Вскоре после образования независимой Чехословакии в октябре 1918 года возник спор с соседней Польшей за область т.н. Тешинской Силезии. Хотя границы молодых государств были подтверждены государствами Антанты, а сама область исторически считалась принадлежащей чешской короне, власти Польши не собирались с этим мириться и после распада Австро-Венгрии ввели на территорию Тешинской Силезии свои вооруженные силы. Немалое значение при этом имели значительные запасы высококачественного каменного угля Карвинско-Богуминского месторождения и важное страгетическое положение этой территории.
Земский национальный комитет Силезии в Силезской Остраве с целью недопущения ухудшения положения вынужден был пойти на временное соглашение о демаркации границы с Польским народным комитетом Тешинского княжества по рекам Моравка и Остравице. Это соглашение было невыгодным для Чехословакии, поскольку по нему бόльшая часть Тешинской Силезии доставалась Польше. Кроме крупнейших угольных шахт и металлургических предприятий, поляки захватили также часть железнодорожной магистрали Моравская Острава-Кошице (Восточная Словакия) на участке Богумин-Тешин. Эта магистраль оставалась в то время фактически единственной коммуникацией, связывающей центр страны со словацкими областями, что было критически важным особенно в то время, когда начались проблемы с Будапештом, не собирающимся отказываться от Словакии (Feldvidék) и считавшим ее неотъемлемой частью т.н. «Великой Венгрии».
Об этих событиях тогдашний министр иностранных дел Чехословакии, ее будущий президент д-р Эдвард Бенеш доложил на мирной конференции в Париже, где союзники еще раз подтвердили исторические границы Чехословакии, включающие в том числе и территорию Тешинской Силезии вплоть до реки Бяла. Тем не менее, Польша, ссылаясь на результаты этнографических исследований, не согласилась с этим решением. Конфликт продолжал обостряться. Однако в первые месяцы своей независимости Чехословакия не обладала сколь-нибудь существенно военной силой, на которую могла бы опереться в защите своих прав. Началось спешное формирование молодой чехословацкой армии из числа бывших военнослужащих австрийских войск, членов физкультурно-патриотической организации «Сокол» и добровольческих формирований (позднее эти «домашние», как говорили тогда, части сыграли немалую роль в боях за Словакию с венгерской армией). С нетерпением ожидалось возвращение на родину из-за границы чехословацких легионеров, обладающих большим боевым опытом и современным вооружением. До конца года из Италии прибыли 2 дивизии – 6. и 7. – которые были немедленно направлены в Словакию для защиты границ республики в самое горнило разгоравшегося конфликта с Венгрией. Однако срочного решения ожидала и проблема Тешинской Силезии. Дело в том, что польские власти, желая направить события в благоприятном направлении, объявили на спорных территориях 25.01.1919 г. выборы, которые собирались провести под своим контролем.
Тем временем из Франции, наконец, прибыли первые полки чехословацких легионеров. Министерство национальной обороны незамедлительно разработало оперативный план по занятию и удержанию стратегически важного района, ставшего камнем преткновения между двумя молодыми государствами. 19 января 1919 года министерство отдало приказ вооруженным силам занять Тешинскую Силезию. По плану операция начиналась 23 января, в качестве одной из ее задач указывалось «поддержание порядка на территории Тешина и окрестной области». 21 января Чехословакия направила в адрес польских властей предложение по роспуску административных органов в Тешине и выводу войск за пределы спорной территории в соответствие с границей, признанной союзниками. Это предложение было Польшей игнорировано. Таким образом, в распоряжении чехословацких властей остался только военный способ решения проблемы, поскольку промедление в ожидании реакции союзных держав могло привести к непоправимым последствиям.
Командование операцией было поручено подполковнику Йозефу Шнейдареку, прибывшему с легионами из Франции. В соответствии с оперативным планом группа под командованием Шнейдарека пересекла временную демаркационную линию. В ее состав входил 21. стрелковый полк из Франции (в составе 3 батальонов), 2. батальон «домашнего» 93. пехотного полка из Шумперка, «домашний» 17. егерский батальон из Фриштата и два батальона добровольцев из Богумина и Орловой. Фактически на тот момент это были все наличные силы, которые могли быть использованы в указанном районе. В поддержку чехословацкой армии жители Тешина и окрестностей спешно организовали дружины добровольцев под названием «Национальная гвардия» общей численностью около 5 тыс. человек. Кроме того, наступление группы Шнейдарека должно было поддерживаться из северо-западной Словакии двумя батальонами легионерского 35. стрелкового полка из Италии под командованием итальянского полковника Грасселини. Позже эта вспомогательная группа была дополнительно усилена батальоном легионерского 33. стрелкового полка из Италии.
