|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
Сергей Зыков
|
|
Дата
|
07.12.2003 06:38:30
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
Re: Итало-Эфиопская война
>>Какие такие танки были у эфиопов?
>>Аж 5 штук?
>
>вроде трофейные итальянские танкетки CV33
>Где то в Хейгле помню фото было часовой-эфиоп бдит у танкеток
>но можно и поглядеть специально
Вот кусок с "Хейгля"
Эфиопии там вообще нет а про войну описано в примечаниях.
--------------------------------
Хейгль. Танки - ч. II.
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА
1) В Греции машины Павези применяются не только для разведывательных целей, но служат также в качестве артиллерийских тракторов. На рис. 615 показан трактор Павези на улице в Афинах, буксирующий орудие тяжелой артиллерии. (Снимок позаимствован из журнала "Illustration"). Кроме того, на вооружении греческой армии состоят 6-тонные танки Виккерс, приобретенные в небольшом количестве в Англии. На рис. 616 показан один из этих танков в Греции, участвовавший в подавлении выступления Венизелоса в Афинах.
Рис. 615. Трактор Павези буксирует на улицах Афин орудие тяжелой артиллерии.
Рис. 616. 6-тонный танк Виккерс в Афинах в дни подавления выступления Венизелоса.
2) Опыт применения итальянских танков в войне с Абиссинией заслуживает более подробного рассмотрения.
Из числа действовавших на абиссинском фронте 350 танков основной материальной частью являются так называемые "Carro veloce" ("быстроходные танки"), именуемые в дальнейшем в справочнике "малыми танками Фиат-Ансальдо".
Применение в войне с Абиссинией именно малых танков весом около 3 т, а не легких танков Фиат 3000 А и Б весом около 5-6 т, характерных для итальянской метрополии, объясняется, с одной стороны, более удобной и легкой перевозкой на фронт водным путем танков меньшего веса, с другой, и это главное, - большей пригодностью к использованию в трудных условиях абиссинского театра малых танков вполне современной конструкции. К тому же отсутствие на стороне абиссинцев танкового вооружения избавляло итальянские танки от задачи борьбы с танками противника и, следовательно, позволяло обходиться без танков с пушечным вооружением. Ряд иностранных военных специалистов в связи с этим неоднократно подчеркивал, что малые танки с пулеметным вооружением с наибольшим эффектом могут быть использованы в качестве боевых танков лишь в малокультурных условиях колониальной войны, для европейских же условий они могут применяться лишь как разведчики.
Конструкция малых танков Фиат-Ансальдо, как и ряд аналогичных конструкций в других странах, имела своим прототипом известную английскую танкетку Карден-Лоид, однако, в итальянских танках с самого начала было обращено внимание на приспособление их к условиям горном войны. С этой именно целью малый танк Фиат-Ансальдо сделан уже (вместо ширины в 1,7 м у Карден-Лойд он имеет ширину в 1,4 м) и вместе с тем длиннее (2,46 м у Карден-Лойд и 3,03 м у Фиат-Ансальдо), а также несколько ниже. Большая длина машины должна была несколько увеличить ширину перекрываемого рва и улучшить способность преодоления крутых подъемов путем увеличения опорной длины гусениц и, следовательно, поверхности сцепления гусениц с грунтом. Хорошему сцеплению гусениц с грунтом способствует и сама конструкция гусениц достаточной ширины с двойными шпорами. Помимо этого, по сообщениям печати, на абиссинском фронте применялись специальные приспособления для уширения гусениц и повышения проходимости, ранее применявшиеся на войсковых испытаниях танка в Альпах. Хорошая способность танка к преодолению крутых подъемов может быть иллюстрирована тем, что на испытаниях в Италии танк свободно преодолевал подъемы в 45°-50°, а спускался по склонам крутизной до 60° (рис. 617).
На абиссинском театре военных действий применялось два варианта малых танков Фиат-Ансальдо:
а) Малые танки Фиат-Ансальдо М. 1933 с одним пулеметом, данные которых приведены в спецификации на стр.60 "Справочника". Эти танки показаны на рис. 618 в момент наступления на Адуа.
б) Малые танки Фиат-Ансальдо более нового выпуска (по-видимому, обр. 1934 или 1935 г.). Эти машины отличаются от М. 1933 тем, что вместо одного пулемета имеют спаренную установку вооружения из двух пулеметов. Танки этого варианта численно преобладали на абиссинском фронте. Различные моменты их применения показаны на рис. 619 и 620.
Рис. 617. Итальянский малый танк Фиат-Ансальдо М.1933, вариант с одним пулеметом в момент преодоления крутого спуска.
