От Евгений Путилов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.12.2003 11:27:17 Найти в дереве
Рубрики Спецслужбы; Версия для печати

Разведки ОВД. Бросок к Ла-Маншу.

Доброго здравия!
Окончание. Начало читайте в №1.
В период холодной войны в руководстве Варшавского договора в силу ряда причин господствовало мнение о неизбежности поражения, если в случае военного столкновения с НАТО ограничиться только стратегической обороной. Поэтому ставка делалась на широкомасштабное наступление с самыми решительными целями (вплоть до вывода из войны западноевропейских государств). Подготовка будущих наступательных операций велась со всей возможной тщательностью. Вплоть до того, что командиры отдельных частей и соединений в принципе знали, с какой конкретно натовской частью, в какой местности и примерно через какое время после начала боевых действий им придется встретиться в бою. Разумеется, роль спецслужб при подготовительных мероприятиях ко времени "Ч" невозможно переоценить. В прошлом номере мы остановились на работе разведок ГДР, ЧССР и ПНР - государств, находившихся на Западном стратегическом направлении Варшавского договора. Сегодня речь пойдет о государствах Юго-Западного стратегического направления, а также о совместной работе союзных разведок в коалиционных интересах.

Венгерская Народная Республика.

В принципе, все, что касается польских спецслужб, можно сказать и относительно венгерских. Основной венгерской спецслужбой считалась AVO - Секретная полиция. После октябрьских событий 1956 года формально она была расформирована, однако в реальности Секретная полиция оставалась существовать вплоть до конца 80-х, входя в состав МВД на правах отдельной службы. Вместе с ней в состав МВД входили Национальная полиция, Пограничная охрана и пожарная служба. В сентябре1989 года, по словам тогдашнего министра внутренних дел Иштвана Хорвача, Секретная полиция насчитывала 15 тысяч человек личного состава и выполняла функции разведки, контрразведки и охраны государственного строя. За военную разведку отвечало разведывательное управление министерства национальной обороны.
Интерес венгерской разведки распространялся на ФРГ, Австрию, Италию и американские войска в Европе. Дело в том, что согласно оперативному планированию Варшавского договора, советская Южная группа войск и венгерский корпус должны были осуществить бросок из Венгрии через долину Дуная по австрийской территории и, обойдя натовские войска в Баварии, нанести удар по их флангу и тылу. Тем временем венгерская 5-я армия в составе 8 дивизий должна была быстрым маршем через Австрию преодолеть Альпы и в результате короткой наступательной операции захватить Северную Италию. Дабы ничто не мешало походному маршу "восточных" войск на Италию, планировалось нанести серию предварительных ядерных ударов - по Вене, Винченце, Вероне, Мюнхену - всего 30 ядерных боеприпасов в первом ударе.
Судьба Австрии вызывает искреннее сожаление. Ни Варшавский договор, ни НАТО не собирались считаться с нейтралитетом этого государства. Географическое положение обрекло Австрию стать ареной противостояния. Уже в начале 50-х гг. ЦРУ проводило масштабную операцию по формированию в Австрии мощной диверсионной базы. Была создана сеть тайных складов с оружием и взрывчаткой, которой во время "Х" должна была воспользоваться агентура ЦРУ из числа австрийских граждан. Кроме того, НАТО планировало заложить ядерные фугасы на перевалах в Южной Австрии. Взрывы должны были изменить ландшафт и превратить Альпы в непроходимый вал, перекрывающий "восточным" войскам пути к Италии.
Учитывая все это, венгерская разведка приложила максимум усилий, чтобы облегчить выполнение задачи своим войскам. Значительным успехом стало формирование агентурной сети среди военнослужащих 8-й пехотной дивизии США в ФРГ. Возглавлял сеть Слайд Ли Конрад, работавший одновременно и на чехословацкую разведку. Среди переданной им информации были планы возможных операций НАТО в Центральной Европе, цели для применения тактического ядерного оружия и сведения о стратегических системах связи. Наряду с этим венгры проводили успешные операции в США, уделяя главное внимание поиску агентуры среди эмигрантов из Венгрии. ФБР смогло это выявить только после двойного провала венгерской разведки в начале 1981.
В то же время венгерские спецслужбы старательно охраняли тайны своей страны от союзников. Так, о секретных контактах Венгрии с МВФ и о зондировании ею почвы для вступления в ЕЭС в 1982 г. Москва узнала довольно случайно от разведки Штази. При этом утечка информации произошла не в Будапеште (что еще раз демонстрирует профессионализм Секретной полиции), а в Брюсселе.

