>ты не находишь, что когда мнения авторитетов расходятся необходимо не прикрываться более удобным, а более тщательно анализировать вопрос?
Да они не расxодятся ни разу. Алексей просто цитатки набивает не анализируя. Давй еще раз их разберем:
Но могут заметить, что ведь и обороняющийся располагает такой же действительной артиллерией, и он скорее может разгромить наступающие войска, чем сделает это наступающий с обороняющимся, залегшим в устроенных позициях. Это, конечно, верно; но выгода наступающего состоит в том. что, захватив в свои руки инициативу, он тем выигрывает очень много во времени и потому может неожиданно собрать превосходную артиллерию против фронта, на который наступает; в результате он забьет артиллерию обороняющегося раньше, чем она успеет усилиться, и кроме того так разгромит его позицию, что она станет неспособной к сопротивлению. Возможность собрать для атаки многочисленную артиллерию и пехоту, а также танки, и с. ними неожиданно напасть на врага,— вот что в первую голову обеспечивает атаке ее преимущество (Бернгарди Ф. О войне будущего. М. :Госиздат, 1921, С. 99)
Видно, что Бенгарди по сути говорит: "для наступления необходимо преимущество в силах" и "если владеешь инициативой на твоей стороне преимущество в темпе". Кто б с этим спорил.
Следовательно, возникает вопрос, как решать предстоящую нам в мае месяце задачу: отдать ли инициативу действий противнику, ожидать его натиска и готовиться к обороне, или наоборот, — упредив неприятеля началом наступления, заставить его сообразоваться с нашей волей и разрушить его планы действий.
Оборона требует такого же расхода людей и материальных средств, как наступление. Противник все равно не даст нам времени и возможности спокойно закончить накопление наших материальных средств; он заставит нас принять бой и расходовать те материальные запасы, которые мы к началу просыхания дорог накопим.
Наши союзники на французском театре имеют для 700 километров [фронта] столь большое количество сил и материальных средств и столь развитую сеть мощных железных дорог, что они могут спокойно выжидать атаки противника: в каждой точке они имеют возможность противопоставить противнику вполне достаточные силы для первого отпора и быстро подвести большие резервы, обеспечивающие уверенное развитие активной обороны.
В неизмеримо худших условиях для обороны находимся мы. Наши силы растянуты на 1 200-верстном протяжении, одинаково уязвимые всюду; железные дороги — по их недостаточности и слабости — не обеспечивают скорой переброски резервов в достаточном количестве. Это лишает оборону активности и не обещает успеха.
Вот те условия, которые заставляют нас готовиться к наступлению в начале мая, чтобы упредить противника, наносить ему удар, заставить его сообразоваться с нашей волей, а не оказаться в тяжелом полном подчинении его планам, со всеми невыгодными последствиями исключительно пассивной обороны. (Алексеев в Наступление Юго-Западного фронта в мае-июне 1916 г. Сборник документов. М.: Воениздат. 1940, С.74 ).
О чем ту тречь? Разве о преимуществе наступления? Нет, о том, что ввиду неразвитости инфраструктуры театра оборона теряет активный характер. Именно о невыгодности пассивной обороны идет речь, активная оборона по образцу Западного ТВД никакой критики не встречает.
Я обратил внимание совета на то, что северный берег Таврии охватывает Сальковский и Перекопский перешейки, то же самое делает крымский берег, позволяя артиллерии стрелять продольным огнем; жить на Чонгаре и на Перекопе частям больше 300 человек негде; не лучше ли предоставить эту пустыню противнику. Пусть он померзнет, а мы посидим в тепле. Потом я совершенно не признаю сиденья в окопах — на это способны только очень хорошо выученные войска, мы не выучены, мы слабы и потому можем действовать только наступлением, а для этого надо создать благоприятную обстановку. А она может быть создана отводом всех сил назад на территорию Крыма, в деревни. Впереди, на Сальково и Перекопском валу, нужно оставить только ничтожное охранение, по бегству которого мы узнаем, что красные идут. Красным по перешейкам идти целый день, ночью ночевать негде, они перемерзнут и будут дебушировать в Крым в скверном расположении духа — вот тут мы их атакуем. Ненюков присоединился, Субботин возражал, указывая, что около вала стоят 4 крепостных орудия — как быть с ними: для них нет лошадей. Я советовал отдать их противнику, так как при их наличии он скорее попадается на удочку и заплатит за них своими новыми современными орудиями. (Слащев в Гражданская война в России: Оборона Крыма. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Терра Фантастица, 2003, С.27, выделено мной)
Тут Слащев просто-напросто описывает ОРГАНИЗАЦИЮ ОБОРОНЫ Крыма, эксплуатируюшeй преимущество выжидания. Алексей почему-то (наверное из-за слов "действовать наступлением") приводит эту цитату в подкрепление тезиса "наступление это наше все". Смотрим дальше:
В наступлении, когда инициатива находится в наших руках, когда действуют по заранее обдуманному плану и в хорошо известных всем участникам условиях, когда противник вынужден подчиниться воле атакующего и лишь отражать его удары,— артиллерия сохраняет, в общем, свободу действий, и роль ее сравнительно проста; допущенные ею ошибки компенсируются превосходством средств, которыми она располагает всегда или по крайней мере вначале; последствия этих ошибок имеют второстепенное значение и сглаживаются общим успехом. При обороне условия прямо противоположны, и обороняющийся испытывает многочисленные трудности; в частности, артиллерия при ведении ею огня вынуждена постоянно импровизировать: она должна быстро решать вновь возникающие сложные задачи под угрозой быть уничтоженной; самые незначительные ошибки могут стать роковыми (Эрр. Артиллерия в прошлом, настоящем и будущем. М.: Воениздат,.1941, С. 53)
Видим, что и Эрр прежде всего отмечает необходимость для наступающего иметь превосxодство в силах (допущенные ею ошибки компенсируются превосходством средств, которыми она располагает всегда или по крайней мере вначале). Имея такое превосxодство, можно естественно действовать по заранее намеченному плану. Т.е. энергетически наступление затратнее обороны.
Преимущества наступательного способа действий в бою настолько значительны по сравнению с его недостатками и выгодами оборонительного способа действий, а недостатки этого последнего настолько пагубны в нравственном отношении, — что наступательный способ действий является бесспорно наивыгоднейшим. Решительные и талантливые полководцы всегда предпочитали наступление обороне и, благодаря этому, они достигали боевых целей в таких случаях, в которых успех, по соображениям обыденного здравого смысла, казался невозможным (Драгомиров М. Учебник тактики. Киев: Типография штаба округа. 1910, С.232).
Мда. Ну, Драгомиров, конечно не теоретик. Ни слова не сказано о том какие именно выгоды у наступательного, а какие у оборонительного способа действий. Читатель должен потреблять готовый вывод без доказательств. Если извлечь из этого дистиллят, то выйдет известная мысль Клаузевица, что только наступлением можно достичь позитивных целей. Более ничего.
Вобщем вполне с тобой согласен. Алексей, вместо того чтобы проанализировать СИСТЕМУ ВЗГЛЯДОВ военных мыслителей на вопросы наступления и обороны, ограничился надергиванием цитат по его мнению подтверждаюших сложившееся у него убеждение.