>>
>>Перечитал Сибрука - там частота вообще не указана...
>
>Цитата оттуда
> Джон Болдерстон репетировал в "Лайрик" пьесу, где время действия должно было во время одного затемнения сцены переноситься от наших дней к 1783 году. Как сделать "перескок" психологически и эмоционально эффективным --эту задачу предложил решить Вуд. Его идея заключалась в том, что очень низкая нота, почти не слышимая, но колеблющая барабанную перепонку, произведет ощущение "таинственности" и сообщит зрителям необходимое настроение. Это было выполнено с помощью органной "сверхтрубы", длиннее и толще, чем те, которые применяются в церковных органах. Трубу решили испытать на репетиции. Только Вуд, Лесли Ховард, Болдерстон и постановщик Джильберт Миллер в зале знали, что произойдет. Вопль с затемненной сцены означал перерыв в 145 лет. Здесь включили "неслышимую" ноту Вуда. Последовал эффект вроде того, который предшествует землетрясению. Стекло в канделябрах старинного "Лайрик" зазвенело, и все окна задребезжали. Все здание начало дрожать, и волна ужаса распространилась на Шэфтсбюри Авеню. Миллер распорядился, чтобы "такую-сякую" органную трубу немедленно выкинули.
>На грани слышимости-- это 16 Гц. Ну, 20 от силы
Ну, это не измерение частоты...
>>
>>Чтобы в данного человека попасть - 2-3 мало. А на толпу - может хватить...
>
>Интересно было бы увидеть расчёт. Если толпа в ближней зоне, то все эти волны на ней рассеиваются чудовищно, никакая конструктивная интерференция невозможна. Если в дальней-- нужно много излучателей (дифракционная решётка), и трёх будет мало.