От т-Ты Ответить на сообщение
К All
Дата 09.01.2004 03:00:17 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы; Армия; Версия для печати

Оборудование госраницы в инженерном отношении

- Товарищ полковник, что входит в сферу деятельности инженерных служб и подразделений Северо-Кавказского регионального управления?

- Задач, которые выполняют и инженерный отдел, и инженерные подразделения, много, но на текущий момент можно выделить четыре основных. Первая - наиболее актуальная в условиях контртеррористической операции на территории Чечни - инженерная разведка местности и объектов, сопровождение колонн. Вторая -фортификационное оборудование пограничных застав и отрядов, другими словами - строительство оборонительных сооружений. В прошлом году основные работы по фортоборудованию нами выполнены, личный состав пограничных застав и подразделений к зиме подошел подготовленным. Третья задача, стоящая перед нами, - строительство и возведение инженерных заграждений, в том числе и минновзрывных. И четвертая - строительство и содержание дорог и мостов. Это задачи, на которые направлены основные усилия.

На других, более спокойных участках границы выполняем задачу по строительству рубежа основных инженерных сооружений: сигнализационной системы, контрольно-следовой полосы и дорог. Кроме того, осуществляем радиолокационное прикрытие морского побережья.

- Вячеслав Михайлович, отличаются ли проблемы инженерного обеспечения границы советского времени от нынешнего?

- Во времена СССР основные усилия были сосредоточены на возведении рубежа основных инженерных сооружений, рубежа прикрытия, сигнализационном и радиолокационном прикрытии границы. Для этого строились сигнализационные комплексы, контрольно-следовые полосы и дороги, стационарные посты технического наблюдения. Сейчас, как я уже сказал, нас больше волнует фортификационное оборудование, инженерная разведка, которая раньше не была столь актуальной, содержание и ремонт дорог, строительство заграждений. То есть акцент в деятельности инженерных подразделений сместился.

- Участок границы в зоне ответственности СКРУ за последние годы претерпел большие изменения. С чем инженерам пришлось столкнуться при обустройстве новой границы?

- Да, за исключением Новороссийского и части Сочинского погранотрядов, все остальные перешли на новые рубежи. Мы столкнулись с проблемой обустройства войск. Заставы выставлялись на новых местах, и нужно было в первую очередь сделать подъездные пути к ним, возвести оборону. Плюс к этому каким-то образом прикрывать границу, используя технические средства -самые простые сигнализационные приборы, радиолокационные станции. Все это происходило в условиях недостаточного финансирования, поэтому тогда пришлось несладко.

Сейчас большая часть подразделений обустроена, перед ними поставлены задачи по наращиванию инженерного оборудования границы. В летнее время ближе к линии границы выставляются временные пограничные посты, что, естественно, требует строительства этих самых ВПП, подъездных путей, организации обеспечения постов и т. д.

- На ваш взгляд, на сколько процентов оборудована новая граница?

- Для того чтобы определить процент, нужно знать, какие сегодня требования предъявляются к границе, и факторы, мешающие стопроцентному оборудованию границы. Таких факторов два.

Во-первых, нехватка средств на инженерное оборудование границы. Во-вторых, специфика участка границы регионального управления. Она такова, что рубеж основных инженерных сооружений мы можем оборудовать не везде. Мы не можем, например, в горах сделать границу, как говорится, классической. Но там, где местность позволяет строительство рубежа основных инженерных сооружений, мы его строим.

Что касается радиотехнического прикрытия побережий Азовского и Каспийского морей, то по большим целям моря у нас прикрыты.

Другими словами, мы наращиваем инженерное оборудование границы. А процент определить трудно, потому что трудно сказать, какая сейчас граница должна быть, в частности по Главному Кавказскому хребту. Необходимо также учитывать, что делимитация границы до сих пор не произведена, да и граничим мы в основном со странами Содружества. Это вносит определенные коррективы.

- Вячеслав Михайлович, вы затронули, пожалуй, самый больной для армии вообще и для погранвойск в частности вопрос - отсутствие стабильного и полного финансирования. Как это сказывается на оборудовании границы?

