>Т.е был ли в реальности исполком, депутаты, члены, партия, округа?
Основной массив документов по Особой (позднее переименованной в Национал-социалистическую) партии кавказских братьев в настоящее время засекречен, однако эти документы существуют, в том числе списки. Список руководства ОПКБ, если очень хотите, могу здесь выложить.
А самое главное — существуют, так сказать, материальные результаты деятельности, в виде трёх восстаний в тылу Красной Армии, помощи немецким диверсантам и т.п.
Многие верят в них. Но в исторических исследованиях, на мой взгляд, особенно таких неоднозначных и сложных, как война и ситуация на Кавказе, надо семь раз отмерить, делать многократную перепроверку, прежде чем что-то утверждать. Особенно это касается документов карательных органов, составленных в период – что неоднократно доказывалось – массовых фальсификаций и беззакония.
>Основной массив документов по Особой (позднее переименованной в Национал-социалистическую) партии кавказских братьев в настоящее время засекречен, однако эти документы существуют, в том числе списки. Список руководства ОПКБ, если очень хотите, могу здесь выложить.
И что это даст? Я Вам могу выложить список членов "Руководящего центра антисоветской повстанческой организации", существовавшей на территории АССР Немцев Поволжья, состав руководителей повстанческими звеньями на уровне отдельных районов (кантонов) республики как Мариенталь, Красный Кут и др. Все звучит очень увлекательно и квази-достоверно, если не знать, что по проведенным проверкам в 1950-е гг., включая свои и трофейные картотеки, это контрреволюционнная организация явилась плодом воображения как руководства НКВД (скорее всего и выше), так и рвения конкретных чекистов на местах.
>А самое главное — существуют, так сказать, материальные результаты деятельности, в виде трёх восстаний в тылу Красной Армии, помощи немецким диверсантам и т.п.
Вот их и надо бы подробно рассмотреть, без всяких приукрашиваний и пр. А то может получиться как некоторые восстания в лагерях ГУЛАГа, которые даже охранники и сотрудники НКВД называли "волынкой".
>>А самое главное — существуют, так сказать, материальные результаты деятельности, в виде трёх восстаний в тылу Красной Армии, помощи немецким диверсантам и т.п.
>
>Вот их и надо бы подробно рассмотреть, без всяких приукрашиваний и пр. А то может получиться как некоторые восстания в лагерях ГУЛАГа, которые даже охранники и сотрудники НКВД называли "волынкой".
После начала Великой Отечественной войны Хасан Исраилов вместе со своим братом Хусейном перешел на нелегальное положение и развил бурную деятельность по подготовке всеобщего восстания. Для этого им было проведено 41 совещание в различных аулах, созданы боевые группы в Галанчожском и Итум-Калинском районах, а также в Борзое, Харсиное, Даги-Борзой, Ачехне и других населенных пунктах. Командировались уполномоченные и в соседние кавказские республики.
Первоначально восстание было назначено на осень 1941 года и должно было быть приурочено к подходу немецких войск к границам республики (а не на зиму 1940 года, как лжет Авторханов). Однако ввиду того, что график блицкрига начал трещать по швам, его срок был перенесен на 10 января 1942 года. Но было уже поздно: благодаря низкой дисциплине и отсутствию четкой связи между повстанческими ячейками отложить восстание не удалось. Ситуация вышла из под контроля. Единое скоординированное выступление не состоялось, вылившись в разрозненные преждевременные действия отдельных групп.
Так, 21 октября 1941 года жители хутора Хилохой Начхоевского сельсовета Галанчожского района разграбили колхоз и оказали вооруженное сопротивление пытавшейся восстановить порядок опергруппе. Для ареста зачинщиков в район был послан оперативный отряд в составе 40 человек. Недооценив серьезность ситуации, его командир разделил своих людей на две группы, направившиеся на хутора Хайбахай и Хилохой. Это оказалось роковой ошибкой. Первая из групп была окружена повстанцами. Потеряв в перестрелке четырех человек убитыми и шестерых ранеными, она в результате трусости начальника группы была разоружена и, за исключением четырех оперработников, расстреляна. Вторая, услышав перестрелку, стала отступать и, будучи окруженной в селе Галанчож, также была разоружена. В итоге выступление удалось подавить только после ввода крупных сил.
Неделю спустя, 29 октября работники милиции задержали в селе Борзой Шатоевского района Найзулу Джангиреева, который уклонялся от трудовой повинности и подстрекал к этому население. Его брат, Гучик Джангиреев, призвал односельчан на помощь. После заявления Гучика: «Советской власти нет, можно действовать» собравшаяся толпа обезоружила работников милиции, разгромила сельсовет и разграбила колхозный скот. С присоединившимися повстанцами из окрестных сел борзоевцы оказали вооруженное сопротивление опергруппе НКВД, однако не выдержав ответного удара, рассеялись по лесам и ущельям, как и участники состоявшегося чуть позже аналогичного выступления в Бавлоевском сельсовете Итум-Калинского района.
...
После приближения фронта к границам республики, в августе 1942 года Шерипов сумел установить связь с вдохновителем ряда прошлых восстаний муллой и сподвижником имама Гоцинского Джавотханом Муртазалиевым, который с 1925 года находился со всей семьей на нелегальном положении. Воспользовавшись его авторитетом, он сумел поднять крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах.
Восстание началось в селении Дзумской Итум-Калинского района. Разгромив сельсовет и правление колхоза, Шерипов повел сплотившихся вокруг него бандитов на районный центр Шатоевского района — селение Химой. 17 августа Химой был взят, повстанцы разгромили партийные и советские учреждения, а местное население разграбило и растащило хранившееся там имущество. Захват райцентра удался благодаря предательству начальника отдела по борьбе с бандитизмом НКВД ЧИ АССР ингуша Идриса Алиева, поддерживавшего связь с Шериповым. За сутки до нападения он предусмотрительно отозвал из Химоя опергруппу и войсковое подразделение, которые специально предназначались для охраны райцентра на случай налета.
После этого около 150 участников мятежа во главе с Шериповым направились захватывать райцентр Итум-Кале одноименного района, по пути присоединяя к себе повстанцев и уголовников. Итум-Кале полторы тысячи мятежников окружили 20 августа. Однако взять село они не смогли. Находившийся там небольшой гарнизон отбил все атаки, а подошедшие две роты обратили повстанцев в бегство. Разгромленный Шерипов попытался объединиться с Исраиловым, однако органы госбезопасности смогли, наконец, организовать спецоперацию, в результате которой 7 ноября 1942 года главарь шатоевских бандитов был убит.
Следующее восстание организовал в октябре того же года немецкий унтер-офицер Реккерт, заброшенный в августе в Чечню во главе диверсионной группы. Установив связь с бандой Расула Сахабова, он при содействии религиозных авторитетов завербовал до 400 человек и, снабдив их немецким оружием, сброшенным с самолетов, сумел поднять ряд аулов Веденского и Чеберлоевского районов. Однако благодаря принятым оперативно-войсковыми мерам это вооруженное выступление было ликвидировано, Реккерт убит, а примкнувший к нему командир другой диверсионной группы Дзугаев арестован. Актив созданного Реккертом и Расулом Сахабовым повстанческого формирования в количестве 32 человек также был арестован, а сам Сахабов убит в октябре 1943 года его кровником Рамазаном Магомадовым, которому за это было обещано прощение бандитской деятельности.