От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К mingbai Ответить по почте
Дата 03.02.2005 10:14:02 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; 1917-1939; Версия для печати

Re: К вопросу...

>Тут вот интересно автор манипулирует относительно партийности и бюрократии, но заинтересовал такой абзац:

Насчет манипулирует - тонко подмечено. Правда, отчасти не сознательно манипулирует, а просто не владеет материалом. "Партийцев" в его понимании можно было найти в 1918 разве что...

> http://www.russ.ru/culture/20050202_elis.html

>>Как только большевики победили в гражданской войне, они стали демонтировать государство. Начали с армии. В начале 20-х годов Ленин с Троцким провели военную реформу, после чего РККА перешла на территориально-милиционную систему (регулярную армию восстановили только в 1939 году!). После реформы количество солдат на душу населения в СССР стало меньше, чем в Эстонии. В 1924 году во Франции было 200 солдат на 10 000 населения, в Польше - 93, Румынии - 95, Эстонии - 123, в России - же всего 41.
>
>Действительно ли так? Означала ли территориально-милиционная система меньшую боеготовоность армии? И что это была за система такая?

1. Переход был вынужденный, поскольку прокормить полноценную армию экономической возможности не было.
2. Допустим он был потому, что серьезные противники (Англия, Франция) не оправились после ПМВ, а менее крупные, но более мотивированные воевать против России(Польша, Румыния) также пострадали, хотя и в меньшей степени, и без поддержки крупных держав воевать бы не начали.
3. Территориальные части - формируемые из населения определенной территории, милиционные - в смысле ополчения, т.е. собираемые в случае войны, в мирное время же только на кратковременные сборы.
4. Полного перехода на территориально-милиционную систему не было, кадровые части сохранялись. Так, в 1923 году терчасти составляли 17.2% от численности армии, а в 1926 - 58.6%. http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/novye_Issledovaniy/25_8/
Технические части сохранялись кадровыми, а пехота и кавалерия переводились на территориальную систему. Впрочем, часть пехоты и кавалерии также осталась кадровой.
5. Система подготовки описана, например, у Василевского.
"В 1923 году было принято решение о переводе ряда дивизий на территориально-милиционную систему. До этого в РККА имелась лишь одна милиционная бригада в Петроградском военном округе. В начале года на эту систему было переведено 10 кадровых дивизий, в том числе две в МВО — 18-я Ярославская и 19-я Воронежская, а во второй половине 1923 года к ним прибавилось дополнительно еще 16 дивизий, из них четыре в МВО — 17-я Нижегородская, 14-я Московская, 81-я Калужская и 84-я Тульская. При резком сокращении государственного военного бюджета оставшиеся в частях кадры должны были обучать и призывников и обеспечить на случай войны быстрое развертывание соединений до штатов военного времени. Первые сборы переменного состава РККА состоялись осенью 1923 года.

Местом комплектования нашей 48-й стрелковой дивизии была определена в 1924 году Тверская губерния. Каждый стрелковый полк получил свой территориальный район, из ресурсов которого к полку приписывали военнообязанных переменного состава из пяти наиболее молодых возрастов. Спецчасти, а также отдельные подразделения укомплектовывались из всего дивизионного района путем персонального отбора и приписки военнообязанных через уездные военкоматы. Для руководства работой уездвоенкоматов при дивизии создали территориальное управление. Каждый батальон в полку и рота в батальоне, в свою очередь, имели собственные районы комплектования. Командный и политический состав этих подразделений нес ответственность за мобилизационную [55] готовность и военную подготовку приписанных к ним военнослужащих.

Приписной состав территориальных частей проходил военную подготовку на учебных сборах. В год призыва военнообязанные усваивали курс допризывного обучения по военной, политической и физической подготовке. Учеба шла в местных районах в специальных пунктах, оборудованных заботами командования полка, батальонов, рот, а также местных партийных, советских и общественных организаций. К началу обучения (как правило, в зимний период) командный состав подразделений прибывал в районы. Туда же из полка направлялись все необходимое боевое и учебное оружие, приборы и пособия. Будущие призывники считались военнослужащими, размещались казарменно в общежитиях, подчинялись всем требованиям воинских уставов.

В первый год службы молодые призывники привлекались для прохождения трехмесячного (май — июль) сбора, а каждый год из последующих четырех — на осенние месячные общие сборы всего переменного состава, приписанного к полку. На время сборов территориальные части получали полностью все, что полагалось им по штатам военного времени: оружие, боевую технику, транспорт и имущество. Общие сборы приписного состава, как правило, заканчивались дивизионными учениями или участием дивизий на корпусных либо окружных маневрах. Общая продолжительность обучения рядового состава в стрелковом полку, не считая трехнедельного срока допризывной подготовки, составляла, таким образом, около семи месяцев.

Хотя в целом по качеству боевой подготовки территориальные части, особенно специалисты, уступали кадровым частям, но, как свидетельствовали итоги ежегодных инспекторских смотров, войсковых учений и маневров, боеспособность этих частей по тому времени могла считаться все же вполне удовлетворительной."
http://militera.lib.ru/memo/russian/vasilevsky/06.html
6. Боеспособность таких частей была ниже, чем кадровых, но при равных расходах численность кадровых была бы в 2-3 раза меньше. А позволить бОльшие расходы страна не могла.
7. Терчасти были не ополчением, а регулярной армией, проходившей начальное обучение и затем сборы. Разумеется, между сборами квалификация отчасти терялась.
8. По мере увеличения экономических возможностей страны терчасти замещались регулярными. 1939 год - отмена терчастей де-юре, де-факто РККА давно уже была кадровой.