От apple16 Ответить на сообщение
К David Ответить по почте
Дата 08.12.2003 13:02:59 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Кстати товарищ был на борту когда "Отважный" тонул?

«ОТВАЖНЫЙ»


Корабль был включен в состав КЧФ 25 января 1966 года и за свою короткую жизнь успел совершить семь походов на боевую службу. С 5 по 30 июня 1967 года «Отважный» выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и посетил Порт-Саид (10— 14 июля 1967 г.). В 1968— 1969 годах он прошел текущий ремонт на заводе име­ни 61 коммунара в Николаеве с модер­низацией ракетного вооружения. С 1969 года командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Иван Петрович Винник.

В 1970 году «Отважный» объявлен отлич­ным кораблем КЧФ, участвовал в манев­рах «Океан», выходил в Атлантику и к берегам Кубы. В 1972—1973 годах он прошел очередной восьмимесячный ре­монт с докованием в Севастополе и был введен в кампанию 11 мая 1973 года, а в первую линию — с 14 августа того же года. В составе отряда кораблей под ко­мандованием контр-адмирала Л.Я. Васюкова (флагманский крейсер «Адмирал Ушаков») «Отважный» посетил с офици­альным дружественным визитом италь­янские порты Таранто (15 — 18 октября) и Мессина (19 — 22 октября). Последняя боевая служба на Средиземном море для «Отважного» продолжалась с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. Корабль входил в состав 70-й бригады противо­лодочных кораблей под бортовым номе­ром 530. С момента постройки на ВПК проведено 33 пуска зенитных ракет, в том числе 8 ракет в 1965 году и 7 ракет в 1973 году. День ВМФ СССР-28 июля 1974 года — «Отважный» с двумя сторо­жевиками проекта 35А встретил в Нико­лаеве, на реке Южный Буг перед Варваровским мостом. С 4 по 7 августа 1974 года он участвовал в очередных флотс­ких учениях, а с 27 августа ему предсто­яло стать флагманским кораблем управ­ления на втором этапе учений. «Отваж­ный» должен был обеспечить стрельбу малых ракетных кораблей и участвовать в противолодочных учениях с торпедной стрельбой. 29 августа ВПК под командо­ванием капитана 2 ранга И.П. Винника вышел в море, успешно отстрелялся тор­педами, а на рассвете 30 августа встал на рейде бухты Стрелецкая для приема на борт начштаба КЧФ контр-адмирала В.Х. Саакяна и группы старших офице­ров. Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки № 36 (р-н мыса Херсонес). В 9.55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу.

В 10.00 — члены экипажа, находящи­еся вблизи кормового ракетного погре­ба, услышали шипение, треск, хлопок. Через минуту произошло самопроизволь­ное срабатывание маршевого двигателя одной из ракет в кормовом погребе. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый дви­гатель второй ракеты, затем— других... Раздались три последовательных взры­ва ракет кормовой батареи. Крыша кор­мовой надстройки вместе со стартовой установкой была сорвана и заброшена на кормовые дымовые трубы. Оказались разрушены главные поперечные пере­борки на 191 — 215-м шпангоутах, в кор­пусе корабля образовались трещины и разрывы, погибло 24 члена экипажа. Во­дой затопило три отсека (№ 10— 12, от 164 до 233-го шп.) и помещение холо­дильной машины № 3 (9-й отсек). Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12° с диф­ферентом на корму 1,5 м. К 10.20 уси­лился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп.). Во избе­жание детонации с горящего ВПК отстре­лили за борт пять боевых торпед. Подо­шедший к «Отважному» БРК «Сознатель­ный» (проект 56А) высадил в 10.56 ава­рийно-спасательную группу (АСГ) из де­сяти человек и начал буксировку горя­щего корабля к берегу. В 11. 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11.43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба № 10 водяными струями (с 12.19до 12.45), но вынужден был отойти в сторону. С 12.45 буксиров­ку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15.41) со скоростью 2 — 3 узла и в сто­рону открытого моря. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. Но крен на правый борт уже пре­высил к этому времени 16°, а пожар вы­теснил боровшийся за живучесть кораб­ля экипаж в носовую часть. В 14.00 с борта «Отважного» сняли раненых и по­страдавших, а еще через 10 минут нача­ли подачу пены в кормовую машину. В 14.45 от нагрева взорвался боезапас глу­бинных бомб в погребе № 10, а пожар распространился на кубрики № 5 и 6. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки № 13, 14. Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40% длины корпуса было затопле­но. Взорвалось керосинохранилище. Крен «Отважного» увеличился до 27°, и спасти его уже было невозможно (диф­ферент на корму составил 6,5 м, а верх­няя палуба вошла в воду до барбета кор­мовой артбашни). С 15.03 до 15.24 лич­ный состав покидал обреченный корабль. Крен на правый борт возрос до 32°. От потери продольной остойчивости «От­важный» поднялся в воде вертикально, задрав нос, и ушел кормой вниз, не оп­рокидываясь. Полностью он затонул в 15.57 на глубине 125 м. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали оборудование, а корпус подорвали на грунте.