От ID Ответить на сообщение
К Николай Манвелов Ответить по почте
Дата 06.12.2004 13:44:47 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Флот; Армия; Версия для печати

Первая статья

Приветствую Вас!

“РУССКИЙ МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ “НАУЧНЕЕ” МОРСКИХ МЕХАНИКОВ ВСЕХ СТРАН”

Наставники отечественных морских инженеров

Регулярное военно-морское инженерное образование в России ведет свое начало с 20 (31) августа 1798 года, когда по указу императора Павла I в Санкт-Петербурге было основано Училище корабельной архитектуры1. В XIX веке начала складываться двухуровневая система этого направления образования, первой (основной) ступенью которой считалась подготовка в упомянутом училище2, а второй — учеба в Николаевской морской академии. В течение многих десятилетий эта система сумела сохранить свои основные черты, но при этом, конечно же, содержание учебных дисциплин существенно изменилось в связи с бурным развитием науки и морской техники в XX веке, о чем и идет речь в предлагаемой читателям статье. Авторы большую часть исследования посвятили периоду, когда подготовка флотских специалистов коренным образом изменялась. Более чем за 200 лет отечественного морского инженерного образования питомцы Училища корабельной архитектуры — Военно-морского инженерного института, если условно объединить историю родственных вмузов, внесли весомый вклад в развитие ВМФ, в первую очередь отечественного и мирового кораблестроения, военно-морской науки и техники: совершенствование парусного, парового, броненосного, дизельного, современного ракетно-ядерного атомного океанского флота, подготовку высококвалифицированных кадров офицеров-инженеров корабельной службы.
На этом большом пути все успехи и неудачи в значительной мере связаны не только с требованиями того или иного периода, возможностями страны, достижениями науки и техники, но и с личностями людей, которые в то или иное время руководили военно-морским инженерным образованием в нашей стране. Таких руководителей было 55, и дела каждого из них - это определенная веха на более чем двухвековом пути. В первую очередь среди них необходимо назвать тех, чья деятельность на посту директора (начальника) учебного заведения на долгие годы определила направление и стратегию подготовки специалистов корабельной службы. В числе таких видных лиц - А.И. Пароменский, М.А. Крупский, И.Г. Миляшкин, Н.И. Румянцев, М.А. Крастелев, А.А. Саркисов.
Первый в этом ряду генерал-лейтенант по Адмиралтейству Александр Иванович Пароменский возглавлял Морское инженерное училище императора Николая I с 6(19) мая 1900 по 22 ноября (5 декабря) 1908 года. Он пользовался непререкаемым авторитетом не только у сослуживцев, но и у всего корпуса корабельных инженеров и инженеров-механиков. Проявляя завидную эрудицию, А.И. Пароменский мог в случае необходимости заменить на учебных занятиях отсутствующих преподавателей. “Надо удивляться искусству и мужеству Пароменского вести к подъему свое детище, будучи изолированным в своей неустанной борьбе за сохранение престижа научности училища”3, - писал один из многочисленных учеников Александра Ивановича В.П. Улановский. В другой публикации труд военно-морского деятеля государственного масштаба оценивался так: “Человек выдающихся педагогических способностей, глубоко образованный и горячо любивший свое училище, А.И. Пароменский с отеческой заботливостью относился к воспитанникам, среди коих снискал к себе искреннее чувство признательности”4.
В вопросах воспитания и обучения корабельных инженеров и инженеров-механиков флота А.И. Пароменский исходил из того, что нельзя написать для всех в совокупности общих правил, а необходимо изучать каждого человека в отдельности, учитывать особенности каждой натуры. Вместе с тем он поучал своих питомцев: “Русский морской инженер-механик должен быть “научнее” морских механиков всех стран”5.
Многочисленные инженерно-технические и физико-математические работы, принадлежащие перу А.И. Пароменского, свидетельствуют о его широкой эрудиции, исследовательском, публицистическом и педагогическом мастерстве, о глубоких военно-морских инженерных знаниях. Ученый-инженер, он также много сделал как военно-морской историк, подтверждением чему может служить классическая работа “Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая I (1798 - 1898)” в трех выпусках (издания 1898, 1900 и 1911 гг.). Его творчество интересно, полезно, злободневно и сегодня. Разве не актуален, к примеру, такой его вывод: “Большая забота о школах и хорошее их устройство есть лучший показатель культурности народа. Только в высококультурном народе может проявиться ясное сознание важности школы и уменье хорошо и целесообразно ее строить. В хорошо устроенных школах лежит будущее народа, а посему и подавно будущее военного флота лежит в военно-морских школах, подготовляющих офицерский личный состав флота”6.
