От Константин Федченко Ответить на сообщение
К Kalash Ответить по почте
Дата 09.01.2004 15:44:13 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

(2)

> В три пятьдесят загудел телефон и представитель штаба ВВС округа из Ломжи доложил, что слышит нарастающий гул многих авиационных моторов, а вот сейчас над ним плотным строем проходят девятки бомбардировщиков. Не меньше сотни, "юнкерсы"...

Итак, в 3-50 противник уже углубился на советскую территорию не меньше чем на 10 км (расстояние до Ломжи) - при этом штабист убедился лично, что это именно немецкие "юнкерсы", и только после этого начал звонить - самолеты пролетели еще километров пять. Время пошло на минуты - за каждую минуту бомбардировщики противника (со скоростью 350 км/ч) углубляются на 6 километров, приближаясь к целям. А кто-то уже оказался над своей целью.
Можно ли было засечь приближение самолетов заранее? В принципе - да. "видимость по горизонту для неподвижного поста ВНОС в благоприятных условиях 6-8 км и слышимость 10-12 км". Это дает фору по времени 1-2 минуты.
Кроме того, в войсках имелись импульсные радиолокационные станции на автомобильном шасси - около 45 РУС-1 (дальность обнаружения 17 км) и около 30 РУС-2 Редут (95 км).

> Несмотря на то, что иного этот ранний звонок сообщить не мог, именно в ожидании такого сообщения он и сидел сейчас на своей КП, Рычагов почувствовал нечто вроде невесомости. Даже слегка зазвенело в голове. Сдернув трубку соседнего телефона, он отдал короткий кодированный приказ командиру сорок первой истребительной авиадивизии генералу Черных, за ним - командирам сорок третьей Захарову и сорок пятой - Ганичеву.

Прошли еще секунды на передачу приказа и объявление тревоги. (Кстати, номера дивизий реальные, но истребительной была только 43-я, и только она была в ЗОВО. Но это мелочи.)

>По этой команде пошли на взлет

вспомним - экипажи сидят под самолетами. Для общего взлета в составе полка нужно запрыгнуть в кабину, запустить двигатель, выстроиться в очередь на взлетную полосу (может быть - и единственную, аэродромы-то в основном полевые), а после взлета (минимум - минута) - набрать высоту (примерно километр в минуту).

>все семьсот истребителей округа - "И-153", "И-16", "МИГи", "ЯКи" и "ЛАГГи".

(ЛаГГов не было, но это мелочи.) Исправных истребителей - около 900, но на них 626 экипажей, из них в воздух подняться могут 500, остальные сидят без самолетов. Итого - из тысячи имеющихся (исправных и неисправных) истребителей половина (!) останется на земле. (И переучиванием тут проблему не решить - не переучишь - останутся новые, переучишь - старые). Если до них успеют долететь бомбардировщики противника - останутся на земле насовсем. Успеют ли?....

На то чтобы службы ВНОС засекли противника и уверенно его опознали (пролетом над Ломжей), передачу приказа по цепочке от ком. ВВС округа до пилота, на взлет, набор высоты хотя бы два километра (чтобы не быть сбитым на взлете) - уходит в описанной обстановке в общей сложности МИНИМУМ 8-10 минут. Это если очень повезет. За это время самолеты противника уже пройдут от границы 50-60 километров, и окажутся над большей частью аэродромов.

>Из Белостока, Гродно, Кобрина - сразу же, из Минска, Барановичей, Слуцка и Пинска - через десять минут. Строго по графику.

Ну, аэродромы названы не совсем верно, хотя это опять мелочи. Главное в другом:

Истребители сконцентрированы в основном в приграничной полосе - не далее 100-150 км от границы (полки 9,10,11 сад). Итак, несмотря на все меры обеспечения внезапности - большая часть аэродромов попадет под первый авианалет до того, как истребители смогут ему организованно противостоять. Большинство - это значит, скажем, что до Лиды не долетят (54 И-16, И-152).
А вот сорок третья дивизия (видимо, полюбившаяся автору) - аж за 400-450 км от границы в районе Могилева - могла поднять в воздух одновременно 81 самолет И-16 и И-153. До нее тоже не долетят.


