|
От
|
Дмитрий Адров
|
|
К
|
mpolikar
|
|
Дата
|
04.08.2004 18:31:19
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Алаверды по тому же поводу
Здравия желаю!
Кусок из книги о 16 ВА.
"Как известно, 1 августа 1944 г. по сигналу эмигрировавшего в Лондон
реакционного польского правительства в Варшаве началось вооруженное
восстание, руководимое антисоветски настроенным командованием Армии
Крабовой. К восстанию немедленно примкнули жители Варшавы, которые горели
желанием быстрее изгнать немецко-фашистских оккупантов из пределов Польши.
Руководители восстания не согласовали свои действия с командованием Красной
Армии и не обеспечили восставших необходимым количеством оружия и
боеприпасов. Их главной целью было не допустить победы народной власти в
Польше.
В это время основные силы 1-гo Белорусского фронта вели тяжелые бои с
противником еще далеко от Варшавы. Только к середине сентября, с выходом
войск фронта на Царев и Виолу, а также с овладением 14 сентября предместьем
Варшавы - Прагой, создались условия для оказания непосредственной помощи
повстанцам. Тем временем обстановка для повстанцев в Варшаве весьма
усложнилась. И только 17 сентября главари восстания решились через Лондон
обратиться к Советскому правительству за помощью. Несколько раньше, 12
сентября, к командованию 1-го Белорусского фронта явились два представителя
повстанцев - Елена Яворская и Янина Янцежак, которые попросили помощи у
Красной Армии.
Верховный Главнокомандующий, убедившись по докладу командующего войсками
1-го Белорусского фронта, что предпринять сейчас наступательную операцию по
освобождению Варшавы фронт не в состоянии, так как войска в результате
непрерывных почти трехмесячных наступательных боев выбились из сил, все же
предложил оказать восставшим посильную помощь. Доставку повстанцам
вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов командование фронта
возложило на 16-ю воздушную армию. Наша авиация впервые столкнулась с
задачей помощи повстанцам в условиях
большого города. Потребовалось найти такие тактические приемы, которые
обеспечили бы сбрасывание грузов точно по назначению, что было возможно лишь
с высот 150-200 м. Эту задачу могли успешно выполнить только наши ночные
бомбардировщики По-2. Поэтому она была возложена на 9-ю гвардейскую ИБАД
(командир полковник К. И. Рассказов).
Кстати, англичане тоже предприняли попытку снабжать повстанцев с помощью
авиации. Днем 18 сентября их самолеты в районе Варшавы с высоты 4500 м
сбросили до 1000 парашютов с грузом, но из них только 20 попали в
расположение повстанцев, а остальные достались немцам.
Началу действий авиации по оказанию помощи повстанцам предшествовало
установление связи с ними. Эта задача была возложена на 2-ю гвардейскую ШАД.
Командир дивизии отобрал лучшие экипажи и организовал вылеты одиночных
"илов". Полеты совершались под при крытием истребителей на высотах от 300 до
15 м над крышами зданий города. 13 сентября в 16 час. 30 мин. гвардии майор
С. Т. Борщев с бреющего полета в районе восточнее Марымонта сбросил вымпелы
повстанцам. При повторном заходе он наблюдал, как повстанцы подняли вымпелы
и приветствовали летчика. В этот день штурмовики произвели 18 вылетов и
сбросили 70 вымпелов со следующим письмом на русском языке: "Красная Армия
шлет боевой привет героическим
бойцам Варшавы! Подойдя к стенам Варшавы, мы получили возможность оказать
вам братскую помощь. Сегодня ночью в ваше расположение будут сброшены
боеприпасы и продовольствие. Для этого вам необходимо разложить
три костра треугольником на площади Лелевела или на других открытых местах в
этом районе. Самолеты появятся в 9 час. 30 мин, вечера. Грузы будут
сбрасываться без парашютов в специальной упаковке. Для того чтобы они не
пропали, вам необходимо разложить костры в центре вашего расположения и по
всему району расставить людей для наблюдения за падением грузов и сбора их.
Грузы будут сбрасываться всю ночь. Если вы получите эту записку и все
поймете, то в 6 час. 30 мин, вечера на крыше одного из зданий выложите белое
полотнище. Наши самолеты примут этот сигнал. Ваши делегаты прибыли.
Командование Красной Армии у Варшавы"'.
В ночь на а сентября наши летчики, совершив 644 самолето-вылета, сбросили 45
тонн продовольствия, 500 автоматов, 60 минометов, 6020 гранат и другое
военное имущество (1 Архив МО СССР, ф. 368, он. 6476, д. 359, лл. 301-302.).
По наблюдениям экипажей, сбрасываемые грузы падали по назначению. В
последующие дни повстанцы держали связь с ночниками установленными
сигналами. Но переговоры при помощи сигналов были явно ненадежными.
Требовалось перебросить людей с радиосредствами. Первые три парашютиста были
сброшены в ночь на 18 сентября на площадь Лелевела лучшими летчиками 9-й
гвардейской НБАД гвардейцами капитаном В. П. Старостиным (погиб при
выполнении боевого задания 16 октября 1944 г.), старшим лейтенантом Я. А.
