От Rammstein Ответить на сообщение
К TAHKEP Ответить по почте
Дата 22.12.2004 17:16:31 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

А можно мне, как инженеру-сварщику ? :-))

На вопрос ув. ТАНКЕРа уже в принципе ответили. Но есть несколько моментов, которые ускользнули от внимания высказавшихся в этой ветке. Хотелось бы дополнить.

1. Атоматическая сварка под флюсом (АСФ) дороже ручной дуговой сварки покрытыми электродами (РДС) только если мы рассматриваем мелкосерийное или даже точнее единичное производство (дороже с точки зрения стоимости оборудования и затрат электроэнергии). В случае с массовым производством сварных бронекорпусов Т-34 АСФ – однозначно благо. И дело даже не в том, что квалификация сварщика, работающего на автомате может быть намного ниже, чем ручника. Тут все понятно (если кому-то – нет, то спрашивайте). Дело в том, что производительность АСФ, особенно на средних и больших толщинах соединяемых деталей в РАЗЫ выше. В нашей литературе, метод разработаный Е. О. Патоном называется СКОРОСТНОЙ АСФ. Внедрение этой технологии позволило в 5 раз повысить производительность сварочных работ на Т-34. Продолжительность процесса АСФ листа толщиной 5 и 40 мм соответственно составляла 1/5 и 1/12 времени, необходимого при РДС.

2. Не только мы были такими умными. В США АСФ для брони стала применяться начиная с 1944, а Германии только к концу войны в 45. Другой вопрос в том, что мы были первыми и созданный на УВЗ конвеер по сварке корпусов Т-34 позволил существенно увеличить темпы выпуска танков.

3. Способ АСФ был у нас разработан еще ДО войны. К середине 1941 уже работало 10 установок для этой сварки. Просто для производства танков в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован Патон со своей рабочей группой пришлось разработать новый сварочный флюс. Прежний изготавливался из сырья получаемого на Донбассе. С потерей Донбасса перешли на разработанный Патоном шлаковый флюс марки АШ, основанный на использовании обогащенного марганцем шлака древесноугольных доменных печей Ашинского металлургического завода.

4. Забегая вперед предвижу вопрос, если АСФ так хороша, то почему после войны, например при сварке корпусов Т-54 от нее отказались ? Ответ. Прешли на новые сорта броневой стали. Если на Т-34 стояла кремнемарганцевая сталь 8С, то для Т-54 пошла сталь с повышенным содержанием Cr, Ni, Mo и качественно варить ее под флюсом на том оборудовании и на том уровне развития сварочных материалов было проблемно – вернулись к электродам. Но ненадолго - к 56 году снова внедрили АСФ но уже на других автоматах и с другой присадочной проволокой. И дальше продолжали активно использовать именно АСФ и на последующих типах танков и брони. Хотя это уже была не война и в квалифицированных сварщиках дефицита не было. Дело в том, что качество форимруемого шва при АСФ – выше, чем при РДС. Конечно, если варит не ребенок или наскоро обученная бабка.

Если есть еще какие-то вопросы постараюсь ответить,

С уважением, R.