|
От
|
Барсук
|
|
К
|
Banzay
|
|
Дата
|
20.08.2004 16:43:55
|
|
Рубрики
|
ВВС;
|
|
Еще нарыл, уже от Дмитрия Надежина
"Подписчики "Воздушного транспорта" с необычайным интересом прочитала в 40-41 и 43-м номерах еженедельника исторический экскурс Анатолия Докучаева "Кожедуб против Хартманна". Автор теоретически сопоставил мастерство лучшего советского и немецкого асов, воевавших в годы второй мировой войны, но так и не встретившихся в очном поединке.
Действительно, все энциклопедические издания указывают, что на счету советского летчика-истребителя Ивана Никитовича Кожедуба 120 воздушных боев, в которых он сбил 62 самолета противника. То есть каждый второй поединок нашего аса был победным. О его мастерстве говорит и тот удивительный факт, что И. Н. Кожедуб сумел на винтомоторном самолете сбить даже реактивный немецкий истребитель "Ме-163". А ведь в действующей армии И. Н. Кожедуб находился только с марта 1943., но заслуженно вошел в историю как искусный воздушный боец. Тысячи мальчишек играли после войны уже не в Чапаева, а в Кожедуба...
Среди самых выдающихся летчиков-истребителей второй мировой войны в Книге рекордов Гиннесса по результативности (по одному из каждой страны) Ивану Кожедубу отвели пятое место. Четвертым считается капитан финляндских ВВС Э. И. Юутулайнен, сбивший 94 воздушные машины, а третьим - японский мичман Хироеси Нисизава, на счету которого 103 воздушные победы. Запомним эту цифру.
В этом году появилась редкая и интересная документированными фактами книга Героя Социалистического Труда писателя-исследователя А. П. Коваленко "Трижды Герои". Автор был хорошо знаком с маршалом авиации И. Н. Кожедубом и в продолжительных доверительных беседах услышал множество ранее неизвестных деталей боевой биографии воздушного аса.
Когда однажды у них вновь зашел разговор о количестве сбитых Кожедубом самолетов, тот неожиданно сказал:
- Ну если быть уж совсем точным - 107. Три из них - американские бомбардировщики.
Александр Коваленко искренне удивился такой откровенной новости и, грешным делом, подумал, что или пожилой маршал в шутку "загибает", или речь идет о неизвестных событиях во время его пребывания в Корее.
Но хвастать о своих победах, равноценных подвигам, Иван Кожедуб не любил никогда. Он сказал, что и трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин официально одержал 59 побед, но в годы войны записал на счета своих молодых ведомых 40 сбитых им фашистских самолетов. Третьим по результативности среди наших выдающихся асов считается дважды Герой Советского Союза Г. А. Речкалов, который лично сбил 56 самолетов противника и 5 в группе. А И. Н. Кожедуб назвал менее известного дважды Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Гулаева, который на самом деле провел 69 воздушных боев и сбил 68 фашистских стервятников. Вот это результат! В каждом единоборстве духа, смелости и отваги - чистая победа над ненавистным, но тоже умелым и опытнейшим врагом. А в официальных источниках говорится, что командир звена, эскадрильи, а потом штурман истребительного авиаполка Н. Д. Гулаев во время войны сбил 57 самолетов противника.
Оказывается, что 15 самолетов, сбитых Кожедубом, он записал на личные счета своих товарищей, которые прикрывали его в ожесточенных воздушных схватках, когда летчик-истребитель уходил в атаку на превосходящие силы противника. 38 фашистских машин он сбил в групповых схватках менее чем за два года войны. Но и они не были записаны на его личный счет. Это немецкие летчики, подбив советский самолет, оставляли его остальной части ястребиной стаи, чтобы менее опытные пилоты кружились вокруг него, снимая фотопулеметами, с целью потом каждому представить документы о своей якобы свершившейся победе. Таким образом, одна сбитая машина ловко превращалась в 3-4. Подтверждения победы пехотинцами, как требовалось в нашей армии, естественно, гитлеровцы предоставить не могли. Отсюда и их несусветные личные боевые счета.
В начале мая 1945 г., уже после падения Берлина, будучи дважды Героем Советского Союза, летчик-истребитель Иван Кожедуб поднял свои самолеты на барражирование в западном направлении. На встречном курсе в небе показалась почти сотня характерных силуэтов тяжелых американских бомбардировщиков. Янки любили летать на "ковровые бомбардировки" целыми сотнями.