Рис. 618. Итальянские малые танки Фиат-Ансальдо М. 1933 (вариант с одним пулеметом) в момент наступления на Адуа на абиссинском фронте.
Рис. 619. Колонна итальянских малых танков Фиат-Ансальдо (вариант с 2 пулеметами) в походе на каменистой местности к югу от Макалле в Абиссинии.
Рис. 620. Итальянские танки в момент атаки на абиссинском фронте.
Рис. 621. Продвижение итальянских малых танков Фиат-Ансальдо (вариант с 2 пулеметами) через заросли кактусов в Абиссинии.
Работа итальянских танков в Абиссинии была связана с исключительными трудностями, в основе которых лежали условия местности и климата.
Местность театра военных действий имеет сильно пересечённый характер - голые скалы и горы чередуются с песчаными пустынями и густыми зарослями тропической растительности; на рис. 621 показан, например, момент продвижения малых танков Фиат-Ансальдо через густые заросли кактусов. Каменистый грунт, отчетливо видимый на рис. 619, где показана колонна танков в движении к югу от Макалле, приводил к быстрому износу движителей машин. Полное бездорожье затрудняло работу тыла и боевое снабжение танковых частей. Климатические условия, связанные с сильной жарой и с обилием пыли, затрудняли работу танковых двигателей. Последние перегревались и в результате засорения пылью быстро изнашивались. Однако, применение системы масляных фильтров для воздуха, засасываемого двигателем, а также усовершенствования в системе охлаждения позволили бороться с этими явлениями. Совершенно естественно, что сильная жара приводила к быстрому изнашиванию физических сил танковых команд. Все эти обстоятельства и высокая аварийность повлекли за собой в иностранной печати целую дискуссию о том, оправдывают ли танки вообще свое применение в условиях абиссинского театра. Раздавались отдельные высказывания в том смысле, что танки своего назначения не выполнили и не оказали итальянской армии серьезной помощи. Другая же и притом большая часть иностранных военных авторов склонялась к тому, что хотя условия работы танков и были трудны и область их применения была ограниченной, однако, там, где они применялись, они неизменно решали успех столкновении в пользу итальянцев. Нам кажется более правильной точка зрения, исходящая из того, что по условиям местности итальянские танки могли пройти и применяться не везде, но там, где их удавалось использовать, они безусловно решали успех столкновений в пользу итальянцев и давали большую экономию людей, сил и средств при проведении определенных операций. Не подлежит сомнению, что большое значение в благоприятном для итальянцев окончании итало-абиссинской войны имели действия танков и моторизованных частей.
Основной ареной действий танков явились долины. Именно наличие танков облегчало продвижение итальянских частей по долинам и ущельям. Это обстоятельство имеет большое значение с точки зрения принципов ведения горной войны, провозглашенных еще Наполеоном н исходящих из того, что хозяином положения в горной войне является тот, кто обеспечил за собой долины. Противник, занимающий высоты, может держаться на них продолжительное время, однако, в конце концов должен будет спуститься вниз для того, чтобы пополнить свои запасы и не умереть с голоду.
Тактическое использование танков носило следующий характер. В наступлении танки двигались впереди общевойсковых колонн и выполняли задачи по разведке и походному охранению. В некоторых случаях танки выбрасывались вперед с разведывательными целями на расстояние до 60 км и при этом удерживали до подхода пехоты дефиле и теснины. Заслуживает внимания, что на танки часто возлагались задачи и по захвату источников воды. Танки выбрасывались к этим источникам, захватывали их, отгоняли абиссинские подразделения, охранявшие их, и удерживали источники до подхода своих частей пехоты.
Имел место ряд случаев непосредственного сопровождения танками пехотных атак.
Другой областью применения танков явилось обеспечение нормальной работы тылов общевойсковых частей путем курсирования вдоль важнейших коммуникационных линий и охраны их от партизанских нападений абиссинцев.
Трудности, связанные со снабжением танковых частей боеприпасами и горючим в условиях бездорожья, не были непреодолимыми; танки в своей массе отрывались от своих частей лишь на небольшие расстояния и на относительно непродолжительное время.
Основными средствами транспорта и подвоза боевого снабжения являлись машины повышенной проходимости, среди которых фигурировали высококолесные тракторы Павези и узкоколейные "горные грузовики" Фиат (так называемые "autocarretta") с обеими ведущими осями.
Основной способ снабжения танковых частей горючим состоял в перевозке контейнеров с горючим на грузовиках. На рис. 622 показан итальянский склад горючего в бочках и контейнерах в Массауа. Были также отдельные случаи подвоза горючего и воды для танков на самолетах.
Рис. 622. Итальянский склад горючего в Массауа (Эритрея). Горючее в бочках и контейнерах.