- Мы самостоятельно ничего заменить не можем - например, аппаратура сигнализационных комплексов, радиолокационные станции поставляются из ЦА ФПС. Единственная проблема в том, что выделяется недостаточное количество денежных средств, вследствие чего мы не можем в местах дислокации частей приобретать достаточное количество материалов для возведения необходимых сооружений. А конструкций промышленного изготовления не поступает, да и завезти их в горы - проблема. Поэтому многое делаем из подручных материалов - дерева, земли, камня. Мосты строим из того же. Но я бы не сказал, что Москва нам ничего не дает: наше управление находится в таком регионе, что значительные усилия центрального аппарата ФПС России направлены сюда. Но даже при всем этом технических средств поступает недостаточно. Стареющей технике своевременной замены нет. Мы стараемся продлить срок ее эксплуатации.

- Но ведь когда-нибудь все равно техника свой ресурс выработает окончательно...

- Поставки в минимальном количестве все же идут. К нам приходят новые станции, более совершенные, с улучшенными тактико-техническими данными. Сейчас мы проводим эксперимент на участке Новороссийского отряда по созданию автоматизированной системы радиолокационного наблюдения. Задействованные в этом эксперименте станции совершенно новые.

А такой ситуации, когда выйдет из строя вся техника и заменить ее будет нечем, быть просто не может. Насколько я знаю, принятие на вооружение новых образцов современных технических средств планируется.

- Товарищ полковник, в связи с увеличением протяженности морского участка границы изменилось ли направление деятельности инженерных подразделений?

- Практически не изменилось. Как раньше строились стационарные посты технического наблюдения, так строятся и сейчас. На Каспийском море мы оборудовали девять постов. Теперь строим на Азовском. Конечно, посты сейчас не такие, как раньше. Тогда они были двухэтажные, основательные, а сейчас попроще: в Дагестане, например, мы вынуждены были делать ПТН в полевом варианте, на основании вагончиков. Задача на море осталась прежней - радиотехнический контроль за 12-мильной зоной, за зоной регулируемого рыболовства. А вот объем работы увеличился. Как известно, с 1997 года на пограничников возложена задача по охране морских биологических ресурсов. В период нереста проводятся пограничные операции, в ходе которых нагрузка на посты технического наблюдения значительно увеличивается. Пока с задачей мы справляемся.

- В чем заключалось участие инженерных подразделений в специальной пограничной операции "Аргун"?

- Надо исходить из того, что инженерное обеспечение - это вид боевого обеспечения. Соответственно основные усилия и инженерного отдела, и всего регионального управления были направлены на инженерное обеспечение этой операции. В ходе формирования Итум-Калинского пограничного отряда были сформированы и инженерные подразделения. В операции "Аргун" участвовали группы минирования не только СКРУ, но и других региональных управлений. Была оказана помощь и со стороны Министерства- обороны как специалистами, так и инженерным вооружением. В задачу сформированных инженерных подразделений входили в первую очередь инженерная разведка, фортификационное оборудование мест дислокации подразделений, строительство заграждений и конечно же дорог и мостов. Усилий затрачено было много.

- В ходе этой операции приходилось ли выполнять такие задачи, сталкиваться с которыми ранее не доводилось?

- Конечно. Например, инженерная разведка на предмет наличия мин и взрывоопасных предметов при проводке колонн, резервов, выборе места расположения подразделений.

Или возьмем фортификационное оборудование. Раньше оно производилось не такими быстрыми темпами, на нужды фортоборудования выделялись специальные конструкции для огневых сооружений, для защиты личного состава и т. д. В Чечне же пришлось использовать местные материалы и в очень короткие сроки завершать фортоборудование мест дислокации подразделений. Кроме того, резко возросли объемы по строительству заграждений, по прикрытию подступов к заставам.

- При походе русского царя Ивана IV в 1552 году на Казань использовался отряд "посошных людей". Историки говорят, что он является одним из первых отрядов обеспечения движения. Можно ли сказать, что нынешние инженеры выполняют такие же функции, что инженерные подразделения в ходе операции "Аргун" шли первыми?

