|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
Fregat
|
|
Дата
|
03.03.2004 03:46:39
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот;
|
|
"Шуба" для крейсера
"КРАСНОЕ ЗНАМЯ"
Суббота, 7 января 1995 года
"Шуба" для крейсера
Виктор ДЕБЕЛОВ.
Эти интересные эпизоды из жизни "Дальзавода" военной поры рассказал мне в свое время бывший бригадир судосборщиков К. П. Лукьяненко. На мой взгляд, речь порой идет о событиях просто уникального характера...
...Кондрат с товарищами брел по людной Ленинской. И вдруг из репродукторов хрипло выдохнуло: война!
Через несколько дней пришла повестка, но тут же Кондрат получил и бронь: котельщики-корпусовики, да еще с пятым разрядом, нужны были в тылу. Его сверстники ушли на фронт, а ему поручили возглавить бригаду из пятнадцати подростков 14-16 лет.
Война заставила значительно перестроиться это ведущее предприятие Приморья. Судоремонт уступал место переоборудованию кораблей. Бригада Кондрата Лукьяненко выполняла работы по "седьмому проекту", представлявшему собой приведение в боевую готовность кораблей серии "Р". Вскоре в море вышли "Рьяный" и "Резвый", за ними последовали "Расторопный" и другие.
А затем пришла пора одеть "шубу" флагман Тихоокеанского флота крейсер "Баку", которому предписывалось присоединиться к кораблям Северного флота. И путь этот предстоял в арктических льдах. Но выдержит ли 4-миллиметровая обшивка корпуса их напор? Специалистами было предложено оригинальное решение проблемы, избавляющее проводку корабля от малейшего риска. Корпус обшивался снаружи своеобразной "шубой", укреплялся изнутри.
Главными инструментами в бригаде были гладилка и кувалда, с помощью которых листы подгонялись по профилю корпуса. Обычная картина: человек 15 несут стальной лист метров 5-6 длиной и до 2,5 метра шириной, талями его поднимают вдоль борта. Подкладываются деревянные брусья - и вот уже в ходу гладилка с кувалдами. Венец всему - сполохи электросварки.
Почти месяц ушел на подготовку крейсера к плаванию, а затем "Баку", два эсминца и подлодки сопровождения вышли в море. Насколько известно, дальзаводская "шуба" сделала свое дело: крейсер успешно дошел до нового места назначения и участвовал в морских баталиях с противником в северных водах СССР.
Часто Кондрат с Романом Цыплаковым, посматривали на ребят из бригады и думали: "Совсем еще дети, а поведение - взрослое". Серьезными были все, и это ставило их на одну ступень с кадровыми рабочими. Да и хлебная норма у них была та же. В них верила страна, и они работали наравне со всеми, нередко по 12 часов в сутки: с 8 утра до 8 вечера. А потом на их место становились моряки личного состава ремонтируемых кораблей. Практически трудовой процесс в цехах шел безостановочно, и самому К. Лукьяненко приходилось задерживаться в доке до полуночи, а то и ночевать.
Как одной из лучших бригад "Дальзавода" бригаде К. Лукьяненко было присвоено звание "фронтовая". 200-300 процентов выработки - такова ее обычная норма в течение всего военного лихолетия. Некоторые лукьяненковцы были награждены трудовыми медалями, а Ивану Горовому вручили даже орден. У самого К. Лукьяненко четыре медали, в том числе "За боевые заслуги" и "За победу над Японией".
Победную весть 45-го Кондрат встретил в оружейном погребе корабля в доке на Луговой. Обычно аккуратные, судокорпусники побросали инструмент и гуртом высыпали на палубу. Подали катер - и вскоре бригада слилась с многотысячной толпой у здания заводоуправления. И был митинг. И были слезы. Которых никто не сдерживал и никто не стыдился - это были последние слезы войны.