Румыния.

В годы коммунистического правления в Румынии существовало две спецслужбы. Наибольшей известностью пользовался Департамент государственной безопасности МВД - знаменитая "Секуритате" (Departamentul Securitatii Statului). В функции этого департамента входили контрразведка и политический сыск. Разведкой ведал Департамент внешней информации (Departamentul de Informatii Externe - DIE), а также Управление военной разведки министерства обороны (Directia de Informatii a Armatei-DIA).
Первенство принадлежало DIE, сформированном с советской помощью в середине 1950-х гг. До начала 1960-х Румыния посылала разведчиков для прохождения двухлетнего учебного курса в Москву. Но в 1964 румынский лидер Георгиу Дей приказал свернуть сотрудничество DIE с КГБ. Румынская разведка создала собственный учебный центр в Бростени, округ Сучава.
Надежность разведки вызывала существенные сомнения. В особенности после того, как в 1978 г. в США сбежал заместитель начальника DIE генерал-лейтенант Иону Михай Пачепе (он и сейчас сотрудничает с ЦРУ, публикуя в "Вашингтон Таймс" пропагандистские статьи антироссийского характера). Поэтому DIE пережила две существенные чистки, постоянно пополняясь проверенными кадрами из Секуритате, приносившими в разведку жестокие методы тайной полиции. Убийство и похищение эмигрантов-оппозиционеров создало румынской разведке известность наиболее скандальной среди всех спецслужб государств Варшавского договора.
Постоянное стремление Бухареста вести независимую от СССР политику толкало его разведку к сомнительным операциям, наподобие обеспечения палестинцев оружием и паспортами. В начале 80-х румынская разведка установила контакты с американцами и начала торговлю образцами советского вооружения. Контролировал эти операции лично Чаушеску. В 1981 г. Румыния предприняла попытку продать в США современные танки Т-72. Дабы не допустить выхода в море корабля с боевой техникой, Черноморский флот специально провел учения возле берегов Румынии. До конца 80-х СССР предпочитал не поставлять Румынии секретных образцов вооружения. Ограничивали свое сотрудничество с Румынией и прочие участники Варшавского договора.

Справка:
Организация "Секуритате".
- Главное управление технических операций;
- управление контрразведки;
- управление надзора;
- управление IV;
- управление V;
- управление внутренней безопасности;
- управление расследований;
- служба "К";
- управление почт.



Организация DIE.
- оперативное управление, в его составе:
а) служба "D" (активные мероприятия);
б) служба "Z" (диверсионно-террористические действия);
в) бригада "SD" (300 чел., научно-техническая разведка);
г) бригада по работе в эммигрантских гругах;
- оперативно-техническое управление;
- информационно-аналитическое управление;
- Национальный центр шифрованной связи (в интересах правительства, МИД, МВЭО, МО).


Болгарская Народная Республика.

Болгарская разведка состояла из Первого главного управления "Державной Сегурности" (госбезопасности) и разведывательного управления Генерального штаба Болгарской Народной Армии. Сама "Державна Сегурность" была уменьшенной копией КГБ, включая также контрразведку, военную контрразведку, правительственную связь и политическую полицию (Шестое главное управление, занимавшееся борьбой с антикоммунистическими элементами и мониторингом настроений в болгарском обществе). Многолетним начальником Первого главного управления в эпоху правления Т.Живкова был генерал Василь Коцев. Основными объектами внимания считались Турция, Греция, Италия, Югославия и американские базы в Средиземноморском регионе.
Наиболее успешной была работа на турецком направлении. В операциях против Турции разведчики-нелегалы широко использовали жителей Южной Болгарии. Исторически здесь сформировалось мусульманское население смешанного этнического состава с большой долей турок. Усилиями коммунистической власти Болгарии это население было болгаризовано После закрытия мечетей турецкие имена и фамилии принудительно заменили в паспортах приближенными славянскими. Недовольных просто депортировали в Турцию.
Среди вынужденных мигрантов формировалась агентурная сеть. "Мигранты" из Сегурности старались осесть в европейской части Турции. Именно здесь должен был пройти так называемый Фракийский фронт турецкой армии, который болгарам надо было прорвать, взаимодействуя с десантной операцией советских войск по захвату Черноморских проливов. Источники информации болгарской разведки находились даже в штабе турецкой 1-й полевой армии в Стамбуле.
Заданием особой важности для болгарской разведки начиная с 70-х гг. стало содействие болгаро-греческому компромиссу. В 1986 г. на почве антитурецких настроений отношения Греции и Болгарии действительно начали теплеть.

