От Km
К Chestnut
Дата 06.03.2007 17:25:32
Рубрики 11-19 век;

Re: Нет

>>Русские войска овладели Берлином не осадой, а маневром заставив французский гарнизон покинуть город. Почему не устраивает слово "взяли"?
>
>Потому что русские войска вошли в Берлин через неделю после ухода французов
Это не так.
"Вице-король, не имевший намерения удерживаться в городе, сосредоточил свои силы, в ночь на 20 февраля (4 марта) на виттенбергской дороге, поручил генералу Гренье вывести аръегард из Берлина.
Отряд генерал-адъютанта Чернышева вошел в город первым, 20 февраля (4 марта) в шесть часов утра, а за ним вслед вступили туда прочие легкие отряды и аванганд. Для преследования неприятеля, отступавшего по дорогам на Трейенбрицен и Ютербок в Виттенберг были посланы партизаны и генирал-майор Дибич с кавалерией авангарда, остальные же войска князя Репнина расположились в городе".
М.Богданович "История войны 1913г."

>(наскоки отдельных казачьих разъездов не считаем)
Вот его же описание одного из таких "наскоков":
"Генерал-адъютант Чернышев ... 5(17) февраля ... перешел на левую сторону Одера. В следующие два дня казачьи партии, высланные Чернышевым разсеяли два французских отряда и захватили в плен триста человек. Затем Чернышев и Тетенборн съехавшись в Врицене, условились действовать совокупными силами на Берлин, и как на прямом пути к сей столице, в Вернейхене, стоял довольно значительный неприятельский отряд, то, по соглашению обоих партизанов, положено обойти его влево, от Альт-Ландсберга, и направиться через Марцан и Шенгаузен, к Панкову, на большую штетинскую дорогу.. Против неприятеля, занимавшего Вернейхен оставлена небольшая часть казаков, с приказанием беспрестанно тревожить французов, а в ночи разводить большие огни; главные же силы обоих отрядов соединились в Альт-Ландсберге 8 (20) февраля, и на следующий день, в четыре часа утра, пришли в Панков. Маршал Ожеро занимал Берлин, по крайней мере, шестью тысячами человек с сорока орудиями; у наших партизанов не было и половины этого числа войск, и к тому же они вовсе не имели пехоты. Но, зато на их стороне была выгода неожиданности вознаграждавшая недостаток в силах.
По прибытии к Панкову, Чернышев и Тетенборн заняли позицию у сего местечка, выслали подполковника Власова с двумя казачьими полками, к Шарлотенбургу, где находилась большая часть французской артиллерии, и расставили пикеты на всех путях к Берлину. Положено было напасть на неприятеля, занимавшего сей город, в следующую ночь. Но около полудня казаки, стоявшие на передовых постах, донесли о выходе из города, по-видимому для разведания о наших силах, небольшого кавалерийского отряда. Желая разузнать дело, наши отрядные начальники сами отправились на рекогносцировку. Полковник Тетенборн, завидя неприятельскую конницу, сбивавшую наши посты, кинулся на нее с казачьим полком Коммисарова и, опрокинув французов, на плечах их ворвался в город. Появление наших партизанов произвело в Берлине и окрестностях сей столицы неописанную суматоху: войска спешили на сборные пункты; артиллерия неслась во всю прыть из Шарлотенбурга. Между тем, генерал-адъютант Чернышев подвел к городской ограде остальные полки обоих отрядов, рассеял картечью неприятеля, вышедшего из Ораниенбургской заставы в обход Тетенборна, и послал ему в помощь через гамбургскую заставу брагаду полковника Ефремова и через королевскую заставу казачий полк Грекова 18-го. Эти три полка внеслись в город, промчались под выстрелами неприятельских команд, занимавших улицы и дома, и остановились не прежде как по достижении реки Шпрее, на которой все деревянные мосты были сломаны, а у каменного поствлена шестиорудийная батарея. Полковник Тетенборн также проскакал по Шенгаузерской улице, но выехав на Александровскую площадь, бвл встречен огнем пехотного каре с восемью орудиями.
........
Вообще же силы Вице-короля в Берлине и окрестностях сей столицы простирались до двадцати шести тысяч человек. Но малочисленность его кавалерии способствовала нашим летучим отрядам, не превосходящим в совокупности четырех тысяч человек, занять пути к городу и держать неприятеля в постоянной блокаде".


С уважением, КМ