Его, кстати, после войны отчислили из подготовительного ВМУ за неуспеваемость. Может, это и было толчком к самообразованию. Популизм популизмом, но В.С. самостоятельно изучил достаточно многое. Хотя профессиональным историком так и не стал. Хотя есть люди, служившие обычными матросами-срочниками, а потом ставшие признанными профессиональными военными историками. Ю.Ровер, например.
Но вообще-то военный профессионализм, на мой взгляд, мало помогает историческому. Он может служить хорошей основой, только если получен на базе общего классического образования европейского толка (например, С.Роскилл).
Доценко же, несколько я понимаю, его минно-тральный опыт помог мало - ВВМУ им. Фрунзе по уровню развития мировоззерния курсанта далеко не Кембридж, а соединения ОВР Северного флота - наименее подходящее для развития исторического профессионализма место службы. Можно полагать, что у профессионального военного есть шанс на развитие военно-исторического профессионализма лишь за рамками служебной деятельности и лишь при наличии достаточно свободного силя мышления.