От БорисК Ответить на сообщение
К Чобиток Василий Ответить по почте
Дата 28.05.2005 12:01:41 Найти в дереве
Рубрики WWI; Танки; 1917-1939; Версия для печати

Re: [2AMX] БР...

>Борис, из всего, что Вы наплели, следует, что конструкторы Т-34 - козлы (С) ;-))))))))

Это Вы совершенно зря. Во-первых, я не наплел. ТММ – это прикладная наука, и обижаться на ее выводы так же глупо, как обижаться на земное тяготение, в результате которого ты упал и набил себе шишку на лбу.

Во-вторых, конструкторов Т-34 я очень уважаю и имею на это все основания. Насколько я знаю, конструированием трансмиссии (коробки передач, бортовых фрикционов и бортовых передач) Т-34 руководил Морозов. Он был, безусловно, очень умным и талантливым человеком. Но образования и опыта в то время ему явно не хватало. В книге "Неизвестный Т-34" упоминается только, что после окончания частной школы он был принят в реальное училище, и остается непонятным, окончил ли он его. А дальше он работал в качестве рабочего, моториста, чертежника и т.д.. Т.е., он был практиком, а приобрести теоретические знания у него тогда просто не было возможности. По сведениям М.Свирина, высшее образование Морозов получил только в 1950-е годы. Можно только снять шляпу перед человеком, который, в основном, за счет интуиции и инженерного чутья сумел создать работоспособные конструкции, пусть недостаточно надежные и долговечные, неудобные в эксплуатации (особенно коробка передач), но простые в производстве и приспособленные к массовому выпуску на простом серийном, широко распространенном оборудовании, не требующие высокой квалификации и станочников и сборщиков.

Еще одной сильной стороной Морозова я считаю его способность быстро учиться на своих ошибках. Всего через несколько лет после Т-34 он сумел создать Т-54, а это был танк уже совершенно другого уровня и по мощи, и по надежности и долговечности. И это опять же, все еще без высшего образования. А если еще учесть, сколько модификаций, опытных образцов и новых конструкций танков он успел создать за эти несколько лет кроме тех, которые я упомянул, и в каких это было сделано условиях, то можно только поразиться его огромной работоспособности.

Он сделал все, что мог, и не его виной были недостатки его конструкций, а его бедой. Но для условий военного времени недостатки конструкции Т-34 несомненно перевешивались его достоинствами, поэтому он и дожил до конца войны. И нет никакого сомнения, что он этот конец приблизил. И в этом – бесспорная заслуга Морозова и других конструкторов Т-34. И технологов, конечно, Кучеренко многое сделал, чтобы технологичность Т-34 повысить.