От Pout
К Pavel
Дата 29.07.2005 12:56:14
Рубрики Современность; Байки; Космос;

Плитки вроде регулярно переклиеивают

>Доброго времени суток!
>только временной рессурс она уже исчерпала, мы закладывали 10 лет или 100 полетов, наверное не зря.

Насколько я помню, на Шаттле их регулярно переклиеивали. Насчет конкретно этого полета Дискавери не знаю, но слыхал, что "корабль был на 90 процентов обновлен". Технология смены плитко позволяет и ставить новые вметсо старых, и добавлять слетевшие. Кстати,потеря нескольких десятков плиток - не фатальна . Другое дело,что сейчас обостренное внимание к этой теме принесла неприятные для руководителей полета последствия. А так бы они сели как и раьше садились,не поднимая шума. Теперь что что случись - ведь посодют. Вот и пошла теперь пурга по всем СМИ, так что реальной картины с теплозпщитой Дискавери не видать


--------
http://situation.ru/

От Паршев
К Pout (29.07.2005 12:56:14)
Дата 29.07.2005 13:14:37

Оно не фатально если не на крае лючка какого-нибудь (-)


От Алекс Антонов
К Паршев (29.07.2005 13:14:37)
Дата 30.07.2005 11:36:11

Какая с этими плитками трудоемкая возня однако, а результат...

...по моему американцы же занимались разработками металлических теплозащитных панелей. Интересно чем все закончилось.

От Никита Каменский
К Алекс Антонов (30.07.2005 11:36:11)
Дата 01.08.2005 13:22:16

Re: Какая с

В том-то и дело, что собственно с плитками возни-то как раз почти нет. Проблема прежде всего во всякой отваливающийся фигне, что может по плиткам стукнуть.

От Pout
К Никита Каменский (01.08.2005 13:22:16)
Дата 01.08.2005 18:19:19

Схема порочна - > проблемы неразрешимы -> бесславный конец

>В том-то и дело, что собственно с плитками возни-то как раз почти нет. Проблема прежде всего во всякой отваливающийся фигне, что может по плиткам стукнуть.

Да не "в этом дело", по большому счету. Схема компоновки принципиально порочна и проблема с теплозащитой в целом (а не по частям, как Вы хотите представить - есть де хорошие плитки, а есть еще и нехороший бак с обмазкой) - неразрешима. Ясно это умным специалистам было с самого начала. Упорствование (всме более из политчисеких соображений) в продолжении программы вызывает смешанные чувства. Стоит произойти третьей катастрофе - и пипец, а рассуждения о бесславном конце этого"предприятия" на фоне катастроф почему-то могут посчитать злорадством.
Это в конце концов их проблемы -пусть уродуются - но в результате и программа МКС фактчиески выглядит как затянувщаяся авантюра.

После предыдущих аварий я выкладывал отрывки из служебного отчета для НАСА, который читал после "Челленджера" в нашей ДСПшной перепечатке. Вероятность потери орбитальнйо ступени еще на ранней стадии программы весьма точно рассчитывалсь как 1\50 . Так оно в общем и оказалось (пока), так что ВСЕ ПОНИМАЛИ УЖЕ ТОГДА. И основной "проблемой" там в отчете, в 1980х, специалисты тут указывали участок выведения и топливный бак, то есть - суть самой схемы.
То, что мы по нарастающей скаждым годом наблюдаем - это судороги,неужели не видно


----------
http://situation.ru/

От Никита Каменский
К Pout (29.07.2005 12:56:14)
Дата 29.07.2005 13:08:09

Re: Плитки вроде...

>Насколько я помню, на Шаттле их регулярно переклиеивали.

Только поврежденные и отвалившиеся (отваливаются правда крайне редко). Рекорд был штук 300 за раз однажды пришлось, стукнуло большим куском пены как раз, ЕМНИП.

>Кстати,потеря нескольких десятков плиток - не фатальна

Сильно зависит от зоны где отвалились и от распределения отвалившихся. Например одна-две рядом некритично в любой зоне, а вот если штук шесть-десять "в кружок" отвалятся на передней кромке - капут.

От Pout
К Никита Каменский (29.07.2005 13:08:09)
Дата 29.07.2005 13:15:33

из статьи "Развитие теплозащиты шаттла"(2003)

>>Насколько я помню, на Шаттле их регулярно переклиеивали.
>
>Только поврежденные и отвалившиеся (отваливаются правда крайне редко). Рекорд был штук 300 за раз однажды пришлось, стукнуло большим куском пены как раз, ЕМНИП.


http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/248/04.shtml
Дальнейшее развитие теплозащиты шаттла
.....

