|
От
|
Alex Medvedev
|
|
К
|
Artem Drabkin
|
|
Дата
|
18.03.2005 14:57:46
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Про модернизацию СБ -- все делали
Живучесть у СБ повышали, например разработали протектированые баки:
"В IV квартале 1938 года было изготовлено 25 опытных бензобаков самолета СБ. Из них 4 бензобака испытаны на вибрацию, 8 – на давление, 5 на динамическую перегрузку и 4 на отстрел – согласно программы госиспытаний.
В результате испытаний баки рекомендованы для принятия в ВВС при условии облегчения их в соответствии с тактико-техническими требованиями. Не закончены летные испытания, которые перенесены на I квартал 1939 года, на летные испытания будут предъявлены 4 бензобака."
"29 февраля 1939 г. в постановлении Военного совета ВВС «О ходе реализации предложений по опыту применения ВВС в Испании и Китае» кроме всего прочего, для СБ предлагались: полный переход в остеклении кабин с целлулоида на плексиглас, установка бронезащиты для стрелка, введение боковых окон в кабине штурмана, увеличение боезапаса верхней установки, внедрение системы заполнения топливных баков нейтральным газом, замена ненадежной СПУ, монтаж противопожарных перегородок между крылом и фюзеляжем, переделка стоек и колес шасси по чехословацкому образцу"
Во второй половине 1938 года на испытания предъявлен эталон, а затем по его образцу стали изготовляться и серийные самолеты СБ с значительным изменением бомбардировочного вооружения, оборудования и усилением конструкции.
Основными изменениями являются:
1. Установление бомбодержателей под крыльями, для наружной дополнительной подвески 2 ФАБ-250 или 2 ФАБ-500 бомб или 2 ВАП-500.
2. Установлены протектированные бензобаки.
3. Управление щитками с механического заменено на электрогидравлическое и объединено в одну систему с управлением шасси.
4. В кабине пилота установлен аварийный бомбосбрасыватель.
5. В задней части бомболюка установлены 2 замка для подвески светящих бомб САБ-15.
6. В передней части бомболюка установлен фотоаппарат АФА-13.
7. Установлена звуковая сирена для сигнализации невыпуска шасси.
8. Заменена рация РСБ на РСР.
9. Питание пилотажной группы приборов, вместо трубок «Вентури» осуществлено от вакуум помпы.
10. Изменение сечения труб лонжеронов и некоторых подкосов в сторону их усиления, изменен материал труб на более прочный.
11. Установлена бронированная спинка сидения летчика толщиной 6 мм.
12. На подкрыльные бомбодержатели вместо бомб можно подвешивать специальные подвесные бензобаки (сбрасываемые) емкостью по 368 литров каждый.
Летные данные этого самолета с нормальным вариантом полетного веса 6200 кг ничем не отличаются от данных серийных самолетов с моторами М-103.
Архангильский делал сразу несколько модернизированных СБ - СБ-М103 СБ-М105 (на СБ-М-105ТК планировали получить 550-600 км/ч на высоте 8 км) -- в перспективе М-106, СБ-штурмовик, Вариант ММН (Моторы М105, площадь крыла на 8 кв м меньше, носы изменен, у штурмана второе управление)
Но ВВС считало главным скоростные показатели у бомбардировщиков. Требовало дать машину со скоростью 500 км/ч и выше. Есть даже одно любопытное поставновление, так сказать, для стимуляции заводских КБ
"29 июля 1939 г. вышел приказ НКАП: «В связи с заниженными характеристиками максимальной скорости до 415 км/час, сдать 100 самолетов СБ в ВВС РККА со скидкой стоимости 33%»"
Начали раздаваться весьма грозные приказы:
"В июле 1939 года начальник ВВС комдив Алексеев и член Военсовета ВВС дивизионный комиссар Агальцов писали письмо наркому обороны маршалу Ворошилову
Завод № 22 выпускает самолеты СБ с 1936 года со скоростью 423-410 км/час с моторами М-100 (750 л.с.) и М-100А (860 л.с.).
