|
От
|
apple16
|
|
К
|
David
|
|
Дата
|
08.12.2003 13:02:59
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
Кстати товарищ был на борту когда "Отважный" тонул?
«ОТВАЖНЫЙ»
Корабль был включен в состав КЧФ 25 января 1966 года и за свою короткую жизнь успел совершить семь походов на боевую службу. С 5 по 30 июня 1967 года «Отважный» выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и посетил Порт-Саид (10— 14 июля 1967 г.). В 1968— 1969 годах он прошел текущий ремонт на заводе имени 61 коммунара в Николаеве с модернизацией ракетного вооружения. С 1969 года командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Иван Петрович Винник.
В 1970 году «Отважный» объявлен отличным кораблем КЧФ, участвовал в маневрах «Океан», выходил в Атлантику и к берегам Кубы. В 1972—1973 годах он прошел очередной восьмимесячный ремонт с докованием в Севастополе и был введен в кампанию 11 мая 1973 года, а в первую линию — с 14 августа того же года. В составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала Л.Я. Васюкова (флагманский крейсер «Адмирал Ушаков») «Отважный» посетил с официальным дружественным визитом итальянские порты Таранто (15 — 18 октября) и Мессина (19 — 22 октября). Последняя боевая служба на Средиземном море для «Отважного» продолжалась с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. Корабль входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей под бортовым номером 530. С момента постройки на ВПК проведено 33 пуска зенитных ракет, в том числе 8 ракет в 1965 году и 7 ракет в 1973 году. День ВМФ СССР-28 июля 1974 года — «Отважный» с двумя сторожевиками проекта 35А встретил в Николаеве, на реке Южный Буг перед Варваровским мостом. С 4 по 7 августа 1974 года он участвовал в очередных флотских учениях, а с 27 августа ему предстояло стать флагманским кораблем управления на втором этапе учений. «Отважный» должен был обеспечить стрельбу малых ракетных кораблей и участвовать в противолодочных учениях с торпедной стрельбой. 29 августа ВПК под командованием капитана 2 ранга И.П. Винника вышел в море, успешно отстрелялся торпедами, а на рассвете 30 августа встал на рейде бухты Стрелецкая для приема на борт начштаба КЧФ контр-адмирала В.Х. Саакяна и группы старших офицеров. Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки № 36 (р-н мыса Херсонес). В 9.55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу.
В 10.00 — члены экипажа, находящиеся вблизи кормового ракетного погреба, услышали шипение, треск, хлопок. Через минуту произошло самопроизвольное срабатывание маршевого двигателя одной из ракет в кормовом погребе. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый двигатель второй ракеты, затем— других... Раздались три последовательных взрыва ракет кормовой батареи. Крыша кормовой надстройки вместе со стартовой установкой была сорвана и заброшена на кормовые дымовые трубы. Оказались разрушены главные поперечные переборки на 191 — 215-м шпангоутах, в корпусе корабля образовались трещины и разрывы, погибло 24 члена экипажа. Водой затопило три отсека (№ 10— 12, от 164 до 233-го шп.) и помещение холодильной машины № 3 (9-й отсек). Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12° с дифферентом на корму 1,5 м. К 10.20 усилился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп.). Во избежание детонации с горящего ВПК отстрелили за борт пять боевых торпед. Подошедший к «Отважному» БРК «Сознательный» (проект 56А) высадил в 10.56 аварийно-спасательную группу (АСГ) из десяти человек и начал буксировку горящего корабля к берегу. В 11. 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11.43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба № 10 водяными струями (с 12.19до 12.45), но вынужден был отойти в сторону. С 12.45 буксировку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15.41) со скоростью 2 — 3 узла и в сторону открытого моря. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. Но крен на правый борт уже превысил к этому времени 16°, а пожар вытеснил боровшийся за живучесть корабля экипаж в носовую часть. В 14.00 с борта «Отважного» сняли раненых и пострадавших, а еще через 10 минут начали подачу пены в кормовую машину. В 14.45 от нагрева взорвался боезапас глубинных бомб в погребе № 10, а пожар распространился на кубрики № 5 и 6. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки № 13, 14. Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40% длины корпуса было затоплено. Взорвалось керосинохранилище. Крен «Отважного» увеличился до 27°, и спасти его уже было невозможно (дифферент на корму составил 6,5 м, а верхняя палуба вошла в воду до барбета кормовой артбашни). С 15.03 до 15.24 личный состав покидал обреченный корабль. Крен на правый борт возрос до 32°. От потери продольной остойчивости «Отважный» поднялся в воде вертикально, задрав нос, и ушел кормой вниз, не опрокидываясь. Полностью он затонул в 15.57 на глубине 125 м. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали оборудование, а корпус подорвали на грунте.