От GAI Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.02.2001 17:28:15 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; Армия; Версия для печати

История про Маргелова

В одном из старых номеров "Солдата удачи" нашел статью о командующем ВДВ Маргелове.Там описывается такой вот эпизод:

Дело было в 1939 году, в Западной Белоруссии, незадолго до парада в Бресте войск союзников — Советского Союза и Германии. Разведуправление Белорусского фронта получило указание из Москвы добыть у немцев секретный противогаз. Задание было очень ответственное — от разведчиков требовалось сработать чисто, не оставляя следов, а времени на подготовку операции практически не отводилось.
После обсуждения кандидатуры выбор пал на начальника разведки дивизии капитана Маргелова. «Капитан
— командир боевой, смекалистый, дерзкий, пусть попробует, а вдруг с ходу у его ребят получится. А тем временем тщательно подготовим еще несколько групп разведчиков, для подстраховки»,
— рассудили в вышестоящем штабе.
«Капитан, или грудь в крестах, или голова в кустах. В общем, задача вам ясна, приступить к выполнению немедленно, — приказал командир дивизии. И, понимая смертельную опасность и большую ответственность, выпавшую на долю уважаемого им молодого командира, добавил: — Готов оказать вам всяческое содействие... Ваш доклад жду через час».
Поскольку времени на подготовку к выполнению задания не было и зная о том, что к немцам направляются начальник штаба и начальник особого отдела дивизии, отец, тщательно все продумав, доложил командиру дивизии решение. «Задача деликатная, для ее выполнения требуется один человек, но с хорошим прикрытием, — сказал он. — У меня есть дерзкие, хорошо подготовленные разведчики, но тем не менее прошу разрешить выполнение задания мне лично. Я отправлюсь вместе с начальниками в расположение немецких войск для раздела территории, а там — буду действовать по обстановке. Одновременно в своем батальоне ставлю задачу подчиненным по отработке операции».
Командир дивизии пожал капитану руку и приказал готовиться в путь. «Машина через полчаса, о вашем задании начальники будут знать, но помочь не смогут. Вся ответственность — на вас. Удачи, капитан. Я буду ждать вашего возвращения, но, если попадетесь немцам, рассчитывайте только на себя».
Переговоры продолжались уже не первый день. Дело шло по намеченному плану. Наконец на столах появилась закуска, выпивка. Начались тосты, о которых отец потом вспоминал с горькой усмешкой. Все это время он незаметно наблюдал за тем, что происходит вокруг. Вдруг он увидел, как мимо открытой из-за жары во двор двери прошли двое немецких солдат с нужными ему противогазами.
Притворясь слегка пьяным и изобразив смущенную улыбку, отец попросил разрешения у начальника штаба выйти «до ветра». Присутствующие заулыбались, отпуская шутки в адрес слабака, и позволили ему идти.
Нетвердой походкой капитан направился в сторону походного сортира, где заметил «своих» немцев. Один из них как раз входил внутрь, другой остался на улице. Отец, покачиваясь и улыбаясь, подошел к нему и, как бы не удержав равновесия, упал в его сторону... ножом вперед. Потом, срезав противогаз и прикрываясь убитым, ввалился к его приятелю. Трупы сбросил в отхожее место и, убедившись, что они затонули, вышел наружу. Забрав оба противогаза, он незаметно добрался до своей машины, где их и спрятал.
Вернувшись к «столу переговоров», выпил стакан водки. Немцы одобрительно загудели и стали предлагать ему выпить шнапса. Однако наши командиры, поняв, что разведчик дело выполнил, стали прощаться. Вскоре они уже катили обратно.
«Ну что, капитан, добыл?» «Целых два», — похвалился отец. «Но ты не забудь, что мы тебе помогали...как могли», — сказал особист и рыгнул. Начальник штаба промолчал. За окнами быстро проносились деревья, впереди
— речушка. Машина въезжает на мост и... вдруг взрыв.
Когда отец пришел в себя, он почувствовал острую боль в области переносицы и левой щеки. Провел рукой
— кровь. Огляделся: все убиты, машина в воде, мост разрушен. Ясно — подорвались на мине. И тут он увидел, как из леса по направлению к машине скачут всадники.
Заметив шевеление, они с ходу начали стрелять. Превозмогая боль, отец отстреливался. Сбил головного всадника, затем — следующего... Кровь заливала глаза, мешала вести прицельную стрельбу.
И тут немцы, услышав стрельбу, пришли на помощь. Отбив атаку, как потом выяснилось, польских партизан, они отвезли русского капитана в госпиталь, где немецкий хирург прооперировал ему переносицу.
Когда его привезли, окровавленного, в бинтах, в расположение нашей дивизии, он сразу попал в руки НКВД. Вопросы были как раз по случаю: «Почему один остался живой? Почему привезли немцы? Почему они оперировали тебя, капитан?» После этого — трое суток томительного ожидания в подвале, пока сотрудники НКВД по показаниям отца не извлекли из отхожего места трупы немецких солдат с обрезанным креплением противогазов и не убедились, что пули в телах убитых нападавших всадников были выпущены из его маузера.
Освобождая его, старший опер в звании старшего лейтенанта, стиснув зубы, прошипел: «Иди, капитан. На сей раз, считай, тебе повезло». Никакой благодарности за выполнение задания отец не получил, зато уж с друзьями как следует отметили «свободу» в местном ресторане. Шрам на левой щеке остался памятью тех дней на всю жизнь...

Это как,на самом деле было,или байки ?