Справка
Численный состав вооруженных сил государств-участниц Варшавского договора (по западногерманским оценкам на конец 80-х гг.)
СССРРакетные Войска Стратегического Назначения - 350 тыс. чел.Сухопутные войска - 1 820 тыс. чел.ВВС - 400 тыс. чел.ВМФ - 500 тыс. чел.Резерв - 25 млн. чел.Принцип комплектования смешанный.Срок службы 24/36 мес.Процент добровольцев 28.Народная Республика БолгарияСухопутные войска - 123 тыс. чел.ВВС и ПВО - 22 тыс. чел.ВМФ - 10 тыс. чел.Резерв - 285 тыс. чел.Принцип комплектования смешанный.Срок службы 24/36 мес.Процент добровольцев - нет данных.
ГДРСухопутные войска - 100 тыс. чел.ВВС и ПВО - 30 тыс. чел.ВМФ - 20 тыс. чел.Резерв - 260 тыс. чел.Принцип комплектования смешанный.Срок службы 18/36 мес.Процент добровольцев 47.
Польская Народная РеспубликаСухопутные войска - 230 тыс. чел.ВВС и ПВО - 60 тыс. чел.ВМФ - 25 тыс. чел.Резерв - 550 тыс. чел.Принцип комплектования смешанный.Срок службы 24/36 мес.Процент добровольцев 41.
Венгерская Народная РеспубликаСухопутные войска - 95 тыс. чел.ВВС и ПВО - 15 тыс. чел.Резерв - 170 тыс. чел.Принцип комплектования смешанный.Срок службы 18/24 мес.Процент добровольцев 45.
ЧССРСухопутные войска - 160 тыс. чел.ВВС и ПВО - 50 тыс. чел.Резерв - 350 тыс. чел.Принцип комплектования смешанный.Срок службы 24/36 мес.Процент добровольцев 41.
Социалистическая Республика РумынияСухопутные войска - 145 тыс. чел.ВВС и ПВО - 21 тыс. чел.ВМФ - 9 тыс. чел.Резерв - 490 тыс. чел. (с Гражданской гвардией 700 тыс.)Принцип комплектования смешанный.Срок службы 24/36 мес.Процент добровольцев - нет данных
В таблице не учтена численность сил безопасности, войск МВД, пограничной охраны, войск гражданской обороны, различных полувоенных формирований (включая партийные).

Совместные операции.

Деятельность союзных спецслужб была хорошо скоординирована. По крайней мере, они никогда не старались конкурировать или вмешиваться в дела друг друга. Это подкреплялось официальными договоренностями между спецслужбами.
Официальной датой распределения обязанностей между разведслужбами Варшавского договора считается 7-11 марта 1956 г., когда состоялась встреча руководителей спецслужб в Москве. Кроме того, существовала практика двусторонних договоренностей. Например, между Штази и КГБ официальный протокол о сотрудничестве был подписан Мильке и Андроповым 28 марта 1978 г. А последний договор о сотрудничестве между ними был заключен в 1987 Чебриковым и все тем же Мильке.



Справка
Система объединенного учета данных о противнике (СОУД)
СОУД создана по инициативе КГБ СССР. Соглашение между союзниками заключено в 1977 г., однако в полном объеме система начала функционировать с 1979 г. Поводом для ее создания стали Олимпийские игры 1980 г. в Москве, а первым заданием был сбор информации о возможных враждебных акциях заграничных спецслужб во время игр. В СОУД участвовали спецслужбы СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Монголии, Кубы, ГДР и Вьетнама. В базы данных СОУД вносились досье на враждебные организации, вскрытую агентуру, журналистов, дипломатов, атташе по вопросам культуры и коммерции, представителей судоходных и авиационных компаний - всех, кто мог квалифицироваться как носитель потенциальной угрозы социалистическому блоку. Базы данных были доступными только высшим офицерам союзных спецслужб. Информационный запрос на любое лицо или организацию обрабатывался в СОУД не более чем за 4 часа, что являлось неплохим показателем для конца 70-х годов.

