ищут таинственные знаки...
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
...и рожают потом в муках пиесы. ГСС профессорский сынок нахаляву получил, ага.
И. Кошкин