От Шифровальщик
К Блохин Александр (Alex-Goblin)
Дата 07.10.2005 13:22:57
Рубрики WWII; Современность;

Кхм, "унифицированное"

Старообрядцев, как течение сугубо сектантское во всех его подвидах касаться не будем. Ибо перечисление одних "поповцев" займет не одну страницу, думаю.

От Блохин Александр (Alex-Goblin)
К Шифровальщик (07.10.2005 13:22:57)
Дата 07.10.2005 15:05:25

А я и не призываю касаться все ответвления. Тут хватит и основного.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

"Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 – 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо "Исус" стали писать "Иисус", хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати. Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием - серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя. Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь. "

Как вам известно, в истории и из-за гораздо меньших разногласий религиозные течения напрочь изменяли общества и народы.


От Шифровальщик
К Блохин Александр (Alex-Goblin) (07.10.2005 15:05:25)
Дата 07.10.2005 15:53:06

Ну и где тут основное?

Унификация обрядов и письма? Это чисто русская специфика как составной части вселенского Православия. По основным, фундаментальнообразующим позициям византийская вера равна русской.

> Как вам известно, в истории и из-за гораздо меньших разногласий религиозные течения напрочь изменяли общества и народы.

Дьявол кроется в мелочах(С). Но только тогда, когда мелочи переворачивали основную идеологию, возникали конфликты. Например добавление в "символ веры" католического "филокве". А в чем могут расходиться русский священник и греческий? Только лишь национально-специфическими различиями в обрядах, что кстати даже характерно и для РПЦ в разных регионах и с разными священниками. Но идеологически и мировоззренчески они едины. Перечитайте Вашу же приведенную цитату: "Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати". Т.е. область идеологии Никоном осталась нетронутой.
Для примера посмотрите ниже дискуссию о "9 роте": "незначительные" титры в кноце фильма перевернули всю суть филльма. Вот это именно ТОТ случай, когда "мелочи" порождают конфликты.

От Блохин Александр (Alex-Goblin)
К Шифровальщик (07.10.2005 15:53:06)
Дата 07.10.2005 16:12:01

"За деревьями леса не видать..."

Смысл в том, что современная церковь, основанная на "никонизации" практически отвергает (пусть из-за этих
мелочей) старообрядческую церковь.

От Шифровальщик
К Блохин Александр (Alex-Goblin) (07.10.2005 16:12:01)
Дата 07.10.2005 16:39:20

Неправда ваша. никто никого не отвергает.

Отвергается то, о чем было сказано в Вашем же посте - "обрядоверие". А что касается возможности служить по "старым книгам" - пожалуйста, и вполне официально. Например, еще с Алексея Михайловича в Михайловской Слободе (в 25 км от Москвы) в церкви Михаила Архангела (РПЦ МП)служат по-старому вполне себе официально. Такая привилегия была дана стрельцам. А сейчас "старорежимные службы" возможно проводить в любой церкви, и этим пользуются многие священники.