От Михаил Денисов
К Alex Bullet
Дата 08.10.2005 09:31:04
Рубрики 11-19 век; Искусство и творчество;

Re: Вопрос знатокам...

День добрый
>Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.
>>День добрый
>>>Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.
>
>Там не ляхи имеются в виду, там именно литвины, причем даже не какой-то род или вид войск, а скорее поселенцы на пограничье.
---------
ну во первых, литвины (шляхта) точно так же служили в гусарских хоругвях, как и ляхи. Во вторых - ни каких особых пограничных родов войск в ВКЛ не было, те же панцирные и гусрские хоругви, комплектация прохлодила не по принципу граничности, а по принципу подчиненности тому или иному образованию (чаще всего магнату)

Автор даже приводит начальные слова молитвы "Воины Бога пришли за мною..." Кстати, подозреваю, что эти товарищи могли быть вообще православными, т.к., насколько я понял из романа, большинство его героев католиками не являются, а исповедуют западнорусский вариант православия. Вот я и решил узнать, что сие - исторический факт или свободный полет фантазии автора?
----------
вы имеете ввиду униатство? Это не западнорусский вариант Православия, это не Православие вообще. И, пропос, среди литовской шляхты не шибко оно было распространено, они чаще окаталичивались без всякого оппортунизма.
К сожалению ни чгео другого сказать не могу. То, что ляшские и литовские латники перед боем пели "Тэ Дэум.." - это исторический факт.

Денисов

От Alex Bullet
К Михаил Денисов (08.10.2005 09:31:04)
Дата 09.10.2005 00:37:29

Re: Вопрос знатокам...

Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.
>День добрый


>ну во первых, литвины (шляхта) точно так же служили в гусарских хоругвях, как и ляхи. Во вторых - ни каких особых пограничных родов войск в ВКЛ не было, те же панцирные и гусрские хоругви, комплектация прохлодила не по принципу граничности, а по принципу подчиненности тому или иному образованию (чаще всего магнату)

Ну, может быть, но там речь идет чуть ли не о потомках древнерусских князей, которым было соромно под любого магната ложиться.

>вы имеете ввиду униатство? Это не западнорусский вариант Православия, это не Православие вообще. И, пропос, среди литовской шляхты не шибко оно было распространено, они чаще окаталичивались без всякого оппортунизма.
>К сожалению ни чгео другого сказать не могу. То, что ляшские и литовские латники перед боем пели "Тэ Дэум.." - это исторический факт.

Нет, я именно православие имел в виду. Западнорусский вариант - Киевская митрополия и т.д. В общем, именно оттуда у украинской автокефальности ноги растут. Дело в романе происходит в 50-60-х годах XIX века, а тогда униатство в Северо-западном крае было выжжено каленым железом. К нему относились гораздо хуже, чем к католицизму, считая приверженцев своего рода ренегатами, неважно, что дело происходило почти 500 лет назад. Всех вернули в лоно православной церкви. Кстати, униатство в Белоруссии так толком и не очухалось, в отличие от Зап.Украины. Во всяком случае, бывая в Зап.Белоруссии, не слышал я о его реинкарнации.
Кстати, православие среди литовской шляхты было не в таком уж и загоне. Конечно, окатоличились многие, но многие веру сохраняли.
Кстати, Короткевича читать вообще интересно, тем, кто интересуется. У него же не только "Дикая охота короля Стаха" имеется, у него и "Черный замок Ольшанский" есть, который издавали на русском только в Белоруссии (фильм по сравнению с книгой ИМХО сильно проигрывает). А также те самые "Колосья" и продолжение "Оружие", которое ИМХО носит слегка антирусский характер. Вообще, Короткевичу многое дозволялось, за счет хороших отношений с Машеровым. Только я не специалист по истории ВКЛ, вот и решил кое-что выяснить.

С уважением, Александр.

От Михаил Денисов
К Alex Bullet (09.10.2005 00:37:29)
Дата 09.10.2005 08:55:34

Re: Вопрос знатокам...

День добрый



>Ну, может быть, но там речь идет чуть ли не о потомках древнерусских князей, которым было соромно под любого магната ложиться.
-------
все русские князья к 17-му веку либо перешли на сторону Москвы, либо ополячились - окатоличились. Вообще формирование аристократии ВКЛ в послеуниатское время не шибко связано с наследием КР.