Летели американцы по направлению к нашему тылу. Связаться по радио с ними не удалось, да и разгадать, что у них на уме, - тоже. То ли собирались разнести в прах немецкие заводы, оставшиеся целыми в нашей зоне, то ли "ошибочно" сыпануть смертельный груз на наши войска. Появление советских истребителей не повлияло на поведение американских летчиков.
На раздумья оставались минуты. И Кожедуб решился на предупредительный огонь, а в ответ янки по-настоящему ударили со всех стволов по советским самолетам. И тогда его "Ла-7" сверкнул пушками и свалил к земле три тяжело загруженные американские машины. Остальные бомбардировщики испуганно повернули назад.
За эти три сбитые, но не записанные на счет личных побед бомбардировщика гвардии майору И. Кожедубу влепили строгий выговор, и третьей Звездной Героя его наградили уже после окончания войны, только 19 августа 1945 г.
Зато в 1951 г. он безжалостно "отметелил" американцев со всем умением и силой.
Ивана Никитовича направили командовать авиадивизией в Северную Корею. В эту командировку Кожедуб лично отбирал летчиков, имевших или фронтовой опыт, или хорошо освоивших самый совершенный по тем временам реактивный истребитель МиГ-15. Молодые пилоты с подмосковной Кубинки полетели вместе с ним "защищать на дальних подступах границы СССР". Москва сурово запретила вступать в схватки самому трижды Герою, но, видя первые неудачи, он лично водил подчиненных в бой.
Западные газеты нарекли МиГ-15 "корейским сюрпризом". Хорошо вооруженные со всех сторон пулеметами и пушками, тяжелые бомбардировщики "В-29" и "В-50", истребители "Сейбр F-86" и другие воздушные машины американцев внезапно потеряли неуязвимость. С начала интервенции в 1950 г. американская авиация в корейском небе господствовала безраздельно, вылетая на бомбежки военных и гражданских объектов группами по 300-500 воздушных машин. Бомбили они волнообразно и ритмично в течение всего светлого времени суток. Летающие крепости "В-17" и "В-29" выполняли задания под прикрытием отличных реактивных истребителей.
Советских военных летчиков, базировавшихся на аэродроме Мяу-Гоу, переодели в униформу китайских народных добровольцев (они воевали в рядах армии Северной Кореи), в документы вписали китайские имена и фамилии типа Си-Ни-Цын или Ли-Си-Цын, а на наших "мигах" нарисовали корейские опознавательные знаки. Появление в небе реактивных МиГ-15 стало для американских пилотов не только неожиданным, но и страшным сюрпризом.
Ровно за 10 лет до полета в космос человека планеты Земля гражданина СССР и военного летчика-истребителя Юрия Алексеевича Гагарина, летавшего именно на МиГ-15, 12 апреля 1951 г. эскадрилья из 10 МиГ-15 под командованием капитана С. М. Крамаренко (10 октября 1951 г. удостоен звания Героя Советского Союза) обнаружила на высоте 2000 м ниже наших самолетов 48 тяжело груженных американских "В-29", прикрываемых более чем десятком истребителей сопровождения. Соотношение сил выливалось в 1:6. Но по команде нашего ведущего "миги" рванулись в атаку и за один боевой маневр сбили 4 "летающие крепости". Потеряв в той схватке 16 воздушных машин, американцы сумбурно повернули к своим аэродромам в Южной Корее и Японии. На "мигах" наши техники не обнаружили ни одной пробоины.
Летчики дивизии И. Кожедуба сбили в Корее 264 самолета, среди которых были хвастливо расхваливаемые "мустанги" и "метеоры" и более 200 взятых с боем нашими воздушными воинами "летающих крепостей". Из восьми подбитых "мигов" все советские летчики катапультировались.
Вот так выглядят реальные истории о воздушных боях Кожедуба не против Хартманна, а против опытнейших американских асов. Подтверждением высочайшего мастерства наследников И. Н. Кожедуба в наши дни стали учебные бои российских летчиков во главе с генералом А. Харчевским (прокатившим В. В. Путина на Су-27) против лучших летчиков ЮАР и США. Все единоборства закончились блестящей победой российского аса.
А теперь пора и сместить с бронзового пьедестала японского мичмана Х. Нисизава с его 103 победами, а возвести на него Ивана Кожедуба, так как побед у него, выходит, было 107!"