|
От
|
Александр Захаров
|
|
К
|
Алексей Кривчанский
|
|
Дата
|
17.04.2001 13:20:19
|
|
Рубрики
|
Современность; Танки;
|
|
О ГТД-350..
Приветствую
Выдержка из статьи "Двигатели для "Летающих танков"" в Библиотеке на http://www.alexfiles99.narod.ru
********************************************
В июне 1962 г. Ж.Я. Котин обратился к главному конструктору "климовской"
фирмы Сергею Петровичу Изотову с предложением о совместной работе по применению
ГТД на танке, получившем наименование "объект 288". Конструкторы "Климова"
совместно с ОКБТ (позже КБ-3, а ныне ОАО "Спецмаш") на базе турбовального
двигателя ГТД-350 разработали силовую установку из двух ГТД-350Т (впоследствии
ГТД-450) мощностью 350 (450) л.с., работающих на общий понижающий редуктор
двигателей.
Двигатель ГТД-350 создавался в начале 60-х гг. для легкого многоцелевого
вертолета Ми-2 и был запущен в серийное производство на польском заводе
WSK-Rzeszow, где его выпуск продолжается до сих пор. На базе этого двигателя
было сделано несколько опытных авиационных и транспортных модификаций:
для самолетов Ан-14М и Бе-30, вертолета Ми-20, гоночного автомобиля (Горьковского
автозавода), катера на подводных крыльях (Ленинградского НИИ судостроительной
промышленности), ведущего железнодорожного вагона (НИИ железнодорожного
транспорта) и др.
Конструкторы ОКБТ первоначально решили смонтировать двигатель ГТД-350
в вертолетном варианте на трактор "Кировец" К-700 и на плавающий гусеничный
транспортер БТР-50 с целью изучения возможностей управления машинами. И
только после этого танковый вариант двигателя был установлен в моторно-трансмиссионном
отделении "объекта 288" для более детального изучения в процессе ходовых
испытаний. Применение ГТД-350 на танке было заманчивым - оно обеспечивало
преимущества в габаритах и массе, не требовало жидкостной системы охлаждения (что особенно важно при эксплуатации в зимних условиях) и ряде других.
Однако экспериментальные ходовые испытания обнаружили и серьезные недостатки:
худшую экономичность и невозможность торможения двигателем.
Для устранения этих слабых мест были созданы стационарный теплообменник,
давший выигрыш в экономичности около 30 %, и обгонные муфты, позволившие
осуществлять торможение танка двигателем благодаря механическому соединению
ротора силовой турбины с ротором турбокомпрессора. Но испытания и теоретические
исследования показали, что необходимо создавать специальный танковый двигатель,
способный работать в условиях высокой запыленности воздуха, при внезапных
торможениях и разгонах, при частых остановках и новых пусках. Кроме этого,
танковый ГТД должен выдерживать высокие ударные нагрузки при выстреле,
движении танка по пересеченной местности, а также при попадании в танк
снарядов противника.
"Объект 288", как и другие опытные танки с ГТД, был этапным и создавался
для определения принципиальной возможности использования недизельной силовой
установки. Специалисты "Климова" и КБ-3 при участии ведущих институтов
и главного автобронетанкового управления выработали основные требования
к специальному танковому ГТД, включая обеспечение многотопливности двигателя
и его быстрого пуска, высокую оперативную готовность к движению в условиях
низких температур, многорежимность работы по турбокомпрессору и особенно
по силовой турбине, высокую технологичность, надежность работы в условиях
подводного вождения.
********************************************************************
Кстати, у меня на сайте есть и заметка и пара фоток о Т-64Т - шестьдесятчетверке с ГТД-3ТЛ
С уважением, Александр Захаров
http://www.alexfiles99.narod.ru