От Константин Федченко Ответить на сообщение
К Kalash Ответить по почте
Дата 09.01.2004 16:51:18 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

(3)

> Еще садились опаленные огнем истребители первого эшелона, а навстречу им уже шли скоростные бомбардировщики "СБ" и пикировщики "Пе-2" под прикрытием "Чаек", на две тысячи метров выше - "Ил-4", а с превышением еще в километр - три полка "ЛАГГов" и "МИГов".

Полков Чаек, ЛаГГов и МиГов для этих задач уже нет - они ввязались в бой сразу. Если же считать, что по произволу автора (заранее - время-то у него есть) вся авиация округа перетасована, так что на аэродромах первой линии не было ни И-153 ни МиГ-3, а находились они все за пару-тройку сотен километров от границы - результат первого столкновения будет таким же тяжелым, каким был в реальности. Ибо из наличных готовых к вылету пяти сотен истребителей встретить противника смогут только около 200 И-16.
250 И-152 и "Чаек" И-153 будут (по сценарию автора) прикрывать три с половиной сотни СБ и Су-2 (Пе-2 так и останутся без экипажей на земле, да и было их 54 штуки - новых, но без экипажей).
64 исправных и имеющих экипажа МиГа (полк с бору по сосенке) обеспечат слабенькое сопровождение для 250 дальних ДБ-3, ДБ-3ф (автор упорно разделяет ДБ-3ф и Ил-4, хотя они одно и то же). Только вот как они их будут сопровождать? ДБ базируются глубоко в тылу, (Смоленск-Курск), им до цели выходить - пара часов. Придется заранее планировать точку встречи (чтобы иметь запас действий против аэродромов противника - где-то у границы), значит, МиГи должны будут ждать и кружиться где-то в довольно опасном для ожидания районе.
Кроме того - если эти события просходят на самом рассвете, практически в утренних сумерках - самолеты, вылетающие заранее, будут вылетать в сложных погодных условиях. Возможно, часть вылетов придется просто отменить, потому что большинство пилотов просто не смогут вылететь в темноте (к ночным полетам в общем и целом готовилась одна эскадрилья на полк).


> Все дальнейшее происходило как на плохих учениях, где заранее расписаны победители и побежденные.
> Взлетевшие на прикрытие своих избиваемых бомбардировщиков "мессеры" в упор наткнулись на волны "СБ" и ввязались в бой с "Чайками". Известно, что "Мессершмитт" превосходит "Чайку" в скорости на полтораста с лишним километров, но тут бой диктовался скоростями "СБ", и верткие бипланы, по маневру явно переигрывая немцев, при необходимости легко уходили под защиту огня своих бомбардировщиков.

Во втором воздушном флоте - три с половиной сотни истребителей. Никакое преимущество по маневру не поможет и прикрытие слабым оборонительным огнем трехлинейных пулеметов СБ не поможет - слишком велико преимущество противника в числе, тактике, силе вооружения. Ме-109 просто не будут ввязываться в невыигрышные тесные схватки, довольствуясь результативным отстрелом зазевавшихся СБ и И-153 с большого расстояния и на большой скорости.

> И пока воздушная карусель, стреляющая, ревущая моторами и перечеркнутая сверху вниз дымом горящих машин над самой землей медленно (триста пятьдесят километров в час) смещалась к западу, группы "Ил-4" и "ДБ-Зф" почти незамеченными проскочили выше и накрыли бомбовым ковром аэродромы, где только что приземлились остатки первой волны немцев.

Чтобы произошло такое невероятное совпадение по времени - необходимо всеведение о действиях противника и всемогущество в отношении своих действий. Автор, безусловно - всевластен в пределах своего текста. Однако в реальности так быть не могло. Произошло бы самое вероятное - часть дальних бомбардировщиков отклонилась бы от цели, часть была перехвачена противником и рассеяна (не имея достаточно сильного и автономно действующего истребительного прикрытия), наконец - остаток добрался бы до каких-то из аэродромов противника (а их было много десятков в Восточной Польше), может быть, и застал бы на них самолеты, но уж наверняка встретил бы мощный зенитный огонь. В итоге, неприцельно отбомбившись с большой высоты по району аэродромов, и понеся небольшие потери, ДБ вернулись бы на свою территорию. Маловероятно, чтобы после такого массированного вылета удалось все полки собрать для выполнения задачи в течение того же и даже следующего дня.