Ляшенко и лейтенантом К. Ф. Михаленко. Командир звена 45-го гвардейского
НБАП К. Ф. Михаленко за годы войны совершил 997 успешных боевых вылетов на
бомбардировку, разведку, транспортировку грузов, выброску парашютистов в тыл
противника и вывоз раненых, проявив при этом доблесть и мужество, и
впоследствии был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сбрасывание парашютистов и грузов с самолетов По-2 производилось с высот не
выше 200 м. Для подавления зенитных средств противника выделялись
специальные самолеты По-2. При доставке грузов повстанцам Варшавы
летчики-ночники показали немало примеров отваги и самоотверженности.
В ночь на 17 сентября экипаж 44-го гвардейского НБАП в составе гвардии
младших лейтенантов летчика П. В. Овчарова и штурмана Г. П. Прокошева,
сбросив груз повстанцам, возвращался на свой аэродром. В темноте на высоте
700 м он столкнулся с идущим на задание самолетом По-2 другой части.
Самолеты ударились плоскостями и, разваливаясь в воздухе, начали
беспорядочно падать. Штурман Прокошсв оставил самолет и, раскрыв парашют,
приземлился на крышу одного из домов Праги. Летчик же зацепился парашютом за
обломки самолета и повредил его купол. Приближение к земле Овчарова
происходило на повышенной скорости, вследствие чего он при падении па крышу
четырехэтажного здания получил тяжелую травму ног, зацепился лямками
парашюта и провисел без сознания до утра, когда с помощью жителей был снят с
крыши и отправлен в госпиталь.
В ночь на 26 сентября штурман экипажа По-2 23-го гвардейского нбап младший
лейтенант М. А. Ветров при сбрасывании грузов повстанцам был ранен вражеской
зажигательной пулей. На нем загорелся комбинезон. Летчик майор А. 11.
Садилов после выполнения задания произвел вынужденную посадку, потушил
горящую одежду штурмана, вновь взлетел и доставил смертельно раненого
товарища в свою часть.
Ночники для доставки грузов повстанцам и подавления вражеских зенитных
средств в Варшаве с 13 сентября по 1 октября выполнили 3475
самолето-вылетов. При этом от огня зенитной артиллерии противника было
потеряно 4 самолета и 5 человек летного состава, кроме того, получили
повреждения 14 самолетов. Всего для повстанцев Варшавы авиаторами 16-й
воздушной армии было сброшено: одна противотанковая 45-мм пушка, 156
минометов, 505 противотанковых ружей, 2667 автоматов, винтовок и карабинов,
41 780 гранат, 51 840 мин, около 3 млн. винтовочных и пистолетных патронов,
515 кг медикаментов, 113,5 т продовольствия, более 1000 кг табачных изделий,
10 телефонных аппаратов, один коммутатор и другое военное снаряжение
Архив МО СССР, ф. 368, од. 6476, д. 269, лл. 135-136.)-.
.......................
Истребители 16-й воздушной армии наряду с обеспечением войск фронта с 13
сентября прикрывали занятые повстанцами районы Варшавы от бомбардировок
фашистской авиации. Кроме того, в период 16-19 сентября истребителями 6-го
иак было проведено 14 штурмовок самолетов противника на аэродромах Оконце и
Модлин, оттуда немецкая авиация совершала налеты по районам, занятым
повстанцами Варшавы. Поддержка советскими летчиками польских патриотов
вдохновляла их на самоотверженную борьбу. Однако силы были слишком неравны.
Варшавское восстание в конце сентября закончилось трагически. Руководители
восстания отказались от совместных действий с Красной Армией и частями 1-й
армии Войска Польского, десантные подразделения которой 16 сентября
двинулись через Вислу. Руководители Армии Крайовой капитулировали перед
гитлеровскими оккупантами и даже запретили своим отрядам пробиваться
навстречу польским и советским войскам. "
Из других книг:
Начальник оперативного отдела 1 Укр Фронта вспоминал, что в начале 20 чисел
августа была поставлена задача повернуть фронт на север вдоль Вислы и
захватить на Висле плацдармы. Задачи ставились следующие:
- пользуясь тем, что немцы бросили резервы против 1 БелФр, обойти позиции
немцев и выйти к Варшаве. Тем самым противник оттягивался от ослабленных
частей соседнего фронта
- Варшава - крупный транспортный узел и естественный УР. В городе крупных
воинских частей в настоящее время нет, поэтому Варшаву можно взять и
недостаточными для настоящего штурма силами. С падением Варшавы немцы
потеряют свободу маневра, а наши войска получат укрепленный плацдарм, в
котором можно скрытно накакпивать значительные силы.
После выхода к Люблину части фронта повернули к Варшаве. Нехватало бензина,
солярки и снарядов. Танки к тому времени прошли по 500-600 км и требовали
ремонта. В наиболее исправные танки слили горючее и с автоматичками на
машинах двинули на Варшаву. Артиллерия отстала, танков нехватало. Немцы
подтянули резервы и пришлось вести тяжелые оборонительные бои с отходившими
с востока немца. 2жды пришлось организовывать прорыв и удалось малыми силами
войти в Прагу. Немцы такой наглости не ожидали и сдали старый польский УР.
Передовым частям на плечах отходящих немцев удалось ворваться на левый
берег, но попыток соединится восставшие к тому время поляки не предприняли.
В Прагу и на плацдарм южнее Варшавы бросили последний резерв - 1 армию
Войска польского. В войсках оставалось менее половины боекомплекта снарядов,
поэтому ни на плацдарме, ни на набережной прорвать оборону немцев не
удалось. В дивизиях было от 2 до 3 тыс человек против 7 в начале операции.
Дальнейшие наступательные действия можно было вести только после месячной
оперативной паузы.
Дмитрий Адров