|
От
|
Вулкан
|
|
К
|
Jager01
|
|
Дата
|
14.04.2005 12:56:05
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот;
|
|
Re: Вопрос флотофилам....
Приветствую!
>Читаю "Подводную войну Гитлера" К. Блэйра и пытаюсь разобраться в удивительной эффективности самолета против подлодки.
>Удивление вызывают такие факты:
>Лучшими ПЛ самолетами там называют Каталины и Б24/17.
>Я еще могу понять, что у них столь необходимая дальность. Но ведь они поражают лодку практически на первом же заходе. Ну ладно В 24, у него неплохая бомбовая нагрузка (хотя они явно для дальности не максимум брали), но Каталина-то, около 200 кг всего. Это что, 4 50-ки? А какая точность должна быть? Лодка в надводном это очень узкая, в общем малоразмерная цель. Она, конечно, чаще всего не вела ответный огонь, но и В24 все же не Штука.
>Короче, вопрос такой как близко к лодке надо положить бомбу в 100 кг, например или глубинную чтобы нанести ее прочному корпусу "потопительные" разрушения. Неужели ее прочный корпус столь маложивуч, что его проламывают с первого захода самолеты, которые не отличаются большой меткостью?
Взрыв даже 100-кг бомбы рядом с ПЛ может примести к фатальным повреждениям. Плюс к этому - орудийные расчеты лодки не прикрыты, быстро погибают.
>И еще вопрос вдогон.
>Действительно ли при атаке эсминцем или корветом, лодка могла только пассивно удирать и прятаться на глубине? Способна ли была лодка вести бой и сама избавиться от преследователя торпедой? Или только мотать?
Не только эсминцы страшны, но даже ТКА. вот например:
В 2.32, когда немецкие катера находились в районе маяка Ужава, была обнаружена еще одна субмарина, совершавшая переход в надводном положении, — советская подводная лодка С-3. Ее командир капитан-лейтенант Н.А. Костромичев, несмотря на неоконченный капремонт(лодка не могла погружаться), отказался взорвать свой корабль в Либаве и решил прорываться в Виндаву. Кроме команды, на С-3 находились члены экипажей других субмарин, рабочие — всего около 100 человек. В сложившейся ситуации подводникам ничего не оставалось, как принять бой. Спустя 10 минут после обнаружения катера с дистанции 300 — 400 м атаковали субмарину оставшимися торпедами, но промахнулись. Завязалась артиллерийская дуэль. Хотя вооружение «эски» выглядело более мощным (на ней имелось по одному 100-мм и 45-мм орудию, в то время как на каждом из «шнелльботов» — лишь по одной 20-мм пушке), высокая скорострельность немецкой автоматической артиллерии в бою на ближней дистанции сыграла свою роль. Немцам уже первыми выстрелами удалось вывести из строя стомиллиметровку субмарины. Катера описывали вокруг лодки зигзаги и осыпали ее снарядами. С-3, не способная развить ход более 5 узлов, упорно уходила на север. Советские подводники несли большие потери, но до последней возможности отстреливались от врага из винтовок. Спустя 9 минут после начала боя из-за перегрева стволов на обоих катерах вышли из строя пушки. В 3.06 орудие S-35 вновь вступило в бой, но оживить двадцатимиллиметровку на S-60 так и не удалось. Ответный огонь с субмарины вызвал мелкие возгорания на обоих «шнелльботах», 4 человека из их экипажей были ранены. Через 40 минут после начала боя немцы все еще были далеки от победы и пошли на отчаянный шаг. Лейтенант Вебер передал командиру звена: «Мы должны атаковать ручными гранатами!». После этого сигнала S-35, а затем S-60, сблизившись с лодкой на 50 м, сбросили 3 глубинные бомбы. Наконец, противники сошлись вплотную, и на палубу С-3 полетели ручные гранаты. В 3.24 после очередного попадания гранаты из рубки субмарины вырвалось пламя. К тому времени капитан-лейтенант Костромичев и большинство офицеров погибли. Стрельба с лодки прекратилась, но сама субмарина, несмотря на крен и дифферент на корму, упорно продолжала уходить на север. Последний удар по ней в 3.39 нанес S-60, сбросивший глубинную бомбу в двух метрах от форштевня. Получив большую пробоину, лодка затонула. На месте ее гибели немцы подобрали 20 человек.
Примеров же удачного противостояния ПЛ эсминцу довольно мало:
В 03.30 24 января “Уоху”, находясь в 2,5 мили от входа в залив Виктория, погрузилась и в подводном положении [191] пошла к входу в залив, ведя наблюдение в перископ, который старший помощник командира лодки осторожно, но довольно часто поднимал и опускал. Вначале в поле зрения лодки ничего не появлялось, но в 13.18 старший помощник О'Кэйн обнаружил мачты какого-то корабля. Это был эсминец “Хэрусэме” (установлено позже по японским документам). Мортон решил оставаться на глубокой воде и выстрелить торпеду с дальней дистанции по неподвижной цели. Однако перед самым пуском торпеды О'Кэйн обнаружил, что эсминец не стоит, а идет в направлении лодки. Быстро произведя перерасчет, Мортон дал залп тремя торпедами с дистанции около 1600 метров, но торпеды прошли мимо по корме, так как в спешке командир неправильно оценил скорость противника. Приняв скорость эсминца равной 20 узлам, Мортон выпустил четвертую торпеду, но эсминец уклонился, и она прошла мимо. “Хэрусэме”, развернувшись, пошел на перископ подводной лодки. Мортон, выждав, пока дистанция до приближавшегося эсминца сократилась до 1100 метров, выстрелил еще одну торпеду, но и она прошла мимо цели. В носовых торпедных аппаратах лодки оставалась всего одна торпеда, а использовать кормовые аппараты было нельзя. Между тем эсминец явно шел на таран. Когда расстояние между кораблями сократилось до четырех кабельтовых (за это время торпеда должна была прийти в боевое состояние), Мортон выстрелил торпеду “прямо в глотку” эсминцу. Все это напоминало дуэль на пистолетах: если бы лодка промахнулась, атака эсминца оказалась бы почти наверняка гибельной для лодки, а попадание торпеды, по всей вероятности, обрекало на гибель эсминец. Командир лодки считал, что любое действие эсминца после пуска лодкой торпеды, по всей вероятности, будет неправильным, а это должно дать преимущества лодке: надо сказать, что очень немногие командиры эсминцев в подобной ситуации не предпринимали того или иного маневра. На этот раз, пытаясь уклониться, эсминец переложил руль на борт и получил торпеду в середину. Снимки, сделанные подводной лодкой, показали, что тяжело поврежденный эсминец, двигаясь к берегу, затонул.
Но самый интересный случай произошел между немецкой ПЛ и американским экскортным миноносцем.
Экскорник нанес фатальные повреждения ПЛ, но и сам от полученных повреждений затонул.
Если интересно - могу позже уточнить номер ПЛ и название эсминца.
С уважением, Вулкан