Рис. 623. Момент прокладки дорог.) в Абиссинии в тылу итальянских частей.
Работы механизированы и производились с помощью новых дорожных гусеничных машин,
Рис. 624. Механизация итальянских дорожных ра6от в Абиссинии.
Оставшийся после прохода грейдеров грунт подбирается специальными прицепами, буксируемыми тракторами.
Естественно, что бесперебойная работа тыла как танковых, так и общевойсковых частей могла быть обеспечена лишь при наличии соответствующих путей подвоза. Отсюда понятна лихорадочная работа итальянцев но сооружению дорог в своем тылу по мере продвижения вперед. Работы по постройке дорог велись в очень широком масштабе и были в большой степени механизированы.
На рис. 623 и 624 показана прокладка дорог при помощи новейших типов дорожных машин. Однако, сооружение дорог в чрезвычайно сложных условиях потребовало и массового применения физического труда. За наступающими войсковыми частями двигалась целая армия дорожных рабочих, находящихся под военным командованием. От успешности их работы зависел и темп наступления итальянских войсковых частей. На рис. 625 показан аэроснимок одной из великолепных автострад, проложенных на территории Абиссинии в тылу итальянских частей.
С абиссинской стороны отмечался ряд случаев умелой организации противотанковой обороны, заключающейся в сосредоточении активных средств борьбы с танками (пушек, групп отличных стрелков, стреляющих по смотровым щелям) именно в тех местах, где условия местности особенно затруднили продвижение танков. В абиссинских войсках были даже сформированы особые отряды, специализирующиеся в борьбе с танками. В английской печати приводился случай, когда абиссинскими стрелками была выведена из строя головная машина колонны итальянских танков, застигнутых врасплох в узком ущелье. В результате в проходе образовалась пробка, и остальные танки были вынуждены повернуть обратно. Известен также ряд случаев захвата отдельных итальянских танков абиссинцами. Некоторые из них имели место в результате того, что абиссинские стрелки, находившиеся в засадах, открывали огонь no команде итальянского танка в тот момент, когда последняя неосторожно либо выходила из танка, либо выглядывала из открытого люка. Были случаи, когда абиссинцы заманивали танки в узкие ущелья и, завалив входы и выходы, брали танки осадой. На рис. 626 показаны 2 захваченных итальянских танка под охраной абиссинских часовых. Французская печать приводила сообщения о том, что созданы специальные курсы по подготовке из лучших абиссинских бойцов команд для захваченных танков в целях применения последних против итальянцев. Вполне понятно, что речь идет лишь о незначительном количестве использованных таким образом машин.
Рис. 625. Одна из готовых автострад, обеспечивающих работу тыла итальянских частей в Абиссинии.
Рис. 626. Захваченные итальянские танки под охраной абиссинских часовых.
Некоторые шаги в области моторизации намечались и в абиссинской армии. Они ограничились применением грузовых автомобилей с пулеметными установками на платформах. На рис. 627 показан абиссинский моторизованный отряд на таких машинах. Установка пулемета на платформах грузовиков сделана достаточно высокой, для того чтобы можно было вести огонь с машины. Грузовики двухосные с недостаточной проходимостью. Все машины приобретены у американских и английских фирм. Некоторое представление о трудностях применения колесных машин в условиях абиссинского бездорожья дает рис. 628.
Рис. 627. Абиссинский моторизованный отряд на грузовиках с пулеметными установками.
Рис. 628. Абиссинский грузовик с боеприпасами застрял по пути на Огаденский фронт.
Рис. 629. Однобашенный бронеавтомобиль Ансальдо в пути на Огаденский фронт.
Рис. 630. Итальянский малый бронеавтомобиль.
рис. 631. Плавающий бронеавтомобиль Брэда А.
Рис. 632. Бронеавтомобиль Фиат 611 (Фиат-Ансапьдо М.1934, пушечный вариант)
Рис. 633. Внутреннее устройство малого танка Фиат-Ансальдо М.1932
Рис. 634. Малый танк Фиат-Ансальдо со спаренной пулеметной установкой и рамочной антенной для радио.
3) Эта машина хотя и вытесняется более современными образцами бронеавтомобилей, однако, продолу: ,ет состоять на вооружении итальянской армии. Об этом может свидетельствовать то, что она применялась в итало-абиссинской войне. Так, например, бронеавтомобили Ансальдо в однобашенном варианте участвовали в рейде моторизованного отряда на Гондар (рис. 629). Вообще же применение бронеавтомобилей в войне против Абиссинии было крайне ограниченным из-за трудно проходимой местности.
4) В японской печати в 1934 г. появились фотографии еще одного итальянского малого бронеавтомобиля (рис 630), который является, невидимому, разновидностью упомянутой здесь машины.