История холодной войны знает много примеров, когда союзные спецслужбы проводили совместные разведывательные операции. Так, 13 марта 1953 г. офицер резидентуры болгарской разведки в Париже Райко Николаев завербовал в качестве агента скромного чиновника из французского Центра по внешнеэкономическим связям Шарля Эрню. В 60-е годы. Эрню стал министром обороны Франции и поставлял Варшавскому договору информацию исключительной ценности. Связь с ним поддерживали сотрудники парижских резидентур КГБ - Владимир Ерофеев и румынской разведки - Михай Караман.
Тесно сотрудничали между собой СССР и ГДР, закончившая к 1981г. трансформацию из разгромленного противника в важнейшего союзника. 10 сентября 1982 г. начальник Штази Эрих Мильке даже подписал соглашение с председателем КГБ Виталием Федорчуком, по которому Штази брало на себя все техническое обеспечение находившейся в Карлсхосте резидентуры КГБ в ГДР (2,5 тыс. чел.). А когда в 1982 г. в результате осады израильскими войсками Бейрута Москва потеряла связь с посольством и резидентурой КГБ в ливанской столице, в интересах СССР широко использовались возможности Штази в Ливане.
Крупнейшей в истории Варшавского договора совместной операцией союзных спецслужб стала операция "РЯН" (ракетно-ядерное нападение). В середине 1981 г. вышло постановление Политбюро ЦК КПСС, в котором формулировалось основное задание разведки: поиск военно-стратегической информации о подготовке НАТО к внезапному ракетно-ядерному нападению. Это было реакцией на жесткий внешнеполитический курс администрации Р.Рейгана. Операцию спланировал Институт разведывательных проблем ПГУ КГБ СССР, занимавшийся разработкой новых разведывательных концепций. В ноябре 1981 г. все резидентуры КГБ и ГРУ в странах НАТО, Японии и ряде других государств-союзников западного блока получили соответствующие инструкции. В них перечислялись признаки подготовки начала войны, в том числе и такие:
количество освещенных окон ночью в правительственных учреждениях и на военных базах (интенсивность работы);
перемещение интересных лиц из руководства НАТО;
информация о повышении цен на кровь в донорских пунктах, о забое скота, о повышении интереса западных спецслужб к эмигрантам из Восточной Европы;
сведения об эвакуации семей работников посольств стран НАТО, о свертывании американского бизнеса (для резидентур в Японии, Южной Корее и отдельных "третьих странах") и т.п.

Второго февраля 1983 г. все резидентуры КГБ по всему миру получили постоянное оперативное задание по выявлению фактов, свидетельствующих о подготовке НАТО к внезапному ядерному нападению на СССР. В персональных директивах резидентам был дан перечень признаков повышения боевой готовности войск противника, мобилизационного процесса и приближения кризиса.
Считается, что разведки Варшавского договора подключились к этой глобальной разведывательной операции в начале 1983 г. На самом деле соответствующие запросы были разосланы из Москвы еще в конце 1981 г. Известно, что чешский разведчик Карел Кехер, работавший в США, именно тогда по приказу из Праги сосредоточился на этой проблеме. Уже в 1982 г. он передал в Прагу (а оттуда в Москву) рейгановскую трактовку Сводного варианта оперативного плана - американской доктрины ядерной войны.
Операция "РЯН" не имеет аналогов в мировой истории спецслужб. Можно считать, что она закончилась успешно, поскольку уже в августе 1982 г. министр обороны США Каспар Уайнбергер вынужден был разослать письма редакторам ведущих газет мира, в которых открещивался от претензий на победу в ядерной войне и подчеркивал, что победителя в таком конфликте не будет. Беспрецедентная активность социалистического блока и решительные намерения руководства Варшавского договора произвели на Запад сильное впечатление. Очевидно, можно сказать, что разведывательная операция "РЯН" расчистила путь к последовавшему процессу разоружения и окончанию холодной войны. Вся документация относительно нее в СССР и России навсегда получила гриф "совершенно секретно".
Очень рельефно проявилось сотрудничество союзных разведок в совместных операциях по спасению сотрудников, попавших в беду. Иногда операции по обмену превращались в сложные многоходовые комбинации с участием сразу нескольких разведок. Так, советской разведчик, провалившийся в Южной Африке, был обменян по круговой системе. В этот обмен попал даже израильский летчик, сбитый кубинцами в Мозамбике и подключенный к обмену при помощи Штази, имевшей большое влияние на спецслужбы Мозамбика. А чехословацкий нелегал Карел Кэхэр и его супруга Анна, арестованные в США, были обменяны в Берлине на советского диссидента Анатолия Щаранского.


