|
От
|
Капитан
|
|
К
|
А.Никольский
|
|
Дата
|
12.07.2000 14:07:16
|
|
Рубрики
|
WWII; 1941;
|
|
Статья (полностью)
Сергей Кудряшов, Дмитрий Олейников
Оккупированная Москва
Как сложилась бы судьба России, победи нацисты
История обратного хода не имеет. Эта расхожая фраза с научной точки зрения безупречна и неоспорима. Что было, то было, и дело историка, казалось бы, только в том и заключается, чтобы исследовать конкретно происшедшее, но... Но как же трудно избежать соблазна и не пофантазировать. По какому пути пошла бы Россия в случае победы восставших хотя бы в одной из крестьянских войн? Были ли у Наполеона шансы покорить Россию? А если бы декабристы победили? Как много таких завораживающих воображение «бы» никогда не признавалось официальной историографией, но всегда интересовало любителей истории.
Если изучение альтернатив давней российской истории воспринимается более-менее спокойно, то недавнее прошлое XX столетия вызывает многочисленные споры.
И одно из центральных мест несомненно занимает вторая мировая война. Что стало бы с миром в случае поражения антифашистских сил? Какая участь была уготована России и другим республикам СССР? Насколько реальной была вероятность победы нацизма? Ответы на эти далеко не праздные вопросы позволят глубже осмыслить значение победы антигитлеровской коалиции и вклада Советского Союза.
Современное состояние исторической науки дает весомые основания утверждать, что общая победа Гитлера и его сателлитов была нереальна. Вступление в войну СССР и США увеличивало разность экономических потенциалов до такой степени, что даже при очень сильном везении немцы рано или поздно должны были проиграть. Но этот неблагоприятный для агрессора общий прогноз вовсе не исключает возможности временной победы, особенно если бы немцам удалось добиться прекращения сопротивления со стороны Красной Армии.
Учитывая ошеломляющий успех германской армии в первые месяцы войны на Восточном фронте, представим следующую гипотетическую ситуацию. Немцы на подступах к Москве. Сталин решает сдать город. Поезд, в котором эвакуируются вождь и члены Политбюро, попадает под бомбежку, и руководство страны гибнет почти в полном составе... Сопротивление Красной Армии, лишенной централизованного руководства, дезорганизовано.
Гитлер — триумфатор. Его войска занимают центральные советские города. Большевистское сопротивление почти сломлено, Россия почти покорена...
Что дальше? Опираясь на реальные документы, мы попытались спрогнозировать развитие событий.
Движение Сопротивления
Партизанское движение на территории бывшего СССР потеряло бы, во всяком случае, на длительное время, центральное руководство. Тем не менее начавшаяся с лета 1941 года практика организации отрядов и диверсионных групп, несомненно, сыграла свою роль в повсеместном распространении движения Сопротивления. Стихийное возникновение партизанских отрядов шло по ряду направлений: к маю 1942 года местные жители получили бы возможность скрываться от жесткого экономического и социального давления «нового порядка» в лесах Украины, Белоруссии и России, в горах Северного Кавказа. Практика окружения и отсечения частей Красной Армии привела к тому, что за линией фронта осталось бы большое количество не только стрелкового, но и артиллерийского и танкового вооружения.
В условиях начинающегося функционирования партизанских краев — а их существование возможно как раз при политике создания на оккупированной территории прежде всего укрепленных баз с войсками — это означает появление системы районов местного самоуправления, не контролируемых из Берлина. При этом вовсе не обязательно сохранение в этих районах советской власти: национальные движения, например националистическая ОУН на Украине после учиненного ей разгрома в конце 1941 года, также оказываются в вооруженной оппозиции «новому порядку». В Минске постоянно разрастается кладбище убитых немецких чиновников (1600 к 1943 году); гауляйтер Украины Э. Кох и генеральный комиссар Белоруссии В. Кубе открывают список имен фашистских правителей, встретивших смерть в СССР.