Опыт видного военного мыслителя и педагога активно использовали его преемники, передавая и этот опыт, и славные традиции отечественного инженерного образования от поколения к поколению. Одним из таких последователей А.И. Пароменского можно считать выпускника училища 1925 года вице-адмирал-инженера Михаила Александровича Крупского, возглавлявшего прославленный вмуз в 1941 - 1948 гг. Особое внимание он обращал на поддержание твердого внутреннего порядка, усиление воинской дисциплины, улучшение учебной и научно-исследовательской работы, повышение квалификации командного и преподавательского состава.
М.А. Крупскому принадлежит огромная роль в сохранении училища в годы Великой Отечественной войны. В этот период под его руководством было произведено три передислокации учебного заведения. С началом же боевых действий Михаил Александрович руководил формированием и направлением на фронт двух истребительных батальонов, принявших участие в боях под Ленинградом. После передислокации училища в пос. Правдинск (под г. Горьким, ныне Нижний Новгород) в конце октября 1941 года при участии М.А. Крупского на фронт было направлено 50 проц. личного состава ввмуза.
В послевоенные годы под его руководством осуществлялось совершенствование учебного процесса: были пересмотрены и откорректированы с учетом опыта Великой Отечественной войны новые учебные планы и программы, введены новые дисциплины. Большое значение при этом отводилось вопросам борьбы за живучесть надводных кораблей и подводных лодок, анализу причин их гибели в боевой обстановке.
С 10 апреля 1953 по 22 января 1966 года училищем руководил известный специалист в области военного кораблестроения контр-адмирал-инженер, а затем вице-адмирал-инженер Иван Георгиевич Миляшкин (ВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского окончил в 1931 г.). Его большая жизненная школа, служба на Балтийском флоте, где он прошел .путь от командира электромеханической боевой части подводной лодки до флагманского инженера-механика дивизиона ПЛ, руководство судостроительными заводами в Николаеве и Ленинграде, работа заместителем министра судостроительной промышленности СССР и военно-морского министра СССР по эксплуатации и судоремонту позволили ему накопить огромный производственный, административный и военно-инженерный опыт и оказались особенно важны в связи с изменением в этот период специализации училища. Ввмуз все определеннее сосредоточивал усилия на подготовке офицеров-инженеров для подводных лодок, а позднее - для надводных кораблей и подводных лодок с новыми энергетическими установками. При этом И.Г. Миляшкин пользовался непререкаемым авторитетом у всего коллектива училища, в первую очередь у курсантов. Его внешняя суровость эффективно сочеталась с высочайшей принципиальностью в работе, с одной стороны, доверием к людям и доступностью в общении, неизмененным чувством такта - с другой.
Переломными в истории ввмуза стали 50 - 60-е годы XX века. В 1954-м были введены новые учебные планы, из программ исключены второстепенные вопросы, исчезли дублирование и параллелизм тем в родственных дисциплинах, появились новые предметы (например, противоатомная защита).
3 мая 1957 года приказом главнокомандующего ВМФ СССР № 11 в училище на базе паросилового и подводного (дизельного) факультетов был образован специальный факультет для подготовки инженеров-механиков по газотурбинным и специальным энергетическим установкам подводных лодок. Резко изменились учебные планы и программы, перестраивался весь учебно-воспитательный процесс, велись поиски новых подходов к обучению, наиболее приемлемых и рациональных методических приемов, при обучении курсантов в качестве базовых были приняты проекты новых кораблей и атомных подводных лодок. Уже в октябре 1958 года по программе ускоренной переподготовки паросиловиков состоялся первый выпуск специалистов по корабельным ядерным энергетическим установкам. Таким образом, еще до вступления в состав Военно-морского флота страны первых атомных подводных лодок училище соответствующим образом перепрофилировалось, оказалось обеспеченным в научном и методическом планах, было организационно подготовлено к обучению будущих специалистов по атомной энергетике, что на многие годы вперед определило направление сложного процесса, заложило новые традиции, сформировало, что особенно важно, научную и методическую школу подготовки специалистов современного профиля.
