От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.02.2001 22:29:10 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Спецслужбы; Локальные конфликты; Политек; ... Версия для печати

ОСНОВАНИЯ ПРАКТИКИ РОССИЙСКОЙ РАЗВЕДКИ В КОНЦЕ XX ВЕКА

http://www.df.ru/~metuniv/consor/INTEL0.html
http://www.df.ru/~metuniv/consor/INTEL0.html

ОСНОВАНИЯ ПРАКТИКИ РОССИЙСКОЙ РАЗВЕДКИ В КОНЦЕ XX ВЕКА

Иван ГЕОРГИЕВ

Последние годы в практике разведывательной работы разных стран, в том числе и российской разведки, наблюдаются ощутимые потрясения и сдвиг самих оснований и принципов. Особенно явным это стало сегодня, когда все привычные термины, словосочетания и устойчивые обороты речи напрочь "полетели", оказались негодными (предполагаемый противник, идеологический враг, две сверхдержавы и два лагеря, братья по оружию, агент и пр.), а одновременно чуть ли не рядовым событием стали встречи руководителей разведок (к примеру, США и России), легальные и санкционированные встречи резидентов разных - по сути, любых - разведок "с глазу на глаз", "тэт-а-тэт", т.е. в прямом ситуативно-точечном общении и коммуникации.

Причем, за последние годы демистифицировано два неуклюжих мифа: а) что якобы приходится справляться с "информационной революцией" и потому, мол, в первую очередь, необходимы новые информационные технологии, и б) что надо еще более совершенствовать аналитико-исследовательскую работу и меньше заботиться об оперативной подготовке (то есть, главное, надо сохранять в старом виде дихотомию "аналитическое-оперативное" и "руководство-исполнение"). Первый миф устраняется наглядно-фактическим, в ситуациях, обнаружением несоответствия антропологическо-консциентальных характеристик работников разведки и уровня возникающих перед ними задач. Второй - чрезвычайно низким уровнем полезности аналитических служб, построенных на парадигме исследования и пассивного изучения, для выполнения как срочных и локальных, так и фундаментальных задач.

Для нас очевидно, что сегодня необходимо ставить вопрос о построении российской разведки принципиально нового типа - системной рефлексивно-эпистемической разведки. В данном тексте мы кратко изложим наше видение оснований и устройства такого типа разведки.

Российская разведка есть инструмент (средство) построения и развития новой российской государственности как практика целевого порождения знаний и систематик знаний, замыслов, программ, реализационных программно-проектных ходов, особенно же - систематических оснований замыслов, программ и сценариев соперников и противников российской государственности.

А. Российская разведка есть инструмент построения и развития российской государственности, а не сам государственный аппарат соответствующего ведомства в Правительстве или других госструктурах Российской Федерации, который фактически может использоваться иными, чем субъекты построения российской государственности, субъектами в России и за рубежом.

Б. Российская разведка является системной рефлексивно-эпистемической разведкой.

Разведка сегодня не может строиться на принципах исключительно объектно-предметного видения и соответствующего предметного членения. Это значит, что разведка - рефлексивно-эпистемический инструмент субъекта государственности, и противостоят ей не политические или промышленные "секреты" и "тайны" или скрываемые информационные файлы, а другие государственности или мощные трансгосударственные, трансрегиональные и локальные организации (корпорации). Поэтому основным предметом порождения и анализа разведки должны стать особые знания - принципы систематизации и формы организации мышления и деятельности, а также и питательная "среда"-материал для них - мнения данных государственностей и организаций, т.е. то, что порождает и определяет срочные и долговременные решения выделенных субъектов и уже в превращенных и бессмысленно-неэффективных формах становится информацией.

Итак, разведка должна сосредоточиться на проведении многоуровневых рефлексивных "игр" (которые, разумеется, должны носить инициативно-опережающий и провокативно-экспериментирующий характер) по порождению политико-субъектных знаний - эпистем - "за" другого субъекта.

Очевидно, что "инструменты" и "предметы" работы такой разведки становятся полипроцессуальными и полифункциональными, многопредметными и разнопрофессиональными, что требует применения средств системных подходов 1, 2 и 3 (причем, системные подходы 2 и 3 до сих пор не имеют аналогов за рубежом).

Окончательно уходит в прошлое представление о разведке как организации по сбору тайного (утаиваемого сознательно) знания в знаково-материальной, вещной форме информации и ее носителей (документов и пр.). Разумеется, какие-то элементы остаются - но становятся подобными знанию таблицы умножения генеральным конструктором современных самолетов.