В 1979 г. выявилось опасное снижение прочности плитки в "бутерброде" с двумя слоями клея и войлочной прокладкой. Потребовалась проверка и массовая замена плиток почти на всем корпусе "Колумбии", которая заняла 20 месяцев. На этих работах в "пиковые" дни было занято до 1200 человек, а темп установки достигал 600 плиток в неделю. Вся установка плиток потребовала 670000 человеко-часов.
.....

На "Дискавери" было впервые установлено примерно 2300 новых высокотемпературных плиток FRCI-12 (Fibrous Refractory Composite Insulation), которыми заменили около 10% плиток HRSI. Плитки FRCI-12 отличаются от HRSI добавкой 22% аморфного алюмоборосиликатного материала Nextal (AB312); они прочнее и менее подвержены растрескиванию, но легче LI-2200. Устанавливаются такие плитки главным образом вокруг различных технологических отверстий в корпусе и у передних кромок.
В полете STS-59 на "Индеворе" была испытана плитка второго поколения TUFI (Toughened Unipeace Fibrous Insulation). Широкого распространения они пока не получили, заменив лишь около 300 плиток типа LI-900.
По результатам первых полетов в отдельных местах корпуса покрытие приходилось усиливать. Так, в 1988 г. на нижней части фюзеляжа всех орбитальных ступеней на участке от "кока" до ниши передней стойки шасси было установлено покрытие типа RCC. На всех кораблях, кроме "Колумбии", плитками FRCI или HRSI были защищены участки задней кромки крыла и передней кромки элевонов. Пришлось также усилить защиту передних концов гондол двигателей OMS.
В результате 70% поверхности каждой орбитальной ступени защищают примерно 24300 плиток, наиболее "горячие" места - панели RCC, а самые "холодные" прикрыты 3300 "одеялами".



>>Кстати,потеря нескольких десятков плиток - не фатальна
>
>Сильно зависит от зоны где отвалились и от распределения отвалившихся. Например одна-две рядом некритично в любой зоне, а вот если штук шесть-десять "в кружок" отвалятся на передней кромке - капут.

да, насчет совершенной безопасности - это я упростил, конечно
------
http://situation.ru/

От Никита Каменский
К Pout (29.07.2005 13:15:33)
Дата 01.08.2005 13:20:10

Re: из статьи...

>В 1979 г. выявилось опасное снижение прочности плитки в "бутерброде" с двумя слоями клея и войлочной прокладкой. Потребовалась проверка и массовая замена плиток почти на всем корпусе "Колумбии", которая заняла 20 месяцев. На этих работах в "пиковые" дни было занято до 1200 человек, а темп установки достигал 600 плиток в неделю. Вся установка плиток потребовала 670000 человеко-часов.

Не катит :) Это же 1979 год, задолго до первого полета, изменения по результатам испытаний.

От Pavel
К Pout (29.07.2005 13:15:33)
Дата 29.07.2005 14:35:51

Re: из статьи...

Доброго времени суток!
>В 1979 г. выявилось опасное снижение прочности плитки в "бутерброде" с двумя слоями клея и войлочной прокладкой. Потребовалась проверка и массовая замена плиток почти на всем корпусе "Колумбии", которая заняла 20 месяцев. На этих работах в "пиковые" дни было занято до 1200 человек, а темп установки достигал 600 плиток в неделю. Вся установка плиток потребовала 670000 человеко-часов.
> .....
Как все знакомо :-))На "Буране" тоже до половины плиток переклеивали по этой же причине.

>>Сильно зависит от зоны где отвалились и от распределения отвалившихся. Например одна-две рядом некритично в любой зоне, а вот если штук шесть-десять "в кружок" отвалятся на передней кромке - капут.
>
>да, насчет совершенной безопасности - это я упростил, конечно
>------
Особенно опасно если рядок по направлению потока отвалится.А вообще мы очень серьезно прорабатывали ремонт ТЗ на орбите.
С уважением! Павел.

От Robert
К Pavel (29.07.2005 14:35:51)
Дата 29.07.2005 22:56:39

Ре: из статьи...

>А вообще мы очень серьезно прорабатывали ремонт ТЗ на орбите

У американцев тоже он серьезно проработан - готово все как для ремонта на орбите так и для эвакуации следующим шаттлом если ремонт невозможен. На борту ремонтный комплект плиток и специальный 15-метровый однорукий робот с телекамерой для осмотра плиток.

