|
От
|
Pout
|
|
К
|
mpolikar
|
|
Дата
|
27.05.2004 18:08:16
|
|
Рубрики
|
Древняя история;
|
|
Kill Akill
рец. из Итогов недалека от нашей коллективной по соновным пунктам
>Подборку рецензий на фильм "Троя", вышедших в нашей прессе,
>можно посмотреть на форуме www.xlegio.ru
Kill Achill
Василий Лейкин
--------------------------------------------------------------------------------
Троя в голливудской лодке, не считая Брэда Питта
"Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына" - вот, кажется, все, что помнит среднекультурный человек из гомеровской "Илиады". Ну еще, конечно, помнит про ахиллесову пяту, помнит, что началась война с того, что красавчик Парис отбил у ревнивого царя Менелая супружницу Елену. И еще, что пресловутая Елена была так прекрасна. Короче, даже уже этих скудных фактов достаточно, чтобы заставить того самого среднекультурного человека толкаться в очереди за билетами на "Трою".
Welcome to Troy
Троянская война не затерялась в дебрях истории исключительно благодаря старику Гомеру и его бойкому перу. А раз так, то перед любым, кто дерзнет воссоздать на экране историю Троянской войны, встает принципиальный вопрос: как снимать? Либо кино про реальные события, имевшие место в XIII веке до нашей эры, либо их изощренную гомеровскую интерпретацию с ее божественным промыслом, олимпийскими склоками, интригами и прочими потрясающими декорациями, выдуманными гениальным слепым. "Чтобы экранизировать "Илиаду", надо найти по меньшей мере нового Бондарчука" - так один коллега прокомментировал намерение Warner Brothers поставить "Трою". За его язвительностью читалось восхищение. Насколько же амбициозны и смелы голливудские олимпийцы, если берутся за старину Гомера! И до чего дошел технический прогресс, которым во все времена была сильна американская киноиндустрия.
А замахнулся на великого небезызвестный Вольфганг Петерсен, в чьем послужном списке не одна лента, ставшая классикой жанра экшн. К одной его знаменитой "Лодке" апеллировали практически все режиссеры, снимавшие фильмы о подводниках. Так что выбор боссов Warner Brothers вполне рационален. Картина обошлась производителям недешево - в 185 миллионов долларов. Правда, уже в первый свой постпремьерный уикенд "Троя" "заработала" по миру более сотни миллионов долларов, причем больше половины этой суммы собрано за рубежами Америки. График коммерческих сборов "Трои" опережает динамику "Гладиатора", "Последнего самурая" и "Ван Хельсинга". Так за что же киносмотрящий мир выкладывает эти самые миллионы? За классика античности?
Петерсен даже и не думал экранизировать Гомера! Имя великого слепца в титрах - лишь гениальный пиаровский ход. По сути "Троя" - это пафосная претензия на фильм о бессмысленности войны, о воинском долге и о недостойных отцах-командирах. В этой по-солдатски прямолинейной конструкции не остается даже малюсенького местечка божественному Олимпу с его интригами, страстями и завистью. Поэтому Петерсен бестрепетно вычеркнул богов из сценария, при этом железной рукой переписав даже те куски "Илиады", где небожители в титрах не значились. Получилось то, что получилось: нудноватый трехчасовой драматический боевик, где все ингредиенты представлены в четко выверенных, коммерчески оправданных дозах: много загорелых тел, копий, щитов, бицепсы Брэда Питта, отрезанные уши Гектора, звериный оскал царя Менелая (до боли похожего на нашего юмориста-губернатора Евдокимова), чуточку секса и крови по самые брови. Благородство, ложь, предательство, жестокость, любовь - добавить по вкусу.
Пепел "пеплума"
В сущности "Троя" соединила в себе бондарчуковскую эстетику батальных эпопей типа "Войны и мира", костюмированных голливудских военных саг и современных, напичканных цифровыми технологиями блокбастеров вроде "Властелина колец". Битва за Трою порой подозрительно напоминает сражения за Кольцо.
По вторичным признакам "Троя" - очередной фильм из серии "про мечи и сандалии". Жанр, реанимированный Ридли Скоттом в "Гладиаторе", - обновленный вариант классического "пеплума", в середине прошлого века страшно популярного в Голливуде. Дорогущие исторические эпосы - "Бен-Гур", "Клеопатра", "Спартак", "300 спартанцев" - с колоссальной массовкой занимали в те годы нишу кинофантастики, тогда еще технически неразвитой. Подчеркивая преемственность голливудских традиций, Петерсен пригласил в картину легендарных ветеранов исторического жанра - Питера О'Тула (Приам) и Джули Кристи (мать Ахилла Фетида). Питер О'Тул играл Тиберия в скандальном "Калигуле", а Джули Кристи была Ларой в "Докторе Живаго".