В целом следует отметить, что благодаря целенаправленной деятельности И.Г. Миляшкина возглавляемое им учебное заведение к концу 50-х годов XX века стало одним из ведущих центров как в системе Военно-морского флота, так и среди высших технических учебных заведений и научно-исследовательских институтов судостроительного профиля. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1956 года училищу было предоставлено право приема научных работ к защите диссертаций на соискание ученой степени доктора технических наук7.
Приобрела известность и популярность в то время и другая кузница флотских инженерных кадров - Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, которым с 27 марта 1956 по 30 ноября 1971 года руководил капитан 1 ранга-инженер (впоследствии вице-адмирал-инженер) Михаил Андроникович Крастелёв. Он, выпускник училища имени Ф.Э. Дзержинского 1939 года, участник Великой Отечественной войны, по праву считался крупным специалистом по архитектуре, управлению и живучести подводных лодок, высококвалифицированным педагогом. С назначением М.А. Крастелёва начальником Севастопольского ввмуза здесь заметно активизировалась работа по всем направлениям. Это был период интенсивной реконструкции училища, совершенствования его учебной базы, активного роста профессионального и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. Особое внимание уделялось строительно-восстановительным работам и развертыванию учебно-лабораторной базы в соответствии с трехлетним планом, который был разработан к середине 1956 года. Тогда же была открыта адъюнктура, что позволило организовать широкую подготовку научно-педагогических кадров за счет привлечения способных молодых офицеров с флотов.
В июле 1958-го были осуществлены некоторые изменения в организационной структуре училища с упразднением курсовой системы и созданием факультетов, а также новых кафедр. 2 мая 1960 года открылся факультет эксплуатации атомных энергетических установок подводных лодок.
Совет училища под руководством М.А. Крастелёва на своих заседаниях в феврале, марте и июне 1964 года рассмотрел вопросы применения методов физического и математического моделирования в научно-исследовательской, методической работе и в учебном процессе, а также перспективы развития учебно-лабораторной базы в этом направлении.
Значимым элементом эксплуатационной подготовки здесь всегда считалась корабельная практика, предполагавшая и участие курсантов в длительных походах кораблей. В 1969 году по решению главнокомандующего ВМФ третьекурсники нескольких учебных классов участвовали в дальнем морском походе по маршруту Мурманск - Северная Атлантика - Куба - Западная Африка - Мурманск, получив хорошую практическую подготовку. В трудных походных условиях им прививались необходимые качества: выносливость в борьбе со стихией, чувство коллективизма, гордость за надежную современную отечественную технику, которой оснащены боевые корабли.
Большая работа, которую в 60-е годы прошлого века проводил коллектив училища под руководством М.А. Крастелёва, принесла положительные результаты. Существенные изменения претерпели организация и методика обучения и воспитания курсантов, заметно улучшилась подготовка научно-педагогических кадров, повысилась их научная квалификация. Вырос также научный авторитет заведения, укрепились его связи с флотом и научными организациями страны.
Добрые традиции сложились и во 2-м ВВМИУ - Ленинградском высшем военно-морском инженерном училище имени В.И. Ленина, которым 16 лет (с 26 декабря 1959 по сентябрь 1975 г.) руководил вице-адмирал-инженер Николай Иванович Румянцев, участник Великой Отечественной войны, выпускник ВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского 1938 года. В связи с этим примечательны воспоминания (конец 60-х годов) заместителя командира бригады эскадренных миноносцев по электромеханической части капитана 2 ранга-инженера Ю.Б. Романовского. “В 1957 году, - рассказывал он, - механики-северяне были удивлены переводом флагманского инженера-механика эскадры капитана 1 ранга Н.И. Румянцева на должность начальника факультета 2-го ВВМИУ. Все знали его как хорошего практика, умелого руководителя, работоспособного офицера... Причину этого мы поняли только через 2 года, когда его назначили начальником училища. В училище, видимо, он был нужен как руководитель, хорошо знакомый с современной службой корабельных инженеров-механиков... Ежегодно начальник училища бывал у нас на кораблях, беседовал с флагманскими инженерами-механиками и опытными командирами электромеханических боевых частей. Детально знакомился с деятельностью молодых инженеров-механиков. Постоянно чувствовалось при этих посещениях, что руководство училища изучает все стороны службы выпускников, ищет проблемы в их подготовке, стремится выявить лишнее, не находящее на флоте применения, в их училищном багаже... И выпускники училища из года в год становились все более подготовленными к флотской службе”8.
