От Тов.Рю Ответить на сообщение
К All
Дата 03.02.2001 18:54:18 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы; Униформа; Армия; ... Версия для печати

Сапоги-скороходы (продолжение темы экзоскелета)

САПОГИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В РОССИИ НАЧИНАЕТСЯ СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО “САПОГ-СКОРОХОДОВ”, ЧТОБЫ ПРОДАВАТЬ ИХ ПО ВСЕМУ МИРУ

Два года назад “Труд-7” первым рассказал о рассекреченной военной разработке — сапогах-скороходах”. Стандартные настройки
этого устройства позволяют даже неподготовленному физически человеку после небольшой тренировки за один “шаг” пролетать 2—4 метра, двигаться без особых усилий (экономя до 70 процентов мышечной энергии) со скоростью 14—17 километров в час по пересеченной местности и тратить на 100 километров пути менее полулитра бензина.

Публикация вызвала большой резонанс — в Уфу потянулись интересующиеся со всего света. Сегодня мы можем сообщить, что на
одном из отечественных заводов началось мелкосерийное производство “сапогов-скороходов”.

В подобном экзотическом средстве передвижения давно заинтересованы туристы, рыбаки, любители дальних прогулок, охотники. Хотя на технической документации чудо-устройства нет больше грифа “для служебного пользования”, все секреты по его созданию по-прежнему знают только в России. Посмотрит неспециалист на эту штуковину — нет ничего проще, обыкновенная запасная часть к “киношному Терминатору”. Система направляющих, несколько пластиковых трубок, титановые сплавы…Но за видимой простотой изделия стоят годы работы и высокие технологии. Только патентов в нем воплощено более десяти, а каждый из них — принципиально новое техническое решение. К примеру, для того чтобы не травмировать “скороходов” лишними перегрузками и рассчитать, с какой
силой “сапоги” должны отталкиваться от земли, ученым пришлось впервые измерить вязко-упругие характеристики человека.

За рубежом попытались воссоздать подобные механизмы, но ничего не получилось. К сожалению, годы перестройки слишком
многих приучили к тому, что в нашей стране секреты хранятся плохо. Многочисленные фото- и видеосъемки позволили установить лишь как действует изделие — по принципу свайного молота. В одноцилиндровом двигателе сжатие происходит за счет веса человека, при возгорании-взрыве топливной смеси в прикрепленном к ноге устройстве оно толкает человека вперед на несколько
метров. При ударе о землю происходит сжатие смеси во втором “сапоге”, и дальше процесс идет по кругу.

На создание теоретической базы этого “чуда” требуется как минимум несколько лет. Поэтому западные партнеры более полусотни раз (!) предлагали продать “для изучения спроса” образец изделия, для установления более “доверительных отношений” — предоставить техническую документацию… Одна из американских фирм вообще предложила “выслать образец изделия по почте” для фотосъемок и заверяла, что непременно его вернет. Закамуфлированными методами, если называть вещи своими именами, промышленного шпионажа были и многочисленные приглашения на семинары за рубеж. Предоставлялись шикарные условия для отдыха — только “поделитесь опытом”.

— Конкуренция на интеллектуальном международном рынке жесточайшая, — рассказывает один из создателей “сапог-скороходов” доктор технических наук, профессор Борис Рудой. — Сегодня Америка и особенно Япония взяли курс на торговлю новыми технологиями, дающую максимальную прибыль.

Когда выяснилось, что разжиться на дармовщинку этой разработкой из России не удастся, последовали действительно деловые
предложения. Требования западных партнеров оказались просты — в течение трех лет стабильными должны оставаться технические характеристики изделий, цена и объемы поставок. Как ни странно, но в нашей стране не нашлось ни одного предприятия, которое могло бы самостоятельно гарантировать выполнение подобных обязательств.

Уфимским ученым пришлось самим заняться финансированием и внедрением в производство своих разработок. Технологию
обкатали на “Сивке” и “Буяне” — двух универсальных энергоузлах. Бензиновый моторчик мощностью до 5,5 лошадиных сил сделан так, что его легко можно приспособить в качестве двигателя для тележки и велосипеда, компрессора, генератора электрической энергии и т.д. Он весит всего несколько килограммов и незаменим в качестве “универсальной движущей силы” в любом хозяйстве.
Российские машиностроители соглашались, что разработка получилась интересная, но вкладывать деньги в ее производство никто не рисковал. Так и родилась новая схема работы, которая может стать опять же ноу-хау для подъема отечественной промышленности. Разработчики не только сами берут кредиты, поставляют технологии и внедряют в производство новые изделия, но и реализуют первую партию. И только на практике убедившись в коммерческой состоятельности проекта, уже ничем не рискуя, заводы имеют возможность самостоятельно расширять производство. Так “Сивки” и “Буяны” протоптали дорогу более высокотехнологичным “сапогам-скороходам”.

