От Константин Федченко Ответить на сообщение
К Саня Ответить по почте
Дата 10.07.2000 22:09:11 Найти в дереве
Рубрики Суворов (В.Резун); Версия для печати

И еще об автотранспорте.

>То есть получается, что грузовиков было много, но распорядиться ими не удалось. Впрочем, 50-сильный грузовик это не трактор ДТ-54, поэтому использовать его, например, как серьёзный тягач плохо.

Во-первых, грузовики ГАЗ-АА и ЗИС-5 разрешалось применять для буксировки 45-мм ПТО (вместо "Комсомольцев", которых, впрочем, было более чем достаточно)
Во-вторых, мощности у гусеничных тягачей были знаете какие? "Комсомолец" - 50 л.с, СТЗ-3/5 - 52 л.с. А эти модели составляли 51% тракторного парка в артиллерии (около 10 тыс). Конечно, проходимость несравнима, разве что с трехосными. Но уже ЗИС-5, ЗИС-6 имел 73 л.с., что больше, чем у тракторов С-60, С-65. Мощнее их в артиллерии были только 1200 "Ворошиловцев" и "Коминтернов"

НО!!! В Германии вообще было полугусеничных тягачей МЕНЬШЕ, чем в РККА!!
Всего - 15 100 (на июнь 41) против 34 264 (уже в войсках 1 января 1941!). Правда, около 20% их было неисправно.

Сравним по типам -
в Германии
1-тонных - около 4800,
3-тонных - около 3000,
5-тонных - 1300,
8-тонных - 4000,
12-тонных - 1150,
18-тонных - 850.

В СССР
2-тонных "Комсомольцев" - 6500 (а к началу войны - 7780),
4,5-тонных СТЗ-3/5 - 11250,
10-тонных с/х тракторов С-60/65 - 14500,
10-тонных арттягачей "Сталинец-2", "Коминтерн" - 1550,
22-тонных "Ворошиловцев" - 469.

То есть по тоннажу - преимущество, но:
1) не хватало скоростей - хотя это не очень критично - разве что при спешном отступлении
2) малый запас хода
3) очень мало мощных эвакуационных средств для танковых частей и тягачей для артиллерии РГК (свыше 10 тонн)

>А по логике вещей, если бы хотели напасть, то уж по грузовикам мобилизационный план должен был быть выполнен...

Читайте ниже - выдержка из мобплана

>Кстати, чем занимался ЗиС в годы войны? Сколько они выпустили трёхтонок и как это соотносится с реальными потребностями?

Выпускал ЗИС-5В - 5/42-5/45 - 83 тыс.
Выпускал ЗИС-42 - осень 42- до 44 - 5931 шт.
Соотнесение с потребностями? смотрите данные о лендлизе Студеров, и все будет очевидно. У меня этих данных нет.

Из МП-41
Поставки из народного хозяйства при мобилизации.
Для укомплектования частей Красной Армии по мобилизационному плану 1941 года необходимо:
1. Установить лимит поставки для Красной Армии из народного хозяйства (вместе с формированиями гражданских наркоматов):

а) по автомехтранспорту:
автомашин легковых и "Пикап" 27713
автомашин грузовых 231838
автомашин специальных 43919
тракторов гусеничных 45492
прицепов 40697
мотоциклов 30504
...
Порядок проведения мобилизации.

Мобилизационным планом 1941 года предусматривается проведение мобилизации по двум вариантам:
а) первый вариант предусматривает проведение мобилизации отдельных военных округов, отдельных частей и соединений, устанавливаемых специальным решением Совета Народных Комиссаров Союза ССР
- скрытым порядком, в порядке так называемых "Больших учебных сборов (БУС)"
В этом случае призыв военнообязанных запаса, а также поставка приписанного к частям автотранспорта и конского состава производится персональными повестками, без объявления приказов НКО
б) второй вариант предусматривает проведение общей мобилизации всех Вооруженных Сил Союза ССР или отдельных военных округов открытым порядком. мобилизация объявляется Указом Президиума Верховного Совета СССР (статья 49, пункт "Л" СССР). В данном случае призыв военнообязанных производится приказами народного комиссара обороны, расклеиваемыми для общего сведения (в порядке ст. 72 - 73 Закона о всеобщей воинской обязанности).
При скрытой мобилизации полагал бы необходимым оставить только один вариант в порядке "Больших учебных сборов (БУС)" на все части, независимо от их сроков готовности. Это мероприятие позволит отмобилизовать при необходимости отдельно каждую часть.
Прошу утвердить:
...
д) лимит поставки из народного хозяйства в период мобилизации авто-транспорта, тракторов и конского поголовья.

С уважением