> Всегдашней слабостью германского командования, что кайзеровского, что гитлеровского, оказывалось то, что оно легко впадало в состояние, близкое к панике, при резком, непредусмотренном изменении обстановки.
> Вот и сейчас торопливые команды снизу заставили повернуть свои истребители на парирование новой непосредственной опасности. Воздушное сражение происходило на весьма ограниченном театре, и маневр силами не составлял труда. В иных обстоятельствах это могло быть и плюсом для немцев. Не исчерпав и половины своего запаса горючего, "Мессершмитты" повернули на запад, к своим базам, рассчитывая на значительный выигрыш в скорости. И успели перехватить бомбящие с горизонта "ИЛы".
> Ловушка сработала. С высоты на немцев обрушились "МИГи" и "ЛАГГи", как раз те самолеты, которые превосходили "мессеров" по своим тактико-техническим данным, и вдобавок с полным боезапасом.

Реально же, если бы такое невероятное совпадение произошло, такое малое количество МиГов (64) не представляло бы большой опасности для шестикратно превосходящего противника (ну, пусть после кровопролитных схваток начала дня - четырехкратно)

> Наконец-то, впервые за два года, люфтваффе почувствовали, что значит воевать хотя бы с равным противником.
> И, наконец, садиться выходящим из боя истребителям пришлось как раз в тот момент, когда к цели начали подходить приотставшие "СБ".

Очередное совершенно неправдоподобное совпадение по времени.

> В подобной ситуации, наверное, за всю мировую войну оказывались только японские летчики во время сражения у атолла Мидуэй.

Не знаю, не знаю - я с ними сакэ не пил...

> Когда же ожесточение воздушных схваток на какое-то время стихло - все, кому было суждено, догорали на земле, а уцелевшие, на последних литрах бензина, садились, кто куда мог, - в очистившемся небе появились "ТБ-3", массивные, неуклюжие и медлительные, но несущие огромный по тем временам бомбовый груз. Десятки тысяч мелких осколочных бомб они стали вываливать на разворачивающиеся в боевые порядки, только что начавшие форсирование границы гитлеровские войска.

сотня ТБ-3 - это, конечно, прилично. При максимальной загрузке - 500 тонн... А если мелкими осколочными - то по две самых крупных (РРАБ-1) под каждый из них ( и у каждой зона сплошного поражения осколками - круг радиусом 20 метров). Итого сотня ТБ-3 накроет осколками примерно 500 х 500 МЕТРОВ. Маловато будет, знаете ли.

> Мотопехота на грузовиках и бронетранспортерах, забившая все прифронтовые дороги, огневые позиции открыто стоящей артиллерии, танковые колонны - такая цель, что лучше и не придумать.

Цель-то цель, но на все цели никаких бомб не хватит.

>И потери сухопутных войск, еще даже не успевших вступить в боевое соприкосновение с частями Красной Армии, оказались для немцев немыслимо большими.
> ...Есть в объективных законах войны один, не до конца, кажется, проясненный закон, по которому ничем не примечательная точка фронта вдруг становится объектом приложения главных сил противоборствующих сторон и центром лавинообразного нарастания масштабов операций. Такими точками, например, становились Верден и Перемышль в первой, Сталинград во второй мировой войнах. Упорное сопротивление на одном участке вдруг вызывает у противника непреодолимую потребность подавить это сопротивление именно здесь, потребность ничем разумным не диктуемую.
(лирическое отступление про Сталинград скипнуто)
> Вот этот иррациональный закон и заставил командование люфтваффе бросать все, что у него было, в отчаянные воздушные бои над Белостоком, далеко превосходящие по ожесточенности битву за Англию.
> Рычаговская карусель, при которой две трети истребительной авиации округа непрерывно крутились над полем боя севернее этого, не такого уж значительного города, притягивала к себе все, чем располагали здесь сначала второй, а затем и части первого и четвертого воздушных флотов.