До сентября 1938 года модернизация самолетов не производилась.
В сентябре 1938 года произведена первая модернизация (тип 96 серии) заключающаяся в установке моторов М-103 в 960 л.с., в увеличении бомбовой нагрузки на 1000 кг и введении гидравлического управления закрылками.
Скорость этого модернизированного самолета СБ при серийном выпуске была 425 км/час.
В апреле 1938 года УВВС потребовало от завода № 22 выпуска модернизированных самолетов СБ в 1939 году со скоростью 475-500 км/час с внедрением новой улучшенной кабины штурмана с двойным управлением, с установкой более мощных и высотных моторов М-104 или М-105, внедрением новых стрелковых точек (МВ-3) и убирающихся лыж.
В ноябре 1938 года завод № 22 ходатайствовал о разделении этой модернизации на два периода и дал обязательство в первой половине 1939 года выпускать модернизированные самолеты СБ (тип 201 серии) с измененной винтомоторной группой, дополнительными подвесными бензобаками и убирающимися лыжами, гарантируя скорость 440 км/час.
Опытный самолет в предлагаемой заводом модернизации (201 серии) был им изготовлен в 1937 году и как на заводских испытаниях, так и на испытаниях в НИИ ВВС показал скорость в 442-445 км/час.
Серийные самолеты этой модернизации (201 серии), вместо гарантированной заводом скорости 440 км/час на испытаниях в НИИ ВВС показали скорость в 408 км/час причем обслуживание и эксплуатация этих самолетов значительно усложнились по сравнению с ранее выпускаемыми самолетами.
Самолеты СБ 201 серии, изготовляемые в настоящее время заводом № 22 с такой пониженной скоростью являются неполноценными и не могут быть использованы в частях ВВС как современные бомбардировщики, скорость которых в настоящее время превышает 500 км/час.
В настоящее время завод № 22 ведет подготовку к выпуску новой модернизации СБ с мотором М-105 (1040 л.с.) 301 серии, опытный образец которой дал увеличение скорости до 470 км/час. В данной модернизации винтомоторная группа также понижена и конструктивно не отличается от винтомоторной группы самолетов 201 серии, введение которой вызвало в основном уменьшение скорости самолета.
По этим причинам считаю целесообразным пересмотреть конструкцию винтомоторной группы 301 серии в сторону улучшения аэродинамики и удобства эксплуатации.
Докладывая вышеизложенное, прошу поставить на обсуждение Гл. военсовета вопрос о необходимости прекращения производства заводом № 22 самолетов СБ 201 серии, имеющих пониженную скорость и обязать НКАП с 15 сентября 1939 года перейти на выпуск улучшенных самолетов СБ со скоростями 475-500 км/час с устранением недостатков самолетов 201 серии"
или
"Самолет ММН-2М-105 конструкции инженера Архангельского гос. испытания не выдержал ввиду недостаточной максимальной скорости, малой обороноспособности, недоведенности вооружения и оборудования и усложненности посадочных свойств.
Обязать НКАП не позднее 1 октября 1939 предъявить на госиспытания в НИИ ВВС эталон самолета СБ на 1940 со скоростью не мненее 500 км/час "
Первый звонок прозвенел в начле 40-го когда было сказано "6. Ввиду того, что со стороны конструкторских бюро и руководства заводов №№ 39 и 22, а также и со стороны НКАП не уделялось достаточного внимания модифицированию серийных самолетов, СБ и ДБ3 по своим данным отстали от заграничных самолетов этого типа и требуют замены более современными образцами (максимальная скорость 550-600 км/час)."
Вообщем установка на СБ двигателей М-105 ожидаемого прироста скорости до 500 км/ч не дала. В сравнительных испытаниях Пе-2 с теми же движками имел примерно на 100 км/ч больше во всем диапазоне высот.
Во время войны низкая скорость СБ сильно аукнулась. Вплоть до того что по распоряжению НКАП от 9 августа 41-го СБ должны были быть перевооружены двумя ШВАКами