|
От
|
Владислав
|
|
К
|
Саня
|
|
Дата
|
09.02.2004 04:18:27
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Re: О советском...
Приветствую!
>Будете смеяться, Роман, но помимо всего прочего это ИМХО результат (побочный или прямой) действия идеологов типа Суслова.
Вполне возможно. Скорее всего, так оно и было. Но так ли уж тов. Суслов был неправ?
>Автомобиль - это роскошь.
Да.
>Автомобиль - средство самостоятельности,
Идеологический штамп в чисто американском патетическом стиле. Вместо первого слова можно поставить любой другой предмет ;-)
>средство нетрудовых доходов итп.
Да. Но помимо автомобиля существовала масса других способов получения нетрудового дохода. Тем не менее, государство не проводило массовой высылки населения из курортных местностей под предлогом того, что тамошние жители сдают жилье на лето :-)
>У нас же нельзя было делать "общеупотребительные" автомобили с максимальной скоростью более 160 км/ч - а вдруг гаишник не догонит :)
А часто ли вам СЕЙЧАС встречаются водители, ездящие с такой скоростью? И много ли в стране дорог, на которых это возможно?
>И на "Волги" были квоты итп. Так что вопрос в значительной степени ИМХО тупоумно-идеологического плана. Руководили те же люди и в 30-е и в 50-е и в 70-е. Ну и...
Кстати, замечу, что в 30-е годы понятия "нетрудовых доходов" не существовало. Вон, фермер Ферапонт Головатый на свои нетрудовые доходы пару танков как-то купил :-)
Нет, наши идеологи 50-х и 60-х были вовсе не столь тупоумны, как вам кажется. Вплоть до конца 60-х годов граждане СССР хорошо знали, что они живут в БЕДНОЙ стране. И власти это знали тоже, поэтому главной целью ставили обеспечить жителей страны НЕОБХОДИМЫМ. Официальными признаками благосостояния считались телевизор, холодильник, стиральная машина, в конце концов -- квартира (ОФИЦИАЛЬНЫЙ лозунг: "каждой семье -- отдельную квартиру"). А вот личный автомобиль, несмотря на крылатую фразу Ильфа и Петрова, продолжал восприниматься как нечто не-необходимое, допустимое только после удовлетворения более насущных потребностей. Безусловно, в этом были и издержки -- даже дешевенькая роскошь воспринималась как роскошь (во многом подсознательно), и поэтому массовое производство дешевого и НЕДОЛГОВЕЧНОГО, но яркого ширпотреба тормозилось в пользу более полного обеспечения крепкими и нужными, но при этом неказистыми вещами (красота -- тоже излишняя роскошь).
Да, это была ошибка -- массовое производство яркого и дешевого ширпотреба не потребовало бы особых затрат. Но резкое, на 180 градусов перемена официального идеологического вектора привела к куда более тяжелым последствиям. С начала 70-х советскому человеку вдруг начали объяснять, что он живет в богатой стране. А он радостно поверил. Мерилом благосостояния сдалался автомобиль, а также горы хрусталя в сервантах, ковры, ряды купленных из-под прилавка "Дюмов" и "Гюгов" (с) на импортных книжных полках, и другие вещи -- дорогие, но не так уж необходимые в быту, часто приобратаемые только ради престижа. И в то же время быстрого и массового снабжения страны яркими шмотками и самой дешевой "роскошью" власти наладить так и не удосужились -- или наладили с очень большим опозданием. (Кстати, в начале 80-х бешеный спрос на личные машины на какое-то время пропал вообще -- помню, родители купили новую машину и долго не могли продать свой старый "жигуль" 10-летнего возраста).
В конце концов получили результат -- халявщика, искренне уверенного, что ему что-то недодали ("в Америке есть -- почему у нас нету?"). А озлобленный халявщик будет посильнее цунами... Кстати, самое смешное -- большая часть сегодняшнего яркого ширпотреба, которым завалены лотки и прилавки, сдалана в коммунистическом Китае. И ничего, китайцам идеология не помешала...
Что же касается личного автомобиля -- то вот мне он нафиг не нужен. Как и очень многим. А изготовлять дорогую и ненужную вещь, которая будет куплена только ради престижа -- бессмысленное расточительство ресурсов, которых на планете не так уж много... ИМХО
С уважением
Владислав