На вопросы «Красной звезды» отвечает посол Республики Македония в Российской Федерации Димитар ДИМИТРОВ
- Господин посол, поводом к нашей беседе стали известные трагические события на вашей родине. Что бы вы могли сказать в связи с происходящим сегодня на границе Македонии?
- К сожалению, на границе действительно происходят трагические события. Там гибнут люди. Македония не заслужила такого развития событий. Она - маленькое государство и после крушения коммунизма желает только мира для себя, мирного сосуществования внутри страны между гражданами разного этнического происхождения и мирных дружественных отношений с соседними государствами. И в этом смысле у нас нет внутренних причин для дискриминации на этнической основе, ущемления прав принадлежащих к той или иной этнической группе населения. Албанцы, как граждане Македонии, располагают у нас теми же правами, как и славянские македонцы. Поэтому проявление экстремизма на национальной, этнической основе - это просто безумие.
Как государство мы столкнулись с агрессией. Именно так и надо ставить вопрос. С агрессией на одной части македонской территории. Мы считали, что нужно всему миру объяснить наше положение и информировать о нашем взгляде на проблему. И вплоть до того, как произошло убийство наших солдат, мы воздерживались от крайних военных мер, которые затем были приняты как необходимые.
- Скажите, пожалуйста, господин посол, насколько повлияла поддержка Россией руководства Македонии в этом конфликте?
- То, что я хочу сказать, не является дежурной учтивостью. Я очень благодарен России лично и как представитель Республики Македония за ее подход к этой проблеме. Россия в лице своего Президента Владимира Путина, который имел телефонный разговор с президентом Македонии Борисом Трайковским, дала знать всему миру, что солидарна с нашей страной. Она объявила, что речь идет об агрессии, призвала к ответственности компетентные силы, которые взяли на себя обязательства по поддержанию безопасности в регионе. Речь идет о США, ООН, НАТО, Евросоюзе. Это придало нам моральные силы и содействовало достижению согласия и в стране, и за ее пределами для завершения конфликта.
- На саммите государств Юго-Восточной Европы 23 февраля в Скопье был подписан договор о югославско-македонской границе. Однако некоторые политические деятели, которые ранее не относились к экстремистам, а, наоборот, считались “умеренными”, заявляют о том, что не признают этот договор и что вопрос о границе между Македонией и Союзной Республикой Югославия должны решать албанцы, и в частности косовские албанцы. Насколько опасна эта проблема?
- Вы правы в том смысле, что подписание договора между Македонией и Югославией может считаться прямым поводом последних событий на границе. Что касается нашей позиции, она очень принципиальна, так как мы работаем в рамках резолюции Совета Безопасности ООН 1244 и для нас легитимное государство на севере - это Союзная Республика Югославия. А не Косово. Этот край, согласно той же резолюции, - часть Югославии. Там есть международная администрация, а не какая-то независимая косовская администрация. Так что Македония ни в чем не виновата. Реакция на подписание договора о границе, о которой вы вспоминаете, последовала от некоторых албанских субъектов из Косово и, к сожалению, из самой Македонии, особенно Партии демократического процветания албанцев Македонии.
Так как инциденты в Македонии произошли вслед за инцидентами в Южной Сербии, то можно говорить о широком идеологическом основании такого явления, как этнический национализм, или, вернее сказать, экстремистский этнический национализм. Есть здесь и криминальная часть: контрабанда, проституция, наркотики и прочие вещи. Это тоже следует иметь в виду.
- По этому поводу Президент Российской Федерации Владимир Путин сказал, что мы имеем сейчас в Косово то, что имели в Чечне после 1996 года - криминальный анклав, в котором накапливается потенциал экстремизма и потом выплескивается вовне. Сочетание политического экстремизма и откровенного бандитизма - это верная оценка ситуации в Косово?
- Я согласен с этой оценкой, и она говорит о масштабе проблем, которые были и остаются как в Косово, так и шире, в регионе. Эта оценка открывает глаза всем вовлеченным силам - и США, и ООН, и НАТО, и Евросоюзу, призывает к ответственности, к осознанию того факта, что проблема не решена пока и что созданы условия для ухудшения обстановки.
Что же делать? Нужно взяться за решение проблемы очень серьезно, очень ответственно и работать продолжительно, терпеливо. Не должно быть места для равнодушия и индифферентности. Мы были в определенной мере недовольны степенью ангажированности КФОР, ОБСЕ, так как террористам, сейчас они уже определились как террористы (я не люблю подобные слова и искал более хорошее слово, но они ясно показали свое лицо), было позволено переходить из-за границы на нашу сторону. То же и в Южной Сербии. Это говорит во всяком случае о недостаточной ответственности, а может быть, и о неспособности. О чем и сказал Президент Путин. Все вместе это показывает масштаб проблемы. А также, что необходимо сотрудничество всех международных сил, включая Россию, как одного из самых важных международных субъектов. И в этом смысле Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы ожидает сейчас именно от России и от Соединенных Штатов особого вклада.
- Но тем не менее глава миссии ООН в Косово Ханс Хеккеруп настаивал, что нет убедительных доказательств того, что террористы пришли из Косово.
- Может быть, за этим заявлением стоит чувство личной ответственности. Разумеется, я не могу быть доволен этим заявлением. Но если иметь в виду то, что он был в Скопье и согласился с применением силы против террористов и с тем, чтобы усилить контроль границы, он подтвердил нечто иное, что говорил ранее. Значит, косвенно он все-таки подтвердил обратное, и хорошо, в конце концов, что признал македонскую позицию. Значит, все-таки началось положительное сотрудничество.
- Господин посол, так как вы в Москве недавно, хотелось бы узнать немного о начале вашей работы и что для вас значит высокий пост посла вашей страны в России, как вы оцениваете перспективы нашего сотрудничества?
- На вручении верительных грамот я сказал Президенту Путину, что представлять свою родину именно в России для меня большая честь. Я читал русскую литературу. Я люблю Россию и глубоко принимаю. И у меня есть большое желание вести дело к действительному, конкретному улучшению отношений между Македонией и Россией не только в декларативных заявлениях о дружбе, но и в возобновлении активных отношений между нашими странами. Тут у нас есть хорошая база, которая заключается и в историко-культурных корнях, и в славянском единстве, и в современных, прагматических, так сказать, направлениях.