- Инженер-специалист всегда идет впереди. Я уже говорил, что инженерная разведка организуется при любом выдвижении колонны или пограничного наряда. В составе этого подразделения всегда есть специалист инженерного профиля - сапер. Он, естественно, идет впереди, проверяя местность на наличие мин. Принцип остался тот же. При любом выдвижении колонны, подразделения создается отряд обеспечения движения.

- Что у вас как начальника отдела вызывает наибольшую обеспокоенность?

- Самый сложный участок - это чеченский участок российско-грузинской границы. Первый этап прошел, подразделения выставлены, оборудованы места их расположения. Сегодня перед нами встала новая задача - оборудование собственно границы. Основная проблема - строительство дорог. Часть подразделений обеспечивается исключительно с помощью пограничной авиации, к ним нужно пробивать дороги. Я думаю, основные усилия будут сосредоточены на развитии дорожной сети и возведении мостов.

На Азовском и Каспийском морях будем развивать систему радиолокационного наблюдения. На сегодняшний день мы полностью прикрыли границу по большим целям, теперь необходимо создавать прикрытие по средним и малым целям.

Кроме того, будем оборудовать классические рубежи там, где позволяет местность, тем более что эти участки наиболее благоприятны для нарушителей границы. Я имею в виду сочинское и дагестанское направления.

- На каких направлениях оборудование границы не вызывает тревоги?

- Прежде всего это Новороссийский отряд. У него развитая, сложившаяся за долгие годы структура. В отряде грамотно эксплуатируются инженерные средства. Поэтому именно там проводятся испытания новых технических средств охраны морского побережья.

Неплохо работают по развитию системы радиолокационного наблюдения инженеры Каспийского отряда. Там идет строительство новых постов технического наблюдения, в том числе и в полевом варианте.

В Черкесском отряде хорошими темпами строят временные пограничные посты и подъездные пути к ним. Хунзахский отряд неплохо справляется с обустройством подразделений и фортоборудованием, внедрением технических средств охраны границы.

В последнее время подтянулся Дербентский пограничный отряд. Там развернут большой фронт работ по строительству рубежа основных инженерных сооружений.

Вообще у нас нет таких пограничных отрядов, в которых не ведется работа нашего профиля. Конечно, проблемы есть, но они решаемы.

- Коснемся кадрового вопроса. К вам приходят уже подготовленные офицеры или их приходится переучивать на месте?

- Система обучения со времен советской власти практически не претерпела изменений. Как тогда, так и сейчас, выпускаются специалисты разного профиля - саперы, радиолокаторщики и т. д. Специалисты, прибывающие в наше региональное управление, в принципе отвечают предъявляемым требованиям. Проблема в другом. Значительная часть молодых офицеров не заинтересована в службе и любыми путями старается уволиться. Это создает некомплект офицерского состава.

Но есть и желающие служить. Происходит естественный отбор: кто хочет служить, становится неплохим специалистом, а кто не хочет - увольняется.

- О ком из своих подчиненных вы можете сказать добрые слова?

- Хороших людей и грамотных специалистов у нас много, всех перечислять просто времени нет. Поэтому поблагодарю за службу лишь некоторых: моего заместителя полковника Васильева Василия Ивановича, начальника службы подполковника Пархоменко Игоря Борисовича, старшего офицера отдела подполковника Бурячинского Александра Дмитриевича. В ТО "Махачкала" - майора Пославского Вячеслава Зиновьевича. Следует отметить ряд начальников инженерных служб пограничных отрядов, которые являются примером для своих подчиненных. Это начальник инженерной службы Сочинского погранотряда подполковник Рыбин Александр Евгеньевич, начальник службы Черкесского погранотряда подполковник Коломиец Андрей Иванович, начальник службы Хунзахского отряда капитан Корда Сергей Николаевич, начальник службы Дербентского отряда майор Лепеев Эдуард Владимирович.

Не могу не поблагодарить командование Ипатовской школы сержантского состава во главе с ее начальником подполковником Филипенковым Валерием Николаевичем.

Есть хорошие специалисты и среди командиров рот, командиров подразделений, есть грамотные люди среди прапорщиков и контрактников. Они способны выполнить любую задачу. А это глав