Приветствую.
Несколько вопросов по эпизоду из книги.
"Не давая противнику времени на передышку, войска двинулись на Шатой. Туда вела только одна дорога — вдоль реки Аргун. Слева — отвесные скалы, справа — десятиметровый обрыв. Никакой возможности для маневра. К тому же разведчики обнаружили на пути следования множество управляемых мин, фугасов. Идти по дороге — значит положить людей, потерять технику. Нас возьмут в огневой мешок и перещелкают, как в тире. Генерал Булгаков предложил решение: основные силы "перетаскивать" по хребту, чтобы скрытно выйти к Большим Варандам, от них спуститься к Шатою.
Хребет шириной от 4 до 6 километров — и только узкая тропа, по которой с незапамятных времен горцы ездили лишь верхом на лошадях. Но начальник инженерной службы 166-й бригады подполковник А.Степанов со своими людьми за трое суток пробил дорогу, расширил ее под технику. Чуть ли не на руках несли боевые машины.
А чтобы противник не обнаружил основные силы, на главной дороге подразделения 245-го полка сымитировали атаку: небольшой рейдовый отряд (развед-взвод, мотострелковая рота, инженерно-саперное отделение с машиной разграждения и танк с тралом во главе с майором Н. Звягиным) двинулся вдоль реки Аргун. Уже при входе в ущелье боевики открыли шквальный огонь. Солдаты и офицеры стояли насмерть в течение двух суток, приковывая к себе силы бандитов. А когда поняли, что противник "клюнул" на приманку, командир полка приказал по радио Звягину отходить...
Спаслись немногие, прыгнув с обрыва в реку. Большинство погибло. Я склоняю перед ними голову, ценой своей жизни герои обеспечили общий успех операции.
Такие ситуации нередки на войне. К сожалению, командирам иногда приходится принимать жесткие решения: жертвовать малым, чтобы спасти большее. Прости меня, Господи!
Благодаря отряду майора Звягина мы сумели вытащить к Шатою по хребту 245-й полк. А вечером 11 июня с другой стороны Шатоя был высажен десант. Несколько вертолетов, один за другим, подлетали в указанное место. Десантники выпрыгивали и сразу уходили в лес, чтобы с рассвета перекрыть возможные пути отхода боевиков. Один вертолет, завалившись на хвост, скатился в обрыв. К счастью, никто не погиб, было только несколько раненых. Однако сдрейфил обычно хладнокровный и мужественный командующий авиацией группировки генерал В. Иванников: "Все, прекратить высадку!" — нервно закричал он в эфир. Пришлось его отстранить. "Ты что, — говорю, — все погубить хочешь?! Спасуем сейчас — в крови умоемся! Все рухнет!" Я вырвал микрофон: "Продолжать высадку! Не останавливаться!"
В конце концов все закончилось благополучно. И 13 июня Шатой был полностью блокирован. Боевики вновь запаниковали — не ожидали внезапного удара федеральных войск. И почти не оборонялись. Спешно покинули свои позиции".
Что это за эпизод с отвлекающим маневром - действительно заранее задуманная операция, или же интерпритация задним числом, разгрома передовой колонны.
Если это заранее задуманная операция - возможно ли в условиях локального конфликта осуществлять подобную операцию, как я понял без прикрытия с воздуха и артиллерийской поддержки и таким образом жертвовать людьми даже ради более крупного успеха. Ведь если прикинуть разгромленный отряд был численностью не менее 100 человек, а спаслись единицы. Трошев пишет, что бились два дня, в мешке.
Очень напоминает сюжет повести Бондарева Батальоны просят огня.
Опять же есть в боевых уставах, такое понятие, как отвлекающий удар.
Но заведомый посыл на гибель 100 человек... В конце концов оправдана ли такая спешка, не Берлин же штурмовали.
Конечно понятно на то и война, приказ есть приказ. Но все же такие методы применять в локальной войне? Что-то здесь не то.
И конец истории не очень понятен-боевики толком не обороняли цель операции-Шатой, запаниковали, и ... ушли. То есть замысел операции подразумевал только захват Шатоя или уничтожение группировки боевиков. Хотя понятно в горах противника особо не окружишь, того и гляди тебя окружат.
В принципе, если был такой замысел операции, как описан в книге, то все довольно логично. Десанты на главенствующие высоты, подтягивание техники в обход по горам, но не следовало бы и по главной дороге, также постепенно продвигаться крупными силами с инженерной разведкой, прикрытием с воздуха, артиллерией, закрепляясь на достигнутых рубежах и т.д. Но опять же если анализировать Трошева, то боялись более крупных потерь из-за рельефа местности. Но тогда может следовало бы отвлекающие действия произвести заброской групп спецназа, а не посылать усиленную роту мотострелков по дороге, нашпигованной фугасами.