Группе Шнейдарека противостояла польская группировка под командованием полковника Франтишека-Ксаверия Латиника. Она состояла из 5 пехотных батальонов, поддерживаемых 4 пулеметными ротами, кавалерийским эскадроном и артиллерийской батареей. Кроме того, Латиник имел в своем распоряжении примерно 550 полевых жандармов и почти 6500 добровольцев из состава местного населения.
Перед началом операции Шнейдарек направил командованию польских войск ультиматум, в котором предлагалось в течение 2 часов освободить территорию Тешинской Силезии до границы по реке Бялой. Латиник отверг ультиматум и приготовился к отражению чехословацкого наступления.
В соответствии с планом группа Шнейдарека 23 января 1919 г. после полудня начала наступление на Богумин и Карвину. Эти атаки были поддержаны наступлением «итальянских» легионеров с юго-востока от Яблонецкого перевала. Бои с польской армией продолжались до 26 января с успехом для чехословаков. За это время они успели занять Богумин, восточные предместья Силезской Остравы, Орлову и ценой значительных потерь также Карвину. 27 января был освобожден Тешин. Поляки, понеся значительные потери, отошли к реке Висла в направлении Скочова. В ходе боев на укрепление группы Шнейдарека прибыла вновь сформированная «домашняя» 2. бригада в составе 6 батальонов с поддержкой 2 артиллерийских батарей и кавалерийского эскадрона.
В развитие успеха Шнейдарек получил 27 января приказ министра национальной обороны обеспечить контроль над железнодорожной линией Богумин-Тешин-Яблунков на всем протяжении и форсировать Вислу. Штаб группы разработал план следующей фазы операции. Поляки, также получив подкрепления, спешно укреплялись вдоль западного берега Вислы.
Шнейдарек разделил свою группировку на три группы – северную, центральную и южную. 30 января началось наступление всех трех частей. Северная группа успешно прорвала полевую оборону вдоль излучины Вислы и захватила плацдармы на восточном берегу на участке Струмень-Мале Охаби. Наиболее упорные бои с противником происходили в центре фронта у Киселева недалеко от Скочова, а также у Лоуки. Поляки с боями отходили к Скочову, где им удалось закрепиться. Таким образом, большая часть Тешинской Силезии оказалась в руках чехословаков. Шнейдарек подготовил план дальнейшего развития наступления в направлении на Скочов-Бялу. Эта атака, скорее всего, стала бы решающей для всего хода конфликта — силы противника были на исходе.
К вечеру того же дня прибыли дополнительные подкрепления — 1. батальон «домашнего» 28. пехотного полка из Праги, 1. батальон «домашнего» 3. полка из Кромержижа, 2. батальон «домашнего» 93. пехотного полка из Шумперка и 5 батальонов добровольцев, что создало достаточное преимущество для штурма Скочова. Однако под нажимом союзников командование чехословацкой армии в ночь на 31. января 1919 г. было вынуждено принять решение прекратить наступление в Силезии.
Через несколько дней подполковник Шнейдарек по поручению правительства Чехословакии заключил перемирие с командиром польской группировки полковником Латиником. Части молодой армии остались на достигнутой в ходе боев линии, в основном, по западному берегу Вислы. Только 26 февраля в соответствии с чехословацко-польским договором, заключенным в Париже 3 февраля и одобренным союзниками, они были отведены на новую демаркационную линию, проходящую по реке Олше (Ольза), разделявшей пополам город Тешин, с небольшими отступлениями в пользу Чехословакии в районе Карвина-Петровице и Тршинец-Яблунков. Это решение не было идеальным для Чехословакии, поскольку часть важной магистрали Богумин-Яблунков в районе Тешина все же оставалась на территории, доставшейся Польше (эта проблема была решена строительством небольшого участка в обход занятого). Однако в это время более серьезной для Чехословакии стала проблема отношений с советской республикой в Венгрии, развивавшей наступление на земли Словакии и Подкарпатской Руси, что требовало максимального сосредоточения всех наличных сил на венгерском фронте.
В ходе семидневных военных действий со стороны Чехословакии погибло 44 и ранено 121 солдат и офицеров. Около трети этого числа относится к легионерским «иностранным» частям. Конфликт, хотя и не был слишком ожесточенным, к сожалению, повлек за собой ухудшение отношений с Польшей, так и не смирившейся с «потерей», на протяжении почти 20 последующих лет вплоть до трагической осени 1938 года. В настоящее время о нем напоминает памятник в Орловой в честь воинов, павших в ходе операции по защите исторических границ Чехословакии.