>И тут же начали раскручивать моторы пятьсот пятьдесят бомбардировщиков "ДБ-Зф", "СБ" и "ПЕ-2".

369 СБ и Су-2, 250 ДБ-3 и ДБ-3Ф - да, примерно так.

>Три сотни тяжелых "ТБ-3" пока ждали своего часа.

и правильно ждали - их на западном направлении было всего две сотни, из них взлететь могли лишь около ста.


> Самое-самое раннее летнее утро. Когда небо на востоке уже сильно зарозовело, а на западе еще темно-синяя мгла, когда просыпаются первые птицы и начинают что-то такое высвистывать и чирикать, а припоздавшие петухи торопятся докричать свое, когда густая роса насквозь пробивает модные брезентовые сапоги и, пересиливая запахи бензина, масла и нитролака, в кабины залетает ветер, пахнущий полевыми цветами и печным дымком из ближних сел и хуторов.
> Не воевать бы в такое утро, а, к примеру, ждать первых поклевок на Нарове или Припяти...

пейзаж - красота ))

> Замолотили воздух винты, взревели на взлетном режиме моторы, прижалась к земле под тугими струями воздуха седая от росы трава. Началось!
> ...С трехкилометровой высоты в утренней мгле на фоне сплошных лесов не сразу заметны плывущие внизу, километром ниже, ровные, как нарисованные на целлулоиде планшетов, девятки "Ю-88" и "Хе-111". А потом, как на загадочной картинке, где, когда присмотришься, ничего, кроме основного рисунка, уже не увидишь, все поле зрения заполнили идущие, как на параде, бомбардировщики. Взблескивают в восходящем солнце фонари кабин, туманятся круги винтов, за плитами бронестекла-флинтгласса сидят молодые, бравые, прославленные в кинохрониках "Ди Дойче вохеншау" герои сокрушительных ударов по Лондону, Нарвику, Варшаве, Афинам, Роттердаму, двадцати пяти- и тридцатилетние обер-лейтенанты, гауптманы и майоры, кавалеры бронзовых, железных и рыцарских крестов всех классов и категорий, готовые к новым победам и очередным наградам.

все-таки майоры и гауптманы были редко ))

> Четко идут, умело, красиво. И - без истребительного прикрытия. А зачем оно?

однако на самом деле истребители тоже участвовали в первом же вылете. В том числе, естественно, и в качестве прикрытия.

>Не курносых же "ишаков" бояться, что спят сейчас внизу и которым не суждено больше взлететь. Восемьсот должно их сгореть прямо на стоянках немногих действующих, давно разведанных, вдоль и поперек заснятых аэродромов. Еще четыреста будут сбиты в воздухе пятикратно превосходящим противником.
> Так все и было.
> Поэтому, надо думать, первое, что испытали герои люфтваффе, успевшие увидеть пикирующие на них "И-шестнадцатые" и "Чайки", - удивление. Искреннее и даже возмущенное. Так ведь не договаривались!

Действительно, странно. Как мы видели раньше, с приграничных аэродромов самолеты никак не успевали взлететь, да еще и так, чтобы занять положение выше нападающих бомбардировщиков.
А истребители 43 иад от района Могилева - еще на полпути. Да даже если бы и успели - небо большое, противника еще отыскать нужно, и идентифицировать. Без радиосвязи это сложно - поэтому жертвами таких ударов могли оказаться скорее всего как раз свои же самолеты.

> Ведущий полка свалился на крыло и, прибавляя тягу мотора к силе земного притяжения, обрушился вниз. Поймав в кольца прицела крутой купол пилотской кабины вражеского самолета, откинув предохранительную скобу с гашетки, майор впервые в жизни ударил огнем четырех стволов по живому, шевелящемуся там, внутри стеклянного яйца. "Юнкерс", с разнесенным фонарем и искромсанным пулями стабилизатором, нехотя накренился, медленно опрокинулся вверх брюхом, а потом, войдя в крутой штопор, посыпался вниз так стремительно и неудержимо, будто никогда и не умел летать.
> Может быть, эти три немца, уже готовившиеся, наверное, открыть бомболюки, оказались первыми жертвами последней гитлеровской авантюры. А уже через несколько секунд среди первых убитых в этой новой войне нельзя было определить, кто погиб раньше, кто позже.