>
>Нет, я именно православие имел в виду. Западнорусский вариант - Киевская митрополия и т.д. В общем, именно оттуда у украинской автокефальности ноги растут.
------
ноги украинской автокефальности рстут из политических соображений 19-20вв, ни каких отдельных западнорусских православий ни когда не существовало в религиозном смысле

Дело в романе происходит в 50-60-х годах XIX века, а тогда униатство в Северо-западном крае было выжжено каленым железом. К нему относились гораздо хуже, чем к католицизму, считая приверженцев своего рода ренегатами, неважно, что дело происходило почти 500 лет назад.
-----------------
абсолютно правильно считали.


> Кстати, православие среди литовской шляхты было не в таком уж и загоне. Конечно, окатоличились многие, но многие веру сохраняли.
---------------
проблема уничижения православия на землях ВКЛ была одной из причин, по которой Ектерина таки прирезала изрядный кусок ополяченных земель к России, хотя очень не хотела. См. ее переписку с Паниным по этому вопросу в книге Соловьева




Денисов

От Chestnut
К Михаил Денисов (09.10.2005 08:55:34)
Дата 10.10.2005 00:16:52

Re: Вопрос знатокам...

>ноги украинской автокефальности рстут из политических соображений 19-20вв, ни каких отдельных западнорусских православий ни когда не существовало в религиозном смысле

Ну, до реформы Никона различия были довольно существенными

In hoc signo vinces

От Михаил Денисов
К Chestnut (10.10.2005 00:16:52)
Дата 10.10.2005 09:21:42

Re: Вопрос знатокам...

День добрый
>>ноги украинской автокефальности рстут из политических соображений 19-20вв, ни каких отдельных западнорусских православий ни когда не существовало в религиозном смысле
>
>Ну, до реформы Никона различия были довольно существенными
---
они не носили теологический характер, ну а то, что разным святым молились - это уже местный колорит и не более, у нас вот то же далеко не везде, помимо Павлова-Посада почитаю Василия павло-посадского, ну и что из этого делать вид. что в упомянутом приходе какое-то иное православие?

>In hoc signo vinces
Денисов

От Chestnut
К Михаил Денисов (10.10.2005 09:21:42)
Дата 10.10.2005 18:11:41

Re: Вопрос знатокам...

>они не носили теологический характер,

И сейчас не носят

In hoc signo vinces

От Alex Bullet
К Михаил Денисов (09.10.2005 08:55:34)
Дата 09.10.2005 22:41:07

Re: Вопрос знатокам...

Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.
>День добрый


>все русские князья к 17-му веку либо перешли на сторону Москвы, либо ополячились - окатоличились. Вообще формирование аристократии ВКЛ в послеуниатское время не шибко связано с наследием КР.

Я вот в том числе и хотел это выяснить - остались ли представители литовской аристократии, исповедующие православие, к концу XVIII века. Слыхал, что, например, некоторые из Ходкевичей оставались православными (и остались ими и далее). В частности, интересно, к какой конфессии принадлежал данный герой романа (там этот вопрос не освещается или старательно обходится, хотя главный герой, тоже из аристократии - православный. Конечно, когда эти земли были возвращены России, там многие в православие перешли (так называемые "новокрещены"), но вот были ли такие зубры, которым не нужно было под новые порядки ладиться?

>>Нет, я именно православие имел в виду. Западнорусский вариант - Киевская митрополия и т.д. В общем, именно оттуда у украинской автокефальности ноги растут.
>------
>ноги украинской автокефальности рстут из политических соображений 19-20вв, ни каких отдельных западнорусских православий ни когда не существовало в религиозном смысле

Ну, Киевскую митрополию и после унии никто не отменял, хотя гнобили изрядно. И подчинялась она тогда Константинопольской патриархии. "Самостийники" этот исторический факт, насколько я знаю, вовсю использовали - во какие у нас традиции, блин! Я об отличиях не в религиозном смысле, поскольку изменения в данном смысле - это уже ересь. Я об аспектах - правила прикладывания к иконам, местночтимые святые и т.д. Думаю, хотя и не специалист, что между порядками в Греческой, Болгарской, Сербской, Русской православных церквях есть разница, но от этого они не перестают быть православными (уж не говоря, например, о Грузинской, Ливанской и т.д.). Почему бы не быть и некоторым своим молитвам?

С уважением, Александр.