Хотел бы побольше узнать о кораблях ТОФ "охлаждавших" китайцев во время этого конфликта, особенно по ПЛ.
Вот что пока удалось мне собрать.
На рассвете 17 февраля 1979 года китайская военщина после многочисленных провокаций начала агрессию против СРВ. Поводом для китайского вторжения, стал ввод в декабре 1978 года 120-тысячной вьетнамской военной группировки в Кампучию - так в те времена называлась Камбоджа, где промаоистский режимом Пол Пота устроил геноцид (погибли 1,7 миллиона человек из 7-миллионного населения). Момент нападения на Вьетнам выбран был не случайно. Пекин завершил психологическую военно-политическую подготовку, провел дипломатическую разведку. Дэн Сяопин побывал в Вашингтоне и Токио, где рассыпаемые в адрес Вьетнама угрозы не получили должного отпора. В действиях США и Японии политические эксперты усматривали позицию явного пособничества. И Вашингтону, и Токио был с ряда сторон выгоден вьетнамо-китайский конфликт. Для пекинских властей благоприятные позиции создавали китайско-японский договор, установление дипломатических отношений с США. Уступки, сделанные американцами по тайваньской проблеме, позволили КНР снять часть войск и перебросить на вьетнамскую границу.
Агрессия обернулась крахом китайской военной машины - 600 тысяч китайцев, оснащенных тяжелым оружием были сдержаны не вьетнамской армией, а пограничниками, милицией и народным ополчением приграничных провинций. При этом за 30 дней конфликта максимальное продвижение китайцев составило около 50 км. Потери китайцев составили убитыми 62,5 тысячи человек, а также 280 танков и бронемашин, 118 орудий и минометов, несколько самолетов. Уже 5 марта Пекин сделал заявление, что начинает выводить войска, с 16 марта 1979 Китай начал очищать занятые территории, а к концу года окончательно ушел с нескольких удерживаемых небольших участков.
Решающую роль в победе Вьетнама сыграл Советский Союз. Заявления тогда наше правительство, ЦК КПСС делали очень серьезные. В готовность N 1 были поставлены советские ракетные части, дивизии, стоявшие на советско-китайской границе. Советская армия (25 мотострелковых частей, 250 тысяч человек с авиационной поддержкой) начала концентрироваться вдоль границы с Манчжурией, угрожая вторжением, если Китай немедленно не уйдет из Вьетнама. Даже трудно представить себе, что могло случиться, если бы СССР ввязался в эту войну.
В самом Вьетнаме действовали советские военные специалисты, 19 февраля 1979г. в Ханой прибыла группа советников во главе с генералом армии Г.Обатуровым которая помогла вьетнамским военным в сложной обстановке. Они убедили руководителя СРВ Ле Зуана начать переброску армейского корпуса из Кампучии на Лангшонское направление, выдвинуть туда же вновь сформированные на основе поставок из СССР реактивный дивизион БМ-21, отмобилизовать ряд соединений и частей, вывести из окружения дивизию, воевавшую в тылу противника. Внесли свой вклад в победу и немногочисленные советские специалисты, летчики транспортной эскадрильи на «Ан-12» осуществляли переброску армейского корпуса из Кампучии на Лангшонское направление, связисты узла связи главного военного советника (около 120 человек находилось там с августа 1978г. и 68 было переброшено после начала конфликта) обеспечивали связью наших советников в том числе и в районе боевых действий. В марте советский советнический аппарат понес потери, при заходе на посадку под Данангом разбился вьетнамский транспортный «Ан-24» и 6 летчиков-инструкторов во главе с генерал-майором авиации Малых погибли. («КЗ» 16.01.2001г. стр2.)
Тихоокеанский флот тоже не остался в стороне от событий. Развертывание наших подводных лодок началось в начале февраля когда стало ясно что очень высока вероятность начала боевых действий. Командир «Б-88» Федор Иванович Гнатусин вспоминал: «В начале 1979 года мы расслаблялись - стояли в очередном заводском ремонте, когда началась эта малопонятная война двух азиатских социалистических государств. Но уже через неделю нас выпнули из завода в море. Скоростная сдача задач, погрузка боевых мин и торпед, еще неделю - загрузка и утрамбовка в и так-то тесных отсеках тонн регенерации, ЗИПов, продовольствия, аппаратуры прикомандированных разведчиков... Мы шли на войну. Во Владивостоке, Находке, Одессе грузились караваны военной помощи маленькому азиатскому государству. Завтра в Южно-Китайском море их могли встретить джонки и мотоботы-камикадзе, артиллерийские и торпедные катера, СКРы и эсминцы "братьев навек", с которыми вступят в бой советские катера, СКРы и эсминцы тех же самых проектов. А мы, подводники, будем встречать огнем и мечом китайские ВМС на путях их вероятного подхода к берегам Вьетнама. Мы не одни. Только с Улисса к берегам Вьетнама уходили пять корпусов. Плюс Конюшки, Авангард, Ракушка, Совгавань, Магадан и Бичева. Нас много и мы все в тельняшках!» («Ежедневные новости» (Владивосток) 28.07.2000)
Не менее активную помощь Вьетнаму во время вооруженного конфликта с КНР оказывали корабли эскадры: КРУ «Адмирал Сенявин», РКР «Адмирал Фокин», БПК «Василий Чапаев», «Способный» и «Строгий», ЭМ «Возбужденный», СКР «Разящий». (ж. «Тайфун» № 3 1999г. стр13.)