5) Как видно по чертежу плавающего бронеавтомобиля Бреда AF (рис. 631), диаметры его передних и задних колес не одинаковы, в противоположность утверждению авторов.
6) В германских журналах, вышедших после издания настоящего "справочника", приведена более поздняя фотография пушечного варианта бронеавтомобиля Фиат-Ансальдо М.1934 (рис. 632), причем машина именуется бронеавтомобилем "Фиат 611". На рисунке видна сварная конструкция броневого корпуса.
7) Танкетка Фиат-Карден-Лойд к настоящему времени вытеснена в итальянской армии малыми танками Фиат-Ансальдо.
8) Эта машина была не только опытным экземпляром, но фигурировала в некотором количестве на вооружении итальянской армии в 1932-1933 гг. Приводим опубликованную фотографию внутреннего устройства танка Фиат-Ансальдо М.1932, являющегося ближайшим прототипом машины М.1933 (рис. 633).
9) Во время итало-абиссинской войны появился новый вариант этой машины со спаренной установкой из двух пулеметов (примечание 2). Этот танк может быть снабжен радиоустановкой с рамочной антенной показанного на рис. 634 типа.
10) Помимо танков легкого и тяжелого типа в итальянской армии уделяется достаточное внимание развитию средних танков. Об этом свидетельствует постройка новых средних танков с дизелями.
11) Реальная постройка этою 4-гусеннчного танка GL-4 вызывает сомнения. Все же проекты такой машины свидетельствуют об итальянской тенденции к созданию тяжелого танка, обладающего высокой проходимостью в условиях ведения горной войны.
12) Эта машина широко применялась в шало-абиссинской войне (примечание 2) в качестве средства транспорта. Ее основные данные: полезная грузоподъемность 800 кг, мотор 4-цилиндровый мощностью 21 л, с. с воздушным охлаждением. Расчетная скорость 24 км/час. Благодаря приводу на обе оси машина способна преодолевать подъёмы крутизной до 35-40°.
13) В числе иностранных танков Японией были закуплены до 1931 г. следующие образцы: французские легкие танки Рено М.1917 г. и Рено NC-27, а также колесно-гусеничная. танкетка Шенильет, английская танкетка Карден-Лойд марки VI, 6-тонный танк Виккерс, средний танк Медиум марки А "Уиппет" и средний танк Виккерс марки С. Из этих машин до появления оригинальных японских конструкций на вооружении японской армии состояли легкий танк Рено М.1917 под названием танка "Ко" и средний танк Медиум марки А. Средний танк Внккерс марки С послужил прототипом для японских конструкции средних танков 89 и 94, французский танк Рено N С-27 в несколько переделанном виде известен в японской армии под названием танка "Оцу". Он широко применялся во время шанхайских операций 1932 г. и продолжает состоять на вооружении японской армии в качестве танка сопровождения пехоты и учебной машины. Остальные иностранные образцы танков, за исключением танкетки Карден-Лойд марки VI, явились лишь опытными образцами для изучения и распространения не получили. Уже с 1932 г. начинается вытеснение из вооружения армии иностранных образцов машин и их замена оригинальными японскими конструкциями: малыми танками обр. 92, легкими - обр. 93 и средними - обр. 89 и 94. Современное бронетанковое вооружение японской армии состоит почти целиком из машин японского производства.
14) Летосчисление в Японии ведется со времени основания японской империи, что, по преданию, имело место за 660 лет до нашей эры. Отсюда для получения года по нашему летосчислению следует вычесть из японского обозначения года цифру 660. Так, например: японский 2592 г. означает 1932 г. (2592- 660 == 1932). Обозначение образцов машин производится по годам их конструкции в японском летосчислении, однако, первые две цифры "25" обычно отбрасываются и машины, таким образом, именуются по двум последним цифрам года: "92", "93" и т. д.
15) Помимо бронеавтомобилей Остин, английского происхождения, Японией было приобретено в Англии несколько бронеавтомобилей Пирлесс, которые в Японии встречались с тремя осями (рис. 635). Как те, так и другие, естественно представляют лишь исторический интерес.
Рис. 635. Трехосный бронеавтомобиль Пирлесс в Японии
16) Постройка бронеавтомобилей японской конструкции началась раньше, чем об этом говорят авторы. Так, например, известен японский двухосный бронеавтомобиль образца 1923 г. (рис. 636). Его основные данные:
вес............. ок. 4 т
скорость............. 50 Kм/час
мощность мотора......... 40 л. с.
вооружение.......... 1 пулемет
толщина брони.......... до 8 мм
запас горючего......... на 180 км
команда.............. 4 чел,