|
От
|
alchem
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
04.12.2003 12:04:13
|
|
Рубрики
|
ВВС;
|
|
Налёт на Тайвань 23 февраля 1938г.
Кто-то спрашивал. Документов нет, есть лишь сборник мемуаров. "В небе Китая", Наука, М.1986. Общая выжимка и несколько цитат из Рытова, Полынина, Мачина:
Информация о том, что на аэродроме Тайбэя собираются импортная авиатехника, поступила от китайского полковника Чжана, он был при нашей авиагруппе чем-то типа офицера для связи и особым поручениям. Налёт начали готовить сразу, привлекались 12 машин из авиагруппы Наньчана и 28 машин из авиагруппы Ханькоу, все СБ, все вылетали из Наньчана, куда машины их Ханькоу перелетели накануне, 22-го. Несколько китайских экипажей было только в группе из Наньчана, группа Ханькоу была полностью укомплектована советскими экипажами. На одной из машин воздушным стрелком летел комиссар группы В.Петров.
План налёта был составлен Полыниным, Рычаговым и штурманом группы Федоруком Ф.В.: кратчайший маршрут по прямой на высоте 4500-5500, выход на цель с севера, планирование с приглушёнными моторами и бомбоудар сходу с 4000м, далее над проливом снизиться до 2000м, дозаправка на аэродроме Фучжоу в горах в 230 км от цели, и далее следовать в Нанчан.
До цели добрались лишь экипажи группы их Ханькоу, группа из Нанчана "блуданула" и села в Фучжоу, потеряв при посадке два СБ. Группа из Ханькой потерь не имела и в полном составе вернулась к себе на аэродром, полётное время составило более 7 часов.
Сброшено на самолётные стоянки и бензохранилище 280 бомб различных калибров, по китайским данным, уничтожено около 40 самолётов и несколько нераспакованных контейнеров, трёхгодичный запас авиабензина.
Из воспоминаний Ф.П.Полынина:
"Техники и механики получили задание: тщательно осмотреть бомбардировщики и заправить их горючим. Чтобы всё сохранить в строжайшей тайне, решили подвешивать бомбы перед самым вылетом..."
"...Когда приземлялись в Ханькоу, начало уже смеркаться. Ко мне подошёл представитель командования китайской авиации. В руках он держал атлас. Чтобы уточнить место, куда мы летали, он начал медленно его перелистывать и показывать мне... Наконец, увидев страницу с о-вом Тайвань, я кивнул утвердительно. Китаец почему-то вскрикнул, сел в автомашину и укатил..."
"Мы не раз спрашивали себя: какими средствами связи пользовались китайцы для передачи сведений о происходящих событиях? Но делали они это довольно быстро, хотя не имели ни телефона, ни радио."
Из воспоминаний А.Г.Рытова:
"Надо заметить, что китайцы тогда не имели никакого понятия о цистернах... Идёт вереница людй - глазом не окинешь. Каждый тащит по две посудины емкостью 18-20 литров..."
Из воспоминаний М.Г.Мачина:
"22 февраля 1938г., под вечер... всю нашу группу перевели на аэродром Нанчана, где уже базировались остальные советские лётчики-добровольцы".
"...Поздно вечером командир группы Ф.П.Полынин строго секретно, только лётному составу, поставил боеву задачу..."
"...Ф.П.Полынин и П.В.Рычагов, основываясь на разведывательных данных и учитывая просьбу китайского комадования, уже разработали детальный план этой операции".
"... Самолёты стояли чёткой линией в два ряда. У анагров большие контейнеры, около них самолёты без крыльев. За ангарами белые бензобаки, складские помещения и ряды других зданий.
Один за другим заходят наши самолёты на цели, из их люков вылетают сериями крупные бомбы, из контейнеров - мелкие, осколочные. Цели накрыты точно..."
"На границе аэродрома [Фучжоу] уже стояли кучи жестяных 20-литровых ьбанок с бензином..."