В. Российская разведка - программно-превентивная разведка, т.е. способна простраивать в режиме опережающего мышления и действия как версии (гипотезы) мыслительных и реализационных ходов других субъектов, так и варианты собственных стратегий.

Г. Российская разведка - многопозиционная, т.е. способна действенно работать в ситуациях многих разных позиций и знаний.

Д. Российская разведка строится на высокой степени легитимности и легальности. В разведке противоборствуют и сражаются не люди - а мощи разных типов анализа и деятельностно-ситуативного моделирования.

Е. Российская разведка, являясь сознательным инструментом развития государственности, делает ставку на антропологизацию (и консциентизацию) своей практики, поскольку базовой структурой действенной разведки являются не только чисто специально-профессиональные, но и мировоззренческо-антропологические (позиционные) и антропо-жизнедеятельностные структуры.

Само знание становится позиционным, и в основу полагается ситуативно-деятельностное видение, построенное на различении ситуации разведки (когда в непосредственном общении необходимо вынудить оппонента на разоблачение замыслов и оснований замыслов, систематических форм целеопределенностей противоположной стороны) и разведуемой ситуации.

Ж. Российская разведка - многоуровневая разведка, состоит из многих иерархически выстроенных разведок:

- метафизическая (оккультная) разведка;
- политическо-государственная разведка;
- хозяйственно-экономическая и техническая разведка;
- информационно-тезаурусная разведка.

Таким образом, мы утверждаем, что основная проблема разведки сегодня - это несоответствие существующих форм и схем практики назначению и задачам в современной ситуации. Поэтому, с нашей точки зрения, стратегическим курсом сегодня является не исследование (изучение) существующей практики разведки, а программирование и построение принципиально новой практики российской разведки на основе анализа многообразного "живого" опыта и выделении новых образцов ("профессий") и целостных, связанных систем образцов (деятельностных "мегамашин").

На основании всего сказанного очевидно, что выделяются по крайней мере шесть кластеров позиций в мегамашине российской разведки:

а) базовый кластер: разведчик, реализующий в ситуации прямой коммуникации целевой ход на получение знания и предзнаньевых (требующих дополнительных аналитических проработок) структур. Хотя традиционная оперативная разведка является очень редуцированной с точки зрения нового типа российской разведки, но, тем не менее, сама нацеленность на действие по порождению-выделению в ситуации взаимодействия системы знаний является базовой;
б) методико-технический аналитик по подготовке мыслительных средств анализа и действия разведчика в ситуации;
в) проектировщик и разработчик систематик и целеобразцов политико-субъектных знаний;
г) концептолог и транслятор политической установки в систему профессиональных целей;
д) аналитик ситуации;
е) системный эксперт.

Из всего сказанного также очевидно, что практика контрразведки оказывается во многом определяемой практикой разведки.

Понятно, что когда мы говорим о перестройке, речь не идет о насильном и массовом "перевоспитании" и "переделывании" сотрудников данных служб. Вовсе нет. Речь идет о форсированной и разноуровневой подготовке "ударных" когорт и команд, которые и смогут а) выполнять эффективно задачи российской разведки нового типа и б) выступать механизмом эволюционного преобразования и реформирования существующих структур.

 

 

  Принципы устройства государственности, определяющие действие разведки и контрразведки

 

Предварительные оговорки:

Мы исходим из нашей веры в будущую самостоятельную и сильную Россию, имеющую собственные, а не заимствованные у других стран цели и принципы действия. (Более того, анализ высказываний государственных деятелей ведущих ведомств с точки зрения того, оригинальны ли или заимствуемы (и более конкретно - по каким пунктам оригинальны, а по каким заимствуемы) декларируемые и реализуемые ими целевые структуры, дает неоценимую информацию.) Считаем, что другой точки зрения по этому вопросу быть не может.

Даже более жестко - реализация другой точки зрения в этой области (например, Россия на современном этапе своего существования вынуждена проводить цели правительства Соединенных Штатов Америки) есть предательство и антигосударственная деятельность, поскольку за отсуствие сообственных жестко технологических целей государство будет вынуждено платить.