Вот одна из ссылок, более подробная статья об этом уже ушла на том сайте в арxив, неоxота рыться (больно арxив большой):

the astronauts will use a new 50-foot boom to inspect their ship on Wednesday, and the crew of the international space station will photograph all sides of Discovery before Thursday's linkup between the two

If any serious damage is found, NASA will have to choose between attempting repairs or, more likely, moving the shuttle crew into the space station for at least a month to await rescue by the shuttle Atlantis, which is already being readied for liftoff

http://www.foxnews.com/story/0,2933,163629,00.html

От Esq
К Robert (29.07.2005 22:56:39)
Дата 30.07.2005 10:34:04

Rе: из статьи...

>>А вообще мы очень серьезно прорабатывали ремонт ТЗ на орбите
>
>У американцев тоже он серьезно проработан - готово все как для ремонта на орбите так и для эвакуации следующим шаттлом если ремонт невозможен.

Ай да американцы!
Только вот полет следующего шаттла отложен на неопределенное время.
Домино, знаете ли.

От Никита Каменский
К Esq (30.07.2005 10:34:04)
Дата 01.08.2005 13:12:02

Re: Rе: из

>Только вот полет следующего шаттла отложен на неопределенное время.

Отложен из-за продолжающей отваливаться пены прежде всего. Предполагалось что оная проблема была решена.

От Robert
К Esq (30.07.2005 10:34:04)
Дата 30.07.2005 18:39:24

Re: Rе: из

>Только вот полет следующего шаттла отложен на неопределенное время.

Там ситуация такая:

- следующий "шаттл" готов к запуску через месяц, на случай если что случится с теплозащитой первого "шаттла" на орбите - чтобы вернуть на землю экипаж первого "шаттла". Никакиx срочныx грузов он бы при такой спасательной операции не вывoдил.

- сейчас говорят, что раз спасательный полет не нужен (возвращается первый "шатл") то запускать готовый к запуску второй не надо. Будут ждать, фиксать топливный бак с которoго слетают куски теплоизоляции, собирать груз и т.д.

Короче если не запустить второй через месяц - то теряются деньги на его подготовку к спасательнoму полету, а если запустить - он улетит недогруженым и выведенные килограмы обойдутся дорого. Пока, вроде, решили не запускать.

Вобще, "шаттл" - исследовательская программа НАСА, выводящая в космос в основном научно-исследовательские грузы и возящая исследователей и обслуживающий персонал. Коммерческой составляющей нет (нет продажи пусков "шаттла" на свободном рынке услуг по выводу полезной нагрузки в космос, как например для российского "протона" или украинского "зенита"), так что прямыx (в доллараx) потерь нет (меньше денег на счет не капнет из-за того, что пуск отложен - просто медленнее пойдут исследования и замедлятся программы в которыx "шаттл" участвовал). Поэтому же и цена килограмма выводимого "шаттлом" в разныx источникаx разная - эти килограммы не продаются на свободном рынке, поэтому опубликованной иx цены нет a есть только оценки. Прям как при социализме а не при капитализме, короче.

От Pout
К Robert (29.07.2005 22:56:39)
Дата 30.07.2005 07:10:10

Сегодня выход в космос с осмотром и "имитацией ремонта"

>>А вообще мы очень серьезно прорабатывали ремонт ТЗ на орбите
>
>У американцев тоже он серьезно проработан - готово все как для ремонта на орбите так и для эвакуации следующим шаттлом если ремонт невозможен. На борту ремонтный комплект плиток и специальный 15-метровый однорукий робот с телекамерой для осмотра плиток.

Двое космонавтов Дискавери выходят на 6 с половиной часов . Цель - осмотр возможных повреждений теплозащиты и "имтация ремонта"

Первая цель, я так понял - осмотр той самой сколотой плитки около стойки шасси



--------
http://situation.ru/

От Pout
К Pout (30.07.2005 07:10:10)
Дата 01.08.2005 09:34:32

"Астронавтам, вероятно, придется заняться ремонтом шаттла"

>Двое космонавтов Дискавери выходят на 6 с половиной часов . Цель - осмотр возможных повреждений теплозащиты и "имтация ремонта"


сабж сейчас из новостей Евроньюс.
Говорится о "двух прокладках между отлетевшими плитками". Что-то не совсем понятно. Перед этим вроде говорили только о 22 найденных в ходе инспекции "сколах" плиток

Сегодня НАСА решит.

>--------

http://situation.ru/