В этом направлении серьезным шагом вперед явился постепенный отход от конструкторской направленности дипломного проектирования, в задания которого с 1966 года начали включаться разделы по обязательной разработке наиболее рациональных приемов повседневной и боевой эксплуатации элементов энергетических установок, их ремонту, а также по борьбе за живучесть как отдельных механизмов, так и корабля в целом. С этого времени темы дипломных проектов и объекты преддипломной стажировки согласовывались с предполагаемым распределением выпускников по кораблям и флотам, что позволило конкретизировать обучение курсантов на заключительном этапе.
Важную роль в усилении практической направленности обучения сыграли тактико-специальные учения, включаемые с 1969 года в учебный план и проводимые под общим руководством начальника училища. В них задействовались учащиеся 5-го курса, отрабатывавшие перед последней экзаменационной сессией в комплексном варианте фактическое исполнение обязанностей корабельных инженеров-механиков на первичных должностях по управлению подразделениями и техническими средствами в повседневных и боевых условиях. Начиная с 1972 года первокурсники сдавали зачеты на самостоятельное управление шлюпкой на веслах и под парусом, а будущие выпускники - зачет на допуск к самостоятельному управлению группой БЧ-5, на малых кораблях - электромеханической боевой частью.
Существенной задачей начальник училища считал рост научно-методического мастерства профессорско-преподавательского состава. Несмотря на сократившуюся в этот период численность офицеров и мичманов кафедр и лабораторий, научно-исследовательская работа на училищной базе не только не была свернута, но и расширилась в соответствии с профилем подготовки курсантов.
Повышение значимости ввмуза как центра по подготовке высококвалифицированных научных работников позволило поставить вопрос об открытии в нем квалификационного органа - совета по присуждению ученых степеней, который был образован по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР в марте 1971 года. Совету, председателем которого утвердили вице-адмирала Н.Й. Румянцева, разрешалось принимать к защите диссертации и утверждать ученые степени кандидата технических наук по двум специальностям: вооружение и военная техника и автоматическое управление и регулирование.
Немало добрых слов заслужил коллега Н.И. Румянцева по обучению и воспитанию инженеров флота, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор, академик РАН вице-адмирал Ашот Аракелович Саркисов. С 30 ноября 1971 по февраль 1984 года он возглавлял Севастопольское ВВМИУ. В училище, готовящем будущих военных инженеров для атомного флота, А.А. Саркисов решил строить настоящий реактор для подготовки специалистов и проведения научно-исследовательской работы. По тем временам это, можно сказать, была неслыханная дерзость, поскольку в стране подобных установок насчитывались единицы. Необходимость подобной капитальной работы долго пришлось доказывать командованию ВМФ, министрам среднего машиностроения и здравоохранения. “Сегодня, - честно признается А.А. Саркисов, - я бы сам сказал: это невозможно. Но тогда хотелось сделать все по максимуму. Ибо был уверен в необходимости этого, чтобы догнать США, которые значительно раньше нас достигли научно-технического уровня, позволявшего им обеспечить необходимые тактико-технические показатели атомных субмарин. Позже нам удалось достичь паритета по атомоходам - носителям стратегического оружия”9.
Реактор в училище был построен всего за 5 лет. “Удалось достичь паритета по атомоходам” с Соединенными Штатами не только благодаря “волюнтаристскому проекту” и “дерзкой идее” А.А. Саркисова, но и его научным разработкам10.
С его приходом в училище значительно улучшилась научно-методическая работа, стали регулярно проводиться научно-методические и научно-технические конференции профессорско-преподавательского состава по актуальным вопросам обучения и воспитания курсантов. Для повышения практической подготовки выпускников широко использовалась различная учебная техника - электронные и электромеханические тренажеры по управлению кораблем, энергетической установкой, электрическими системами и их отдельными элементами. Постоянными элементами процесса обучения стали учебное телевидение, кино- и диапроекторы с дистанционным управлением, магнитофоны. Большое внимание уделялось машинным видам контроля за качеством тренировочного процесса, стандартизации и упрощению контрольных операций. Для этого использовались как промышленные технические образцы, так и местные, созданные под руководством А.А. Саркисова, например установки массового контроля и циклического опроса с блоками накопления обобщенной информации о качестве усвоения материала.