Второе: описание будущего России с точки зрения понятий "капитализм-социализм", есть неконцептуальное, в стиле размытых идеологических клише научного коммунизма, утверждение. Необходимо четко определять, о каких типах государственности, формах собственности, программах социального развития и прочее, прочее идет речь. Таким образом, к вопросу российской государственности мы подходим точно так же, как технолог к описанию модели, например, танка или вертолета - нам абсолютно неинтересны идеологические пристрастия того или другого лица, нам важно определить спектр (поле), в котором локализуются возможные направления эволюции государственности сильной и самостоятельной России.

 

Концепция проекта "Принципы российской государственности"

Ни для кого не секрет, что конкретное понимание принципов устройства росссийской государственности определяет способность действовать в интересах Российского государства.

Отсутствие целей государства в области внешней политики и ближнего зарубежья, отсутствие целей экономического и технолого-экономического развития, неопределенность "правил", по которым проводятся реформы (хотя эти реальные, а не декларарируемые правила технологически вычленяютсся внешними аналитиками), приводят к тому, что мы имеем службы с "пораженной" субъектностью. Профессионал, заинтересованный в защите интересов России, не может опираться на свое собственное сознание и Российскую историю - слишком большая неопределенность, которая устраняется лишь директивами начальства, включенного в политико-конъюнктурные отношения и ситацию принятия сиюминутного решения. Мы же исходим из того, что цели, интересы и потенциал России и Российской государственности - вещи объективные и объективно вычленяемые. Их отсутствие равносильно разрушению глаза или потере зрения у впередсмотрящего. Впередсмотрящий по-прежнему выполняет все инструкции, но парадокс состоит в том, что чем более операциональны и детальны эти инструкции, тем страшнее эффект для капитана и команды корабля.

Российская государственность определяется тремя системами: типом политического устройства, описываемого по многим координатным осям (тип правления, тип административного членения, конституционное устройство, правовая форма регуляции и пр.), типом хозяйственно-экономичского устройства и формами самосознания Россиянина с матрицей российских архетипов, принципами идентификации с элементами этой матрицы. У всех мировых держав есть интересы, связанные с влиянием на изменение всех этих трех систем, и какой-то уровень и тип влияния есть законная, хотя и требующая противодействия со стороны России, акция, а с какого-то момента мы имеем дело с типичным вмешательством во внутренние дела суверенного государства.

Можно также утверждать, что наиболее острой сегодняшней задачей является восстановление сильной самостоятельной самоидентичной России вне коммунитстической оболочки. Основная цель противоборствующих систем - не дать России восстановиться в виде самостоятельно действующего сильного субъекта. Для того, чтобы проверить, так это или не так, достаточно начать формулировать самостоятельные российские цели в различных областях: в области торговли вооружениями, в области сохранения технологических секретов и группировки на взаимовыгодных условиях со странами, владеющими другими технологическими секретами, в области образовательной, социокультурной и национальной политики и т.д.

Для того, чтобы ставить и решать вопросы государственной и общественной безопасности, а также обеспечивать деятельность систем разведки и контрразведки, необходимо иметь раззвернутое и расчлененное нормативное представление о целевой деятельности ключевых позиций верхнего эшелона государства: функции и нормативный план деятельности президента и его советников, министра и министерства иностранных дел, министра обороны и т.д. Наличие подобного нормативного плана впервые создает условия для определения функции и деятельности служб разведки и контрразведки.

Хорошо понятно, что, не развертывая представлений, например, о действиях и "игре" России - корректной, стратегически выверенной - в ситуации формирования однополюсного Pax Americana, сложно вообще что-то сформулировать о деятельности российской разведки и контрразведки.

Но необходимо ответить в рамках выдвигаемого проекта на ряд весьма существенных вопросов.

Первый вопрос (геополитический) заключается в том, в каком виде выгодно существование России и околороссийского пространства, исходя из политической коньюнктуры и всемирной истории, крупнейшим мировым державам: США, Великобритании, Израилю, Франции, Германии, Японии, Индии и Китаю, а также их международным иинститутам. Причем вопрос о форме и виде существования России может рассматриваться in grosso, но точно так же и дифференцированно по различным сферам или секторам - политическое устройство, экономико-хозяйственный потенциал, тип самоидентификации россиян; более детально в области технологического развития, освоениия структур жизни на Российском Севере и Дальнем Востоке (это, как вы понимаете, и есть вопрос территориальной целостности России), но также и более детально с точки зрения различных групп в этих странах, например, представители финансового капитала в США - это одно, а представители промышленного капитала -это совсем другое. На определенном уровне анализа возникает необходимость перехода от прогнозно-аналитической формы к проектной, предполагающей организацию собственного действия России и использование методов системной дипломатии, замыкающей в единый паттерн четыре-пять действий одновременно в нескольких разных точках.