Вспоминает Глухов Владимир Ефимович - капитан 2 ранга, гидрограф ВМФ : «Я был уже начальником штаба дивизиона и меня назначили старшим за переход наших судов во Вьетнам. К походу мы подготовились за сутки, а через пять уже вошли в порт Дананг. Задача у нас была такая - срочно обеспечить заход советских боевых кораблей во вьетнамские порты. Определяли глубины, пути подхода, течения и так далее. Обследовали даже существующие причалы. А потом пошли на остров Камрань, где создавалась советская военно-морская база. Ударно работали месяц, ожидая подхода отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота. Ветра были сильные, жара невыносимая. Море было горячим. Ребята-подводники, говорили потом, что чувствовали себя, как в кипящей кастрюле. Я считаю, что благодаря оперативным действиям нашего Военно-морского флота, война между Китаем и Вьетнамом стала небольшим военным эпизодом». («Звезда-ONLINE» 27.07.2001)
Наши корабли были готовы не только демонстрационными действиями поддержать Вьетнам. Как утверждает Глухов В.Е.: «Если б Китай начал развитие боевых действий, наши корабли вошли бы в Тонкинский залив. А там... там уже могли пойти в ход ракеты. И слава Богу, что подобного не произошло». («Звезда-ONLINE» 27.07.2001) За мужество и героизм, проявленные при выполнении поставленной задачи, 36 моряков эскадры ТОФ были награждены правительственными наградами. (ж. «Тайфун» № 3 1999г. стр13.)
Помимо китайцев проблему представляли и подошедшие в район американские военные корабли. Для того, чтоб держать их подальше от района широкомасштабных боевых действий, американским кораблям перекрыли пути подхода наши дизельные подводные лодки. Часть из них оставалась на глубине, а некоторые в наглую держались в надводном положении. Нервы наших моряков оказались крепче - американцы созданную морскую заградительную линию перейти не решились. («Звезда-ONLINE» 27.07.2001)
Китайская агрессия ускорила подписание Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о заходе и стоянках советских военных кораблей и о посадках советских военных самолетов Военно-Морского Флота в военном порту и на аэродроме Камрань. 2 мая 1979 г. соглашение было заключено. Разрешалось одновременное присутствие 10 надводных кораблей, 8 подводных лодок с плавбазой и 6 военно-морских судов. На аэродроме размещалось до 16 самолетов-ракетоносцев, 9 разведывательных самолетов и 2-3 транспортных судна. Первый состав ПМТО в количестве 50 человек прибыл на полуостров Камрань в апреле 1980 года на борту «ПМ-156». С 1983г. здесь стала базироваться оперативная эскадра Тихоокеанского флота. Вскоре с Вьетнамом был заключен контракт на строительство объектов в счет безвозмездной помощи СРВ со стороны СССР. За период с 1984 по 1992 год было построено около 30 объектов, в том числе станция слежения за спутниками. На аэродроме базы базировались ударные бомбардировщики «Ту-16», истребители и дальние разведчики «Ту-95Р». (ж. «МС» № 10 2001г. стр45.)
Литература:
n ж. «Тайфун» № 3 1999г. Демидов М.В. «Очерк истории Тихоокеанской эскадры». стр13.
n «Звезда-ONLINE» 27.07.2001. Глухов В. «Верю в возрождение флота!» http://www.nevod.ru/local/zvezda/index.php?Date=2001-07-28&P=zvezda&Rub=ПО-ФЛОТСКИ
n «Ежедневные новости» (Владивосток) 28.07.2000г. «Как топили «Энтерпрайз». 28.07.2000г.
n ж. «Морской сборник» № 10 2001г. стр45-47. Литковец Н., Кузьмина Н. «Будни ПМТО "Камрань"».
n «Красная звезда» 16.01.2001г. стр2. Почтарев А. «…И все цветы Вьетнама».
n Ильинский М.М. «Индокитай. Пепел четырех войн (1939-1979гг.)».
Буду благодарен за уточнения и дополнения, и указания новых источников.