В 1976 году училище посетил президент АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР академик Анатолий Петрович Александров. Он участвовал в церемонии открытия мемориального памятного знака в честь советских ученых, моряков-черноморцев и питомцев училища, решивших в годы Великой Отечественной войны под руководством А.П. Александрова важнейшую проблему размагничивания кораблей.
Академик встретился с курсантами, офицерами и профессорско-преподавательским составом, осмотрел лаборатории и кафедры, после чего сделал следующую запись в Книге почетных посетителей: “Уровень оснащенности лабораторий на меня произвел отличное впечатление. Замечательно, что многие тренажеры и пособия являются результатом собственных разработок профессорско-преподавательского состава и курсантов. Широкое планирование преподаваемых дисциплин и оборудование лабораторий позволяют училищу сообщать курсантам основательные фундаментальные сведения наряду с высоким уровнем практической подготовки. Деятельность училища, как мне представляется, заслуживает самой высокой оценки, как вся созданная в нем обстановка”11.
Из поколения в поколение продолжатели дела питомцев Санкт-Петербургского училища корабельной архитектуры - воспитанники соответствующих вмузов и Военно-морского инженерного института верны девизу предшественников: “Знание - делу, верность - службе, польза - Отечеству”. Воспитатели морских инженеров России всегда стремились сохранить историческую преемственность лучших традиций. Верность им сегодня, в сложное для России, его Вооруженных сил, Военно-морского флота время - залог их жизненности в будущем.


ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полное собрание Законов Российской Империи с 1649 года. Т. XXV. 1798—1799. СПб.: Тип. II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1830. С. 550 - 552. Училище корабельной архитектуры, образованное в 1798 г., просуществовало сравнительно недолго и в 1817 г. практически были слито с Морским кадетским корпусом. Через десять лет был создан Учебный морской рабочий экипаж, кондукторские роты которого готовили инженеров. В 1856 г. Учебный экипаж был расформирован, а подготовка инженеров стала осуществляться в Инженерно-артиллерийском училище морского ведомства, позднее оно стало именоваться Инженерным училищем морского ведомства, затем Техническим училищем морского ведомства и только с 1898 г. - Морским инженерным училищем. Все эти переименования сопровождались переформированиями, изменениями учебных планов, что дает возможность судить о той роли, которая отводилась инженерным кадрам руководителями флота и государства на различных исторических этапах.
2 Образованное в Санкт-Петербурге училище корабельной архитектуры явилось первым в мире учебным заведением подобного предназначения. Некоторое время с ним конкурировало и второе такое же, созданное тогда же в г. Херсоне (Черноморский флот) и прекратившее свое существование спустя пять лет, в 1803 г. Ну а первое, приняв в свои стены семь лучших учеников Херсонского училища, просуществовало формально до 1817 г., практически слившись затем с Морским кадетским корпусом. Можно сказать и иное: в действительности оно продолжало выполнять свою роль в течение двух веков, меняя лишь наименование, дислокацию, а то и профиль. См.: Кузинец И.М. Адмиралтейская академия. М.: ГУП, Изд. дом “Руда и металлы”, 1998. С. 35.
3 Кузинец И.М. Указ. соч. С. 139.
4 См.: Военная энциклопедия. Т. 16. СПб.: Изд. И.Д. Сытина, 1914.
5 Кузинец И.М. Указ. соч. С. 152,153.
6 Там же. С. 134.
7 Там же. С. 464.
8 История Высшего военно-морского инженерного училища, г. Пушкин, 1998. С. 94.
9 Военно-исторический архив. 2002. № 3. С. 27.
10 Там же.
11 Отечественная военная история. Подводник России. Информационно-исторический альманах Союза подводников России. Вып. 1. М., 2002. С. 193.



Контр-адмирал
Н.П. МАРТЫНОВ,
кандидат технических наук,
профессор,
начальник Военно-морского
инженерного института;
капитан 1 ранга в отставке
И.М. КУЗИНЕЦ,
доктор исторических наук,
профессор
(Санкт-Петербург)


С уважением, ID