Примечание. Очень важно учитывать, что Россию уже не пустили в финансовый и геополитический клуб, возглавляемый "семеркой". Существует достаточно много экономических, психолого-экономических теорий, как в этот клуб допускаются новые члены. Одни из самых последних теорий состоят в том, что за участие в "играх", даже вокруг этого клуба, новый член клуба должен платить серьезный взнос. У России был серьезный шанс попасть в клуб, заплатив за это демонтажом коммунистической партийной системы (на что намекал несколько раз А.Н. Яковлев). Но сейчас этот шанс упущен. Возникает оособая ситуация анализа действий контрагентов, не пускающих Россию в этот клуб.

Второй вопрос (ресурсно-экономический) связан с анализом условий сохранения контроля за потенциалом России и всех типов ее ресурсов: сырья, технологий, знаний, научных кадров, территории. Определение условий, при которых утечка или разрушение потенциала грозит безопасности России, точно так же является очень важной задачей.

Третий вопрос (политологический) связан с анализом судеб российской государственности с точки зрения трех основных политических сил, образующих своеобразную политическую матрицу: социал-демократы (большевики как конкретный тип развития (или вырождения?) с-д), либералы-"западники", монархисты-"славянофилы". Конфигурация этих сил образует на данном историческом этапе устойчивую структуру российской государственности.

Четвертый вопрос (культурно-национальный): национальная и национал-конфессиональная проблематика. Деструктивный способ влияния на российскую государственность идей "культурной автономии" Бауэра, технологий развала мультинациональных государств, полученных в ситуации распада Австро-Венгрии, ленинского конюнктурного тезиса "о праве наций на самоопределение вплоть до отделения", сталинского принципа создания национально-территориальных автономий. Специального анализа требует вопрос о формах взаимодействия на территории России и государств СНГ между основными мировыми конфессиями, а также религиозными группами, а также формах управления сдвигом баланса в этих интерконфессиональных взаимодействиях (например, первые подходы к исламизации Чувашии - и даже Бурятии и Якутии! - через изучение турецкого языка и турецкой культуры в соответствии с инициативами фонда Сороса).

Пятый вопрос (социологический) касается анализа изменяющейся структуры российского общества, форм и тенденций расслоения общества, грозящих катастрофой, и, наоборот, устойчивых систем социальной матрицы, поведения различных социальных групп и прослоек в экстремальных и оптимальных условиях. Принципиальным является вопрос об описании реформ как своеобразных "правил игры" между разными социальными группами. Очень важен также вопрос устойчивости социальных структур с точки зрения темпа инноваций, нововведений, реформ.

Шестой вопрос (информационный) касается способов государственного контроля за информационным полем с точки зрения как захвата отечественного информационного ресурса, так и внедрения своеобразных информационных вирусов - средств символизации и концептуализации.

Седьмой вопрос (криминологический) связан с анализом условий действия криминальных групп, при которых исчезает как таковая государственность в результате коррупции и захвата позиций управления финансовыми потоками.

На наш взгляд, очень важным является анализ возможных проектов государственно-национальных катастроф (которые, может быть, никто пока и не реализует) типа: уничтожение традиционной российско-русской идентичности; исламизация и протестантизация России; превращение России в свалку экологически грязных производств; алкоголизация, наркоманизация населения и пр.

 

  Методы, выделяемые для информационного банка систем разведки и контрразведки

Системная организация методов может строиться по трем основаниям: с точки зрения предмета работы - государственной и общественной безопасности, с точки зрения выделения средств мышления и действия разведки и контрразведки и исходя из уже существующих технологий информационного анализа, составления прогнозов, проектов и сценариев.

Начнем с последнего. На сегодняшний день очень сильным является метод проведения интердисциплинарной полипрофессиональной работы, обеспечивающей решение конкретных проблем -организационно-деятельностные игры, консультации по стратегическому планированию (аналоги за рубежом - think tank, consensus opinion conference, brain storming, synectics, метод погружения).