Судя по описанному исходу событий, бросать подкрепления приходилось бы скорее советскому командованию... Хотя делать это не так-то просто - радиус действия самолета куда меньше, чем протяженность театра. И перебрасывать надо авиаполки целиком, чтобы не создавать невыносимую нагрузку на наземные службы - а такие вещи на делаются в течение нескольких часов.

>И в этом как раз и заключалась для них главная стратегическая ловушка. Прежде всего, бои шли над советской территорией, значит, наши самолеты имели лишних полчаса по запасу горючего, во-вторых, "МИГи" значительно превосходили "Ме-109" по скорости на высотах и, ходя над главным горизонтом схваток, могли безнаказанно перехватывать их тогда, когда те пытались реализовать свой главный козырь - скороподъемность и маневр на вертикалях.

На практике МиГам очень редко удавалось реализовать такое превосходство.

>На горизонталях же "И-16" и "И-153" имели серьезное превосходство.

Как правило - в случае пушечного вооружения (а это было только примерно на трети машин), боя один на один или в малой группе и хорошей подготовки пилота.

> И, разумеется, все больше и больше срабатывал тот фактор, который немцы так и не научились учитывать - безусловное моральное превосходство русского, а теперь советского солдата.

Моральный фактор автор все-таки учитывает, и это безусловно радует.

> К двум часам дня обе стороны понесли очень тяжелые потери, наверное, самые тяжелые за все известные воздушные битвы современности.

Безусловно.

>Только если учесть, что по сравнению с предыдущим вариантом истории советская авиация в первый день войны потеряла самолетов в три раза меньше, а немецкая вчетверо больше, то реальный итог выглядел совсем иначе, нежели при чисто арифметическом подходе.

На самом деле, как видим, все обстояло бы намного хуже...

>Как под Курском в сорок третьем году был сломан хребет немецких танковых войск, так сегодня, 22 июня, может и не сломался, но крепко затрещал хребет люфтваффе.

насчет Курска - это, пожалуй, передержка. Но в любом случае - это не тема для другой ветки.

> Нельзя быть сильным везде, говаривал Наполеон, а может, и Мольтке -старший. Сейчас Рычагов вполне сознательно решил быть сильным в одном месте и ни разу не позволил своим комдивам выпустить самолеты меньше, чем полком, как и учил Марков. И плоды были налицо.

Вообще говоря, главный положительный итог описанных действий - просто то, что они были (действия) - полки получили приказы, плохие ли, хорошие, и ввязались в бой. В реальности те авиачасти, которые не подверглись ударам, долгое время находились в растерянности, не имея данных о происходящем, и не имея приказов.

> К вечеру немцы почти не летали, даже на поддержку своих штурмующих границу и избиваемых с воздуха войск.

Как бы это ни было смешно, но как раз на поддержку своих войск немцы и в реальности тратили минимум усилий. И так же как красноармейцы сетовали на отсутствие в небе самолетов со звездами, так же и противник жаловался на постоянные налеты красных и пассивность люфтваффе. В этом и была доктрина блицкрига - не прикрывать свои войска, а бить вперед, по самым уязвимым местам обороняющегося.

> А на ночь у него было и еще кое-что. Тоже из других времен. Собранные по всем учебным полкам и аэроклубам две сотни "У-2" и "Р-5". Опять же по совету Маркова. Пять групп по сорок машин для непрерывного воздействия по ближним тылам осколочными бомбами и просто ручными гранатами.

Не обязательно по аэроклубам - можно было и в войсках наскрести такое число ночных эрзац-бомбардировщиков. Только вот решение это не "из других времен", а хорошо забытое старое. И обходиться на У-2 придется скорее всего только ручным сбросом - оборудовать его бомбодержателями дело не пятиминутное.

> Вот примерно с семнадцати часов 22 июня и начало проясняться то, что история все-таки перевела стрелку.

А по-моему, стрелки тут кто-то другой двинул ;-) Сталин, мол, виноват -недоглядел.

С уважением