Разведка внутри Варшавского договора.

Между спецслужбами стран Варшавского договора существовала официальная договоренность о недопустимости ведения агентурной разведки друг против друга. Однако практика внесла свои коррективы. Кризисные ситуации в Венгрии, ЧССР, Польше, Румынии заставляли прибегать к специальным методам контроля. А разведывательная деятельность против Югославии началась уже в начале 50-х. Именно тогда резидентура ГРУ в Вене начала вербовать для этого австрийских граждан.
Так, например, в Венгрии в 1990 г. были вскрыты факты сотрудничества с советскими спецслужбами в коммунистическую эпоху двух государственных чиновников высокого ранга. В Румынии в 1972 г. был изобличен в шпионаже в интересах КГБ СССР заместитель министра внутренних дел генерал Иона Серб. По его признаниям, он был завербован задолго до этого во время своей учебы в Москве. Сегодня есть некоторые сомнения в достоверности самого факта шпионажа, поскольку "дело Серба" послужило для Н.Чаушеску поводом к большой чистке сотрудников "Секуритате" на пути к окончательному утверждению своей диктатуры. Тем не менее, с этого момента противодействие советскому проникновению стало для "Секуритате" не менее важной задачей, чем борьба с западными разведками.
В Польше совместные операции спецслужб актвизировались в начале 80-х годов. Вначале резидентуры КГБ на Западе искали возможность внедрения в ряды "Солидарности" через ее заграничные структуры. Но существенное ухудшение ситуации вызвало необходимость открытых действий на территории самой Польши. Ни польская компартия, ни служба безопасности страны не пользовались доверием союзников. В большинстве случаев полагались на польский генералитет - ветеранов войны, воевавших еще в советской армии. Верность союзническому долгу со стороны среднего командного звена вызывала беспокойство. Например, командир 20-й танковой дивизии Войска Польского полковник В.Сачонек откровенно говорил о войне с союзниками. Информацию о подобных настроениях предоставляло ГРУ, после чего Москва и руководство ОВС Варшавского договора начинали давление на маршала В.Ярузельского, требуя увольнения ненадежных кадров. В 90-е годы польская военная прокуратура вела дела против четырех офицеров, обвиняя их в шпионаже в пользу СССР. А в 1994 г. бывший майор МВД М.Зелинский, работавший на ГРУ в 1981-1993 гг., был приговорен к 9 годам заключения.
Наиболее решительно были настроены восточные немцы. В Варшаве, Щецине, Гданске, Вроцлаве и Кракове Штази развернула свои оперативные группы. Агентуру вербовали в рядах "Солидарности", польской СБ, министерстве обороны, полиции, центральном комитете ПОРП. Одновременно ГУ "А" развернуло работу против заграничных организаций польского рабочего движения. Шла масштабная подготовка к вводу союзных войск на территорию Польши, как это было в ЧССР в 1968 г. На заседании руководства учениями "Союз-80" представители немецкой армии прямо заявили, что если польские военные не восстановят контроль над ситуацией, то немцы сами "будут наводить порядок в Польше до тех пор, пока польский флаг окончательно не покраснеет". Соответственно поляки выражали готовность воевать против армии ГДР, одновременно соглашаясь на введение в Польшу дополнительных советских войск.
Вскоре Восточная Германия сама оказалась объектом интереса союзных разведок. Когда ГДР доживала последние недели, разведки соседей бросились готовить себе из бывших друзей агентуру. Известно, например, что советское ГРУ в 1989-1990 гг. вербовало радистов армии ГДР. Прокуратура Германии до сих пор ведет проверку информации о таких случаях. Контрразведка Штази работала очень эффективно и фиксировала имена всех, к кому обращались с вербовочной целью иностранные разведчики. Досье с их именами позже проверялось новой немецкой властью.

Эффективность.