Основные технологии работы организуемых полидисциплинарных коллективов, участники которых говорят на разных "концептуальных языках", - это: анализ ситуации, составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов, разработка стратегий рефлексивного управления (на основе переработки методик В.А. Лефевра), проектирование решений, сценирование ситуаций действия (построение сценариев действия). Результативность деятельности игрового коллектива определяется возможностью воспроизведения в игре способов действия, а также структур мышления и рефлексии противника (противоборствующей стороны).

Очень важной является работа по выявлению и описанию методов мышления и деятельности различных мировых систем разведки и контрраззведки. Несмотря на поверхностный и, казалось бы, примитивный характер данной задачи, она - мы уверены - по-настоящему никем не выполнялась. Поскольку для ее решения необходимо владеть средствами системо-деятельносного анализа для того, чтобы выявить формы организации мышления и деятельности разведки и контрразведки: способы категориальной организации сознания, способ работы с целевыми структурами, типы схематизации и обобщений и т.д., а также описание всех типов мыследеятельности различных подразделений разведки и контрраззведки. Только выявление уже имеющихся в практическоситуативном арсенале средств и способов мышления и деятельности позволяет ставить вопрос о развитии профессиональной деятельности при разрешении нестандартных ситуаций.

Поскольку деятельность разведки и контрразведки осуществляется в условиях противоборства государства с другими государственными, институциональными и групповыми субъектами, очень важными являются методы вычленения целей и интересов противодействующих сторон. Именно для решения этой задачи и должен осуществляться системный сбор и анализ информации, который имеет свою собственную методологию. Итак, не сбор любой информации на всякий случай, но восстановление целей, интересов и ориентаций контрагента по отношению к России.

Особый интерес предтавляет метод слабых звеньев или, иначе, - метод катастроф, нацеленный на предвидение возможных ситуаций катастроф, угрожающих гибелью Российской государственности. Подобные ситуации могут специально прогнозироваться и сценироваться в определенный период.

Совершенно особую группу методов - назовем ее условно"группа методов за чертой " - представляют так называемые оккультные методы разведки. Они связаны, с одной стороны, с подготовкой на основе медитативной практики профессионалов к достижению "высоких " непсихофизических (но измененных, трасформативных) состояний сознания, а с другой стороны, с использованием при решении специальных задач людей, имеющих сверхспособности. Находясь в трансформативном состоянии сознания, лицо способно на генерацию особых гипотез, предвидение предстоящих событий, на неожиданные переструктурации смыслового поля, на установление нестандартных контактов. Одним из методов оккультной разведки является вступление в контакт с сознанием заданного лица и считывание информации в его сознании. Подготовленный человек начинает медитировать на это лицо, конкретно и четко восстанавливая ситуацию, в которой находится предмет его интереса, вступая затем с ним в контакт. Как бы мы ни относились к вопросу о том, существует или нет контакт сознаний на расстоянии, - оккультист, осуществляющий контакт порождает имагинативное (связанное с воображением) знание - например, как ведет себя данное лицо. И это имагинативное знание может быть использовано предметно-натуральным, а отнюдь не оккультным образом -то есть как ввести в поле поведения данного лица конкретного (живого) агента. Известно, что США последние пять лет специально собирали религиозно одаренных людей (буддизм, даосизм, высокая йога) и вели работы по измененным состояниям сознания, а также по созданию психотронного оружия.

 

  Резюме

Основным предметом разведки является сопоставление стратегических целей России и фактическое опережение-отставание других стран, корпораций и обществ по разным линиям. Поэтому очевидно, что надо строить и отслеживать матрицы авангардных практик и наук, коллективов-носителей задолго (со значительным опережением) до того, как новые идеи переносятся в конкретно-промышленную форму и доводятся до конкретных изделий и услуг, до товарной формы. Где в первую очередь "проклевываются" новые практики и науки - в неинституализированном пространстве "творчества". Предлагаем за счет задания особого, принципиально нового понятия образования (как универсального механизма общественного развития) - начинать концентрировать, загонять зародыши новых наук и практик в особым образом институализированную практику образования. Конкретно, необходимо построить в России, в странах СНГ и в зарубежных странах (кстати, здесь возмножно использование гигантской собственности СССР за границей) разветвленную сеть конгресс-отелей авангардных практик образования и развития. В данных конгресс-отелях необходимо будет организовать систематические и непрерывные подготовки и анализ аванградных практик образования и социально-культурного развития в целом (искусство, видео, обеспечение здоровья, прорывные промышленные линии, технологии формирования и развития команд и пр.).

 

  Примечания

Георгиев Иван Петрович - публицист. [В текст]