> Сто шестьдесят первый авиаполк - шестьдесят два истребителя, сто шестьдесят второй - пятьдесят четыре, сто шестьдесят третий - пятьдесят девять, сто шестидесятый - шестьдесят: вся истребительная авиадивизия неслыханного после двадцать второго июня состава (в ходе войны дивизии были меньше, чем сейчас полки) обрушилась на бомбардировщики второго воздушного флота, нанося свой внезапный и страшный удар.

Тут автор очень точно описал состав 43-й истребительной дивизии. Только вот в воздух подняться могла лишь треть самолетов - дивизия была по сути дела "школой молодняка" - на 243 исправных самолета приходился 81 пилот, готовый к полетам в простых условиях, и еще 232 - новички, только прибывшие из училищ.

>И много, наверное, проклятий прозвучало в эти минуты в эфире в адрес своих авиационных генералов, господа бога и самого фюрера из сгорающих в пламени авиационного бензина и дюраля уст героев люфтваффе.
> Наверное, происходящее можно сравнить только с тем, что должно было произойти не с немецкими, а с советскими ВВС в это утро, когда пылали забитые рядами самолетов аэродромы, и те, кто не был убит сразу, еще во сне, в отчаянии матерились, глотая слезы бессильной ярости, или пытались взлететь под огнем, зачастую даже с незаряженными пулеметами.

Увы, но все ухищрения автора с тонизирующим шоколадом и ночной полировкой самолетов не увели последовательность событий от той, которая была в реальности....

> Наверное, первым ударом было сбито не менее полусотни бомбардировщиков. Но бой потерял стройность. Если бы на "ишаках" и "чайках" были рации, если бы летчики имели боевой опыт... Но таких (испанских, халхингольских, китайских) бойцов были единицы:

Строго говоря, боевой опыт (в основном, правда, финской войны) имела почти треть летного состава истребительной авиации. И, строго говоря,на "ишаках" и "чайках" рации все-таки были - но у командиров полков и у части комэсков. И - даже в реальной ситуации при первом же налете бомбардировщики противника понесли ощутимые потери. К сожалению, число сейчас назвать не могу.

>Строй полков и эскадрилий рассыпался, каждый начал свою личную войну, хорошо еще, если ведомые не теряли ведущих. Гонялись, догоняли, сбивали, но и сами попадали под огонь кормовых, верхних, нижних блистеров, расположения которых на юнкерсах толком и не знали отчаянные лейтенанты.

обычный dog-fighting - вполне типичная ситуация при столкновении больших сил авиации в ограниченном пространстве.

> Постепенно немцы начади оправляться от растерянности. Сбиваясь в тесные группы, вывалив вниз бомбовый груз, бомбардировщики разворачивались на обратный курс, прибавляли газу, огрызаясь плотным организованным огнем. И, натыкаясь на густые потоки трасс, вспыхивали и падали вниз верткие лобастые машины - гроза испанского неба.
> Но свою задачу они выполнили до конца. Сокрушающего и внезапного удара по ничего не подозревающим аэродромам, военным городкам, местам и складам у немцев не получилось.

даже если бы у автора "все получилось" - перехватить все бомбардировщики противника, нацеленные не на аэродромы, а на другие цели - было бы невозможно, потому что их надо было еще найти, и сделать это до нанесения удара по целям.

>Генерал Захаров докладывал Рычагову через час, что его дивизия, потеряв около сорока машин, уничтожила примерно сто пятьдесят - сто шестьдесят. Потери один к четырем. По сравнению с тем, что было - десять к одному, - успех блестящий. Примерно такое же соотношение выходило и по другим дивизиям.

реально при вводной автора истребители 9, 10, 11 дивизий частично были бы застигнуты на аэродромах, частично - вынуждены были бы вести бой на взлете, в "собачьей свалке". Большинство из 500 неспособных взлететь (неисправных и не имеющих экипажей)истребителей были бы уничтожены, 400 взлетевших также несли бы тяжелые потери. Однако потери противника в таком случае тоже были бы тяжелыми, причем более тяжелыми, чем в реальности.

> Даже как итог первого дня это было бы прекрасно, а на самом деле разыгрывался только дебют.

Реально дебют немногим лучше реальности. Продолжение следует.
С уважением