В середине 2001 г. на базе Принстонского университета в США состоялась конференция "ЦРУ и его анализ положения в СССР: 1947-1991". Одним из выводов конференции стало озвученное бывшим сотрудником госдепа Р.Гартхофом признание, что в отличие от сугубо политической сферы, в военной области американская разведка оказалась бессильной. В то время, как разведка Варшавского договора сумела сделать деятельность и планирование НАТО абсолютно прозрачными для себя, западные оценки военных намерений социалистического блока и советской стратегии оказались ошибочными. Гартхоф отметил, что оценки ЦРУ базировались на безосновательных предположениях. Часто прогнозировались противоположные сценарии действий Варшавского договора, а "наиболее вероятные" из них на практике оказывались ничем не подтвержденными.
Например, даже состав советской группы войск на Кубе в 1962 г. американская разведка выяснила далеко не полностью. В частности, силы береговой обороны группы советских войск на Кубе имели ядерные боеголовки к 80 фронтовым крылатым ракетам (ФКР) и к 6 тактическим ракетам комплекса "Луна-2", а также 6 атомных авиабомб. Однако американцы узнали об этом только на трехстороннем семинаре в Гаване, посвященном 30-летию Карибского кризиса в январе 1992 года. А в 1962 г. СССР вывез это оружие с Кубы в одностороннем порядке, так как США просто не могли выдвигать такие требования. В ЦРУ царила полная неясность относительно настоящих намерений Советского Союза. Поэтому инициативу захватили военные с их планами немедленного устранения советских ракет с Кубы силой американской армии. Нервозная реакция чуть не привела к военному вторжению. При этом его последствий никто не представлял. Ведь несмотря на полученную от Олега Пеньковского информацию, американцы до конца не разобрались даже с техническими данными ракетных комплексов Р-12 и Р-14. О настоящем времени присоединения ядерной части к ракете в боевых условиях (15 минут) они узнали лишь на московском симпозиуме в 1989 г. от генерала Д.Волкогонова. Опираясь на данные Пеньковского, американцы закладывали в оперативный план своего вторжения на Кубу совсем другое время - 3 часа. Считалось, что этого достаточно для уничтожения ракеты до старта. В случае реализации американского плана, их авиаудар пришелся бы уже на пустые ракетные площадки. Тем более что право на применение ядерного оружия в случае вторжения на Кубу имел командующий советскими войсками генерал И.Плиев - на согласование с Москвой времени не было.
У разведок Варшавского договора тоже были проблемы с оценкой военной угрозы со стороны НАТО. Так, в конце 1958 г. войска НРБ подняли по боевой тревоге, получив ошибочное сообщение разведки о развертывании турецких войск вдоль границы. Лишь через месяц выяснился провал болгарской разведки.
Серьезной проблемой в Варшавском Договоре была излишне политизированная оценка разведданных. Так, например, немецкая военная разведка предоставила командованию ОВС ВД исчерпывающий план мероприятий НАТО по тыловому обеспечению своих войск в Центральной Европе. Документ давал четкую информацию о силах противника на Западном стратегическом направлении, включая подкрепления на случай войны. Тем не менее, на коалиционных учениях "Братство по оружию" командование сознательно преувеличило силы НАТО. Практически "с потолка" брались официальные заявления об ожидаемой переброске на фронт 12 (!) французских дивизий. Еще больше вопросов возникало по источнику информации о возможной переброске в Центральную Европу испанских войск. Разведка этого не подтверждала. Однако в штабах высших уровней именно эти данные ложились в основу оценки сил противника при разработке оперативных планов применения армий Варшавского договора. А на их основе определялись масштабы и цели ядерных ударов.
Сегодня уже понятно, почему сознательно игнорировались результаты работы разведок. Решительность действий отдельных союзников существенно зависела от уровня угрозы со стороны НАТО и характера войны. Именно поэтому - из политических соображений - все сценарии маневров начинались с условия: НАТО первым напало на социалистический блок. Далее отрабатывался ответный удар - вплоть до самого Ла-Манша.
В любом случае политическая оценка разведывательной информации не является проблемой разведки. Это дело руководства страны и высшего военного командования. А разведка свою работу выполнила профессионально. Ведь не секрет, что спецслужбы НАТО без малейших усилий получали массу ценной информации от перебежчиков с Востока. Среди них оказался даже вице-министр обороны ЧССР. В то же время восточным разведкам приходилось надеяться только на себя: волка ноги кормят!

С уважением, Евгений Путилов. e_putilov@mail.ru