Сегодня они производятся уже десятками. Вес одного устройства составляет 2,3 килограмма. Даже в тяжелом бронежилете, каске со щитом и дубинкой, в полном снаряжении спецназовца, это устройство позволяет демонстрировать чудеса подвижности человека. Не зря в свое время Виктор Гордеев придумал его на военных сборах. Для армии такие “сапоги” сразу же стали “стратегическими”. По науке “обутая” пехота могла бы решить, например, такую сложную тактическую задачу, как поддержка танков при атаке на большую глубину в тыл противника. Тем более что теоретические расчеты показывают, что тренированный человек способен развивать в “сапогах-скороходах” скорость до 60 километров в час и преодолевать очень значительные расстояния. Для этого лишь
надо уменьшить вес изделия до одного килограмма. Одна из последних моделей “сапог” уже весит около 1200 граммов. Но в
производство внедряется модель “Сайгак” (так его решили назвать) — почти в два раза тяжелее.

— Как только новинка попадет в свободную торговлю, у потенциальных конкурентов сразу же появится возможность ее
скопировать, — рассказывает Борис Рудой. — Мы же планируем достаточно долго контролировать этот рынок и готовы каждые
первые полгода снижать вес выпускаемых “сапог” на 400—600 граммов.

На рынок “сайгаки” поступят в несколько упрощенной и усовершенствованной модификации — улучшится крепление к ноге, будут предусмотрены защелки для режима обычного передвижения. Допрыгал, к примеру, “сайгак” до магазина, отключил подачу горючего, как обычный человек сделал покупки и, выйдя из помещения, “полетел” дальше. Появилось в процессе работы и совершенно новое направление — помощь людям с ограниченной подвижностью. По статистике в мире более 100 миллионов
человек пострадали от мин. Модифицированные “сайгаки” могут дать возможность некоторым инвалидам не только нормально ходить, но даже играть в волейбол и баскетбол.

Пока о цене сапог-скороходов производители говорят достаточно осторожно. Первая партия чудо-обуви будет продана с аукциона и, предполагается, цена одной пары может составить несколько тысяч долларов.

К сожалению, сегодня в России не так много внедряется в производство перспективных, с выходом на мировой рынок, разработок. А отечественные заводы, даже обладающие “космическими” технологиями, нередко простаивают — из-за кризиса
конкурентоспособных идей. Да и откуда им взяться? “Пирамида”, связывавшая фундаментальные исследования с реальным
производством, развалилась еще во времена перестройки, а оставшиеся на плаву отраслевые научно-технические центры
превратились из генераторов идей в заурядные конструкторские бюро. Уникальным считается положение в Уфимском
государственном авиационно-техническом университете, где студент с первого курса получает конкретную поисковую тематику. И
для науки не так важно, куда этого студента “кривая выведет”. Любое исследование является вкладом в общую копилку знаний. Из 200—300 на первый взгляд бредовых идей всегда удается выявить несколько перспективных, позволяющих выйти на нестандартные
решения. Причем речь идет о весьма высокотехнологичных сферах.

К примеру, на кафедре двигателестроения УГАТУ, где и родились “сапоги-скороходы”, рядовую задачу на турбулентность даже
университетский (четвертый по мощности в России) суперкомпьютер решает 12 суток. Самой продвинутой на сегодняшний день
“персоналке” (типа P-3, 800) понадобится на нее более полугода. Но работать как-то надо, и уфимские студенты буквально “на
колене” собирают из рядовых “пентиумов” систему параллельных вычислений — выходят на уровень 60 процентов мощности
суперкомпьютера. При этом и отечественное программное обеспечение в этой сфере не имеет аналогов, оно не только быстрее и
надежнее, но и обеспечивает большую точность параметров расчетных моделей.

...Словом, “сапоги-скороходы”, при всей их экзотичности, весьма красноречиво продемонстрировали, что стратегическим
направлением для нашей страны вполне может быть экспорт не только энергоносителей, но и воплощенных в товары новейших наукоемких технологий.

Кудряшов Сергей, соб. корр. “Труда”.
УФА.