От М. Нечволодов
К FVL1~01
Дата 22.09.2006 09:59:45
Рубрики 11-19 век; Флот; Память; Загадки;

Re: Во первых...

>И снова здравствуйте
>Меркурий бриг с заточкой под транспортные цели для обслуживания "линии" на Кавказском побережье, водоизмещение 390т, прочный корпус и широкий тупой нос, что бы выходить на мелководье (то есть посудина крупнее иного тогдашнего фрегата, а тупой нос привел к плохой ходкости (альтетнативный тип Бригов - "Фениксы" наоборот оценивались Митрофановыми как предшественики клипперов - впуклые обводы, бешеный ход паод парусами (Кронштадт Копенгаген с 12-14 узл ходом для головного). Птому когда развед отряд русский сбежал - Меркурий отстал. (вообще кто полутраспортюгу послал в дозор - подвиг начинается с ошибки).


>турецкий 74пушечник - Реал Бей - 1100 т был. Селимие 110 ор - 1400т. Оба в общем устаревшего на тот момент типа - То есть крупнее но не слишком. ПРи этом казарский маневрирвоал так что по нему не стреляло более 16-20 пушек одновременно. Только Селимие ОДИН раз за весь бой смог дать ПОЛНЫЙ бортовой залп в 50 ордуий и ВСЕ мимо. Большу частьвремени могли стрелять 4-6 погонных турецких орудий. Кстати и Меркурию удалось дать только 4 (по 2 в каждого оппонента) бортовых залпа за весь бой. Остальное время палили отдельными орудиями и вели огонь стрелками с мачт

>Результат в 1700 второй бортовйо залп по Селимие - книпель из каронад "ослабил" штаги фок-мачты, из этого же залпа - в русленя гротмачты и сбили грот брам стеньгу - корабль крутнулся . выдал еще один полный бортовой залп в никуда и отстал.

>В это время Реал-бей пристрелялся по меркурию и нанес основные потери продольными выстрелами погонных орудий (шел строго в корму русскому бригу), но в 17,30 "сачстливым" выстрелом кормовой 3фн товки Меркурия перебили правый ФОР-марса рей, тот упал с кашей из парусов на батарею носсовых орудий турка, возникла сумятица, Турки зачем то свернули часть парусов и вышли из боя.

>Погибших у нас 4, ранено 6, у турок официально потерь в людях нет - Казарский мудро дубасил по рангоуту - три удачных попадания и корабль ушел от погони.


>С уважением ФВЛ

Хмм, похоже действительно счастливая случайность, что весь бортовой залп пришелся мимо (кстати, что за источник?), и что перебили такелаж удачными выстрелами, я так понимаю, вероятность этого не так уж велика. Возможно, впечатление о невероятности спасения усугубляется картиной Айвазовского, где бриг Меркурий зажат между турецких кораблей, на короткой дистанции, и кажется, что спасения нет. Скорее всего было несколько по другому, турецкие корабли находились все-таки дальше, и не имели возможности давать бортовые залпы, поскольку из-за этого отстали бы.

Я не сильный специалист по парусным боям, но мне представляется, более легкие и маневренные корабли, имеющие большее количество косых парусов, могут иметь преимущество при определенном угле ветра, чем тяжелые линейные корабли. Возможно, во время битвы просто переменился ветер на тот угол, при котором бриг имел преимущество.

Интересно было бы воссоздать сзему этого боя, наверное это возможно сделать по бортовому журналу или отчету Казарского, но что-то не могу найти в интернете этих документов.

Кстати, обратите внимание!

Вот картина Айвазовского
http://www.daridobro.ru/index.php?id=667

Вот Печатниа


Вот Барри


Так вот, что называется, найдите десять отличий (типа загадка).



От Железный дорожник
К М. Нечволодов (22.09.2006 09:59:45)
Дата 22.09.2006 11:40:51

Интересные картинки

Айвазовского отметём сразу, он боя не видел, его картина - почти фантастика.
А вот из других картин видно, что турецкие корабли шли встречным курсом, причём ветер был как-бы поперёк курсов кораблей, в результате залпов дым от орудий пошёл на тот турецкий корабль, который шёл тем-же курсом, что и "Меркурий", в результате чего тот ослеп. С другим кораблём (похоже это "Селимие") Меркурий разошёлся на встречных курсах довольно быстро успев повредить его такелаж, у того не осталось возможности преследовать Меркурий, поскольку надо было ещё развернуться.
Ну а от ослепшего "Реала..." ему нужно было уходить отстреливаясь, и тут уж "счастливая случайность". К этому надо добавить, что палить по низкосидящему бригу, находящемуся почти в мёртвой зоне турецких орудий, да ещё боязнь повредить свой противоположный корабль, всё это должно было сдерживать турецких комендоров, здесь же приходит и мысль о неумелом управлении боевыми кораблями. В общем отношение везения и смелости наших 50/50.

От М. Нечволодов
К М. Нечволодов (22.09.2006 09:59:45)
Дата 22.09.2006 10:01:31

Re: Во первых...

Извините, забыл!

Вот еще картина Красовского




От М. Нечволодов
К М. Нечволодов (22.09.2006 10:01:31)
Дата 22.09.2006 10:03:24

Re: Во первых...

У меня почему-то не видны картинки, выкладываю общую ссылку на картины

www.strelna.ru/ru/photogallery/00/1/1