Впрочем, петерсеновский "пеплум" радикально отличается от живописных кинополотен на темы античной жизни, созданных полвека тому назад в Голливуде. В отличие от хрестоматийных образов Ричарда Бартона или Чарлтона Хестона нынешние герои с мечами и в сандалиях более всего походят на американских self-made men`ов. Именно поэтому в ленте "боги отдыхают" - им просто не нашлось в брутальном сценарии места. После такой резекции всякая мотивировка кинодейства теряется. В "Илиаде", если помните, Ахилл погибает от стрелы, попавшей в пятку, - это было единственное незащищенное место. В "Трое" же стрела лишь сбивает Ахилла с ног, а уж травмы, не совместимые с жизнью, он получает от метательных снарядов, угодивших в его героический торс. И таких проколов в фильме не один и не два. Да простят Петерсена и его продюсеров бессмертные боги!..
Лишившись божественного вмешательства, "Илиада" от Петерсена превратилась в голую иллюстрацию исторической основы гомеровского текста. Так, может, Петерсен решил снять документальный фильм? Не сходится! Причины Троянской войны ничего общего не имели с похищением Елены. Ахейцы во главе с Агамемноном жаждали захватить царство Приама потому, что он контролировал перекресток великих торговых путей. "Илиада" была написана Гомером спустя несколько веков после описываемых событий. Этот факт положил начало многочисленным спорам о документальности поэмы. К примеру, греческий историк Фукидид обвинял Гомера в сгущении красок и передергивании фактов.
В фильме ни о какой документальности вообще речи не идет. Неприступная Троя располагалась в нескольких километрах от Дарданелл. Ныне это Турция, холм Гиссарлык. Но Гиссарлык показался создателям фильма не слишком киногеничным, потому основные батальные сцены снимали в Мексике, а дворец Приама возвели на Мальте. Около семисот мастеров-плотников построили город с нуля. Финальное же сражение разразилось в Лос-Кабосе. Чтобы не повредить мексиканскую флору, съемочная бригада выкопала из земли четыре тысячи кактусов, ухаживала за ними на протяжении всего периода съемок, а по завершении посадила обратно в землю.
Далее. По некоторым источникам в битве троянцев с ахейцами принимали участие более 75 тысяч воинов. Для съемок набрали всего 1250 статистов, остальных бойцов сгенерировали на компьютере специалисты компаний The Moving Picture Company и Framestore CFC. Они разработали специальную программу, названную "эндорфин", с ее помощью и создавали армию виртуальных персонажей в туниках. При этом многие ключевые герои Троянской войны не присутствуют в фильме даже виртуально. Такие, например, как Лаокоон, убеждавший троянцев избавиться от деревянного коня. Или Мемнон, прибывший на помощь Трое с войском эфиопов. Или прорицательница Кассандра с ее знаменитым предсказанием, которого на свою беду не послушался троянский народ.
Убить Ахилла
Если просканировать фильм сквозь призму классической аристотелевской логики, все сходится к тому, что если бы предводителя мирмидонских боевиков по имени Ахиллес (в котором явно прослеживаются замашки психопата) пронзили мечом где-нибудь в течение первого часа киноповествования, то "Троя" была бы спасена, бюджет сэкономлен и можно было бы пускать титры The End. Видимо, поэтому весь драматизм фильма сводится к универсальной тарантиновской формуле Kill Bill. Или, если угодно, Kill Achill. При этом, если уж это не документальное кино, очень странно, что Ахилл живет в фильме так долго. Рубится на мечах он скверно - в основном лишь выделывает эротичные па (сцена дуэли с Гектором) да рысью носится по полю боя, сбивая и своих, и чужих с ног раскачанным на протеинах торсом.
Впрочем, красавчик Брэд Питт при всех своих ужимках и прыжках все же спасает фильм. Ему зрители прощают все: и тщательно, по-девичьи уложенные локоны, и гомоэротичные игры с Патроклом, и затянутые диалоги, и беззастенчивую демонстрацию своих звездных ягодиц, и чужие лодыжки, вмонтированные вместо его собственных (они показались режиссеру худоватыми). Уж больно ладно на нем смотрятся черный шлем с гребнем и черная туника. Уж больно он инфернален и киногеничен...
Вот так весь фильм Ахилл и носится - то по полю боя, то по подожженной им же Трое, разыскивая дочку Приама по имени Брисеида (ну вылитая актриса Цыплакова, сыгравшая служанку миледи в наших "Трех мушкетерах"). Бегает, наматывая километры и коммерческий хронометраж ленты. И все же, несмотря на все мужские прелести Питта, к концу трехчасовой саги возникает сожаление от того, что Ахилла не убили в середине картины, в той сцене, где Гектор принимает женоподобного Патрокла за Ахилла и изящно перерезает ему горло. Или когда изнасилованная Ахиллом Брисеида приступает с ножом к питтовскому горлу. Одно движение - и конец фильма. Питта было бы, конечно, жалко, но все же за полтора сэкономленных часа можно было бы посмотреть еще какой-нибудь приличный фильм. Не такой скучный и безбожно затянутый. Поэтому стрела, выпущенная Парисом в фальшивую лодыжку Питта, в конце фильма вызвала на премьере довольно забавную реакцию: из темноты задних рядов кто-то выкрикнул "Бис!!!". Зал аплодировал стоя...
==