Не стоит сбрасывать со счетов пассивное сопротивление тех, кто осознает, что эксплуатируется, как раб. Принцип «бери меньше, кидай дальше, пока летит — отдыхай», решивший историческую судьбу рабовладения, успешно работает и в XX веке. Это признавали, например, к концу 1941 года в отделе «Абвер-2» при группе армий «Юг»: «Гораздо большей опасностью, чем активное сопротивление партизан, здесь является пассивное сопротивление — трудовой саботаж, в преодолении которого мы имеем еще меньше шансов на успех». Весь 1942 год уголь в Донбасс возили из Силезии!
Наконец, за линией Архангельск — Казань — Астрахань, на которой было предусмотрено остановить продвижение вермахта, сохраняется местная советская власть. Задача удержания завоеванной территории оказывается не менее сложной, чем задача ее захвата. Сил хватает на контроль над крупными населенными пунктами, важнейшими путями сообщения и промышленными районами.
Административное деление и национальная политика
Европейской части СССР больше нет. Карелия присоединена к Финляндии, город Ленинград, как «ненужный» правительству Финляндии и представлявший для Гитлера символ рождения и процветания прямо враждебной политической системы, фактически уничтожен: специально для этого был проведен длительный обстрел города артиллерией разных калибров. Прибалтика и часть Белоруссии входят в рейхскомиссариат Остланд. Отсюда высылается на восток, в рейхскомиссариат Московия, 30% населения; 20% планируется сократить за счет ограничения рождаемости: от пропаганды абортов и противозачаточных средств до организации стерилизации по методу профессора Карла Клауберга, ставившего опыты в концлагерях и в 1943 году объявившего, что врач и 10 помощников сумеют стерилизовать до 100 женщин вдень. Еще 25% населения Остланда готовят к высылке в Западную Сибирь, когда та попадет под контроль Германии, для «освоения плодородных почв». Не желающим работать некоторое время открыта дорога на Восток. Или в концлагеря. В целом на территории СССР уничтожается по 1 миллиону ежегодно евреев ради «окончательного решения еврейского вопроса». Поголовно истреблены цыгане.
Рейхскомиссариат Украина включает в себя даже Заволжье Саратова и Сталинграда, поскольку становится житницей Германии. Крым попадает непосредственно в имперское подчинение. (В Севастополе восстанавливается памятник русскому генералу Тотлебену, немцу по происхождению, как герою войны с англичанами и французами 1853—1856 годов.) Район юго-западнее и западнее Николаева (Трансистрия, Бессарабия и Буковина) отдан союзной Румынии. Рейхскомиссариат Кавказ (без Армении, отданной Турции для поощрения более решительных действий, но с Астраханской областью) становится источником нефти, местное население принуждено к строительству мощной железной дороги Мюнхен—Ростов—Майкоп—Баку. Множеству народностей Кавказа внушается мысль о долгожданном конце русского засилья. Новым языком международного общения становится немецкий.
Рейхскомиссариат Москва (Гитлер хотел сровнять город с землей по примеру Ленинграда, но прагматические обстоятельства остановили выполнение его желания) делится на Тульский, Горьковский и Северный округа (или комиссариаты), причем принцип «разделяй и властвуй» реализуется и тут: согласно генеральному плану колонизации восточных территорий «Ост», русским разных комиссариатов «прививается чувство» собственной, горьковской или тульской, самобытности. Комиссариаты, в свою очередь, делятся на районы, волости, сельские общины или уезды.
На посты главы ниже генерального округа, как правило, назначаются представители местного населения. Во главе уездов и волостей — бургомистр, сел и других мелких населенных пунктов — староста или старшина. В ряде случаев немцы используют бывших руководителей, в том числе и коммунистов. Сельское и городское население тщательно регистрирует ся. Основным документом, удостоверяющим личность, для удобства и экономии ради, сохраняется советский паспорт. За списки населения отвечают старосты и бургомистры. Лица, не занесенные по каким-либо соображениям в списки, отправляются в лагеря для гражданских пленных или в рабочие колонны при тыловых армейских частях.
Политика онемечивания сокращенного на 40% русского населения начинается с замены в школах русского алфавита на латинский. Образование, причем платное, для большинства ограничено 4 классами. Цель обучения предельно конкретна:
простой счет, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать рассматривается как ненужное. Ежегодно проходит фильтрация всех детей с целью определения полноценности. Дальше права падают, а плата растет прогрессивно. Искусственно вызывается сокращение городского населения до уровня, необходимого для функционирования производства. Десятки, сотни тысяч русских вывозятся в Рейх в качестве «остарбайтеров» — дешевой и выносливой рабочей силы для «расы господ».
Экономика и политика
Вся экономическая жизнь рейхскомиссариата подчиняется одной цели — удовлетворению потребностей Германии. Материальные ценности, драгоценные ресурсы вывозятся. Сохраняются наиболее крупные производства, переориентированные на нужды Германии. На селе поощряются патриархальный образ жизни и натуральное хозяйство. Колхозы и совхозы — прекрасное средство добычи продовольствия — в значительной степени используются оккупантами для сохранения коллективной ответственности крестьян. Разрешается владение приусадебным участком.
Особо отличившимся и усердным передаются в собственность мелкие мастерские и кустарные предприятия (мельницы, маслобойки и пр.).
Рубль приравнивается к рейхсмарке в соотношении 10:1 независимо от инфляции. Всем служащим устанавливаются твердые оклады: от 400 рублей рабочему до 1200— 1500— руководителю предприятия (средний обед стоит 30—50 рублей).
Общая культурная жизнь населения дезорганизуется. Вся духовная жизнь подчиняется пропаганде идей национал-социализма. Основные ценности подаются через печать (десятки газет в разных регионах) и радио по схеме: превосходство арийской расы; покорность и трудолюбие; антисемитизм. К религии отношение терпимое, но в случае необходимости разбираются храмы и конфискуются ценности.
Политическая активность населения резко ограничивается и строго контролируется. Коллаборационисты используются, поощряются, но за «своих» не признаются. Разрешается организация кружков по пропаганде идей национал-социализма, но под строгим контролем. Вяло функционируют на территории Остланда молодежные организации (до 30 тысяч членов).
Обстановка в мире
Успех Германии в войне с Россией | оказался решающим доводом для . выступления Турции, а главное — Японии, начавшей боевые действия •, на Дальнем Востоке против СССР с захвата Северного Сахалина с его нефтью и углем. Это оттянуло начало войны Японии против США, и мир не узнал о трагедии Пёрл-Харбора. В свою очередь Америка смогла оказать куда более действенную помощь Великобритании, вокруг которой развернулись основные события 1942 года. Громадные силы, высвободившиеся к весне 1942 года на Восточном фронте, вновь оказались направленными на Запад.
В России осталось 56 дивизий (штаб в Москве), воздушная армия, экспедиционный корпус, направившийся громить промышленность русских на Урале (8 пехотных и 4 моторизованные дивизии). Все это, с учетом частей группы «Кавказ—Иран», двинувшихся через Закавказье в Персию, составило лишь часть освободившегося потенциала. Главная мельница, перемалывавшая силы вермахта, остановилась. А ведь даже она, сохранись советско-германский фронт, подорвала бы людские ресурсы Германии только к осени 1943 года, когда численность германских войск упала ниже уровня 1941 года. 2 миллиона НЕ потерянных в России в 1942 году солдат вернулись на Запад, к северному побережью Германии и Франции. Еще 31 июля 1940 года Гитлер говорил на совещании в Бергхофе:
«Если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду». «Если русская угроза будет ликвидирована, мы сможем вести войну против Англии в течение неопределенно долгого времени», —повторил он в начале января 1941 года. Воздушная война с Великобританией, первая фаза которой была фактически проиграна Германией в августе — ноябре 1939 года, возобновилась бы с новой силой в 1942 году. На этот раз шансы Германии выросли за счет того, что на территории России с ее производством цветных металлов была развернута реализация «программы Геринга» — 1/3 выпуска самолетов была возложена на завоеванные восточные территории.
Это позволило наладить постоянное производство самолетов «Хейнкель117», призванных стать новым козырем в воздушной войне не только с Англией, но и с США. Как не учесть также те 12975 самолетов, которые НЕ потеряла Германия на советско-германском фронте в течение 1942 года (это количество больше, чем то, которое позволило союзникам создать доминацию в воздухе во время происходившей в «реальной» истории операции «Оверлорд»). Конечно, к 1942 году и Англия была лучше, чем в предыдущие годы, готова встретить любые активные действия Германии; на помощь последнему европейскому «острову свободы» прибывают американские войска, в том числе флот и авиация.
У Германии нет сил выиграть битву за Атлантику, но возможность реализовать, наконец, отложенный в 1940 году план «Морской лев» — операцию по высадке войск на Британские острова — становится вполне реальной. Ей предшествует новый подъем воздушной войны. На этот раз Геринг не повторяет ошибку 1940 года, и его авиация не прекращает удары по аэродромам и постам обнаружения на юге Англии — куда более мощные, чем предыдущие. «Высадка на острова возможна только при достижении господства в воздухе» — этот постоянный рефрен в ставке Гитлера определяет все значение войны в воздухе. Остается только собрать средства для десантирования: русские затопили свой военный флот так же, как делали это на Черном море в 1855 и 1918 годах, однако на Балтике и на реках сохранилось значительное количество судов, годных для перевозки людей и грузов.
Все это было направлено на обеспечение операции «Морской лев», осуществление которой стало реальным если не в сентябре 1942-го, то в мае 1943 года. Война за плацдармы на юге Англии, воздушные битвы сотен самолетов над Ла-Маншем и Атлантикой, бомбардировки Лондона и Берлина — это уже война между фашистской континентальной Европой и последним оплотом «Свободного мира». А между тем военные все громче требуют применения всех доступных средств, в том числе химических; разработка атомного оружия идет полным ходом. К 1945 году юг Англии жестоко обезображен войной, но немецкие войска удерживают линию фронта в Британии. Начинается война на износ.
Чем все закончится?
Пространства всегда были и силой, и слабостью великих империй. Быстрое «вздутие» «Третьего рейха» в конце концов завершается резким сжатием. Заглотить всю Россию, с Зауральем, с территорией большей, чем весь «Третий рейх» при кровоточащих ранах боевых действий против Англии и США, Германия не может (и в мирное-то время план колонизации занимал более десятка лет). А между тем в течение 1941 года на Урал и в Зауралье эвакуированы сотни предприятий, дающих 40% военной продукции России, обеспеченных металлургией, в том числе цветной, топливом, углем, людскими ресурсами. Здесь теперь обрывается воздушный мост с США и железная дорога от портов Дальнего Востока, за которые идет жестокая борьба с Японией.
Районы от Перми до Магнитогорска и Челябинска, окрестности Красноярска и Новосибирска становятся для России тем же, чем в Смутное время начала XVII века Нижний Новгород и Ярославль. Здесь в течение нескольких лет происходит новая организация и укрепление центральной советской власти. Отсюда под лозунгом времен войны с Наполеоном «С потерей Москвы не потеряна Россия» начинается мощное движение на Запад. Коричневая фашистская краска на карте Восточной Европы начинает стираться под воздействием расширяющегося движения Сопротивления. В борьбе с Англией Германия все больше отстает в контроле за морями и Атлантикой и в конце концов эвакуирует войска из Англии, угрожая завалить весь остров бомбами и осыпая остатки Лондона ракетами ФАУ-2.
Начинается долгая борьба за контроль над Ла-Маншем, затем — над побережьем континентальной Европы. США приходится тратить много сил не только в Атлантике, но и в содействии борьбе за Тихоокеанское побережье СССР, что затрудняет борьбу с Японией. К концу 40-х годов, без Рузвельта, без Сталина, без Черчилля, а возможно, и без Гитлера, количество покушений на которого вылилось в качество, общий сценарий второй мировой войны неумолимо приближается к тому, который был разыгран в 1943—1945 годах в «реальной» истории. С Запада, Востока и Юга европейский фашизм отступает к Берлину — по Европе, еще страшнее измученной почти десятилетней войной, голодающей, бездомной, видевшей «грибы» ядерных взрывов над Дрезденом и Гамбургом... Ядерный финал войны — лишь часть трагедии немецкого народа. Француз, англичанин, русский, поляк, украинец, белорус, столько лет видевшие, что делали с их соотечественниками фашисты, относятся к немцам с куда меньшей выдержкой, чем в «реальной» истории.
Поражение СССР в 1941 году превратило бы мировую войну в кошмар всех 40-х годов XX столетия. Цена победы мира над фашизмом не могла бы и тогда быть чрезмерной, но выросла бы сверх всяких временных пропорций.
